"Если мы хотим разбираться в деятельности и мышлении, то мы должны прежде всего четко фиксировать различие между способами, которые суть некоторые конструкции средств и существуют в системе трансляции культуры и передачи через обучение и воспитание, с одной стороны, и решениями, которые существуют в социетальных ситуациях, там где они реализуются
(
Read more... )
Comments 125
Ну так, надо тогда взять какой-нибудь случай решения проблемы и проанализировать, что там происходило.
Reply
Но тут есть трудность. Писателей как-то опросили году в 1930-м, что помогает им в творчестве. Они там разного красивого наговорили, а Алексей Толстой ответил, что помогает клизма утром. Это я к тому, что внешних условий, от которых зависит творческий акт, может быть много, но это вроде бы не о том. А с другой стороны, в психологизм не хотелось бы впасть, занимаясь "состоянием души".
Однако то, что обозначают такими словами, как "разрыв", "тупик", на что-то важное указывает.
Reply
А иначе ничего и не увидешь, кроме «клизмы утром» :)
«Кусочки» будут соединены не тривиальным образом, так, как раньше не соединяли, вот это и характерно для творчества при решении проблем.
Reply
Reply
В любой аксиоматике проблемой является только альфа и омега, начало и финал, и если их не касаться -- то всё в общем будет складно. А вот если касаться... тогда возникает проблема выхода на более высокий уровень, на метауровень. В данном случае говоря "новое" мы говорим о "новизне", которая интерпретируется интеллектом, следовательно нормировать нам придётся нечто сверхинтеллектуальное, или метаинтеллектуальное (назовите как хотите). В противном случае у нас возникает ментальный аналог магнитного монополя, новизна без видимой причины, нормировать её по идее нельзя, но я понятия не имею, что именно методологи тут или вообще подразумевают под
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А абдукция... ну, все эвристические методы как-то причастны, но с ними нужно разбираться.
Reply
Reply
Но, поймите, я не столько феноменологию этого процесса хочу восстановить (хотя и это было бы интересно и, думаю, не невозможно), сколько "метафизику": как это в принципе может быть устроено.
Reply
Reply
Но тут все же немного не о том. Здесь речь о том, как что-то уже найденное, решенное, открытое становится нормой. А до того, в процессе или в момент "сдвига" нормированы могут быть условия, но сам сдвиг.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment