паки о творчестве

Feb 16, 2020 17:45

"Если мы хотим разбираться в деятельности и мышлении, то мы должны прежде всего четко фиксировать различие между способами, которые суть некоторые конструкции средств и существуют в системе трансляции культуры и передачи через обучение и воспитание, с одной стороны, и решениями, которые существуют в социетальных ситуациях, там где они реализуются ( Read more... )

норма, Щедровицкий, творчество, мышление

Leave a comment

Comments 125

kaktus77 February 16 2020, 15:27:39 UTC
== Что происходит, когда решается проблема, не имевшая средств решения?

Ну так, надо тогда взять какой-нибудь случай решения проблемы и проанализировать, что там происходило.

Reply

gignomai February 16 2020, 15:41:54 UTC
Это интересное предложение. Надо подумать, как такое делается.
Но тут есть трудность. Писателей как-то опросили году в 1930-м, что помогает им в творчестве. Они там разного красивого наговорили, а Алексей Толстой ответил, что помогает клизма утром. Это я к тому, что внешних условий, от которых зависит творческий акт, может быть много, но это вроде бы не о том. А с другой стороны, в психологизм не хотелось бы впасть, занимаясь "состоянием души".
Однако то, что обозначают такими словами, как "разрыв", "тупик", на что-то важное указывает.

Reply

kaktus77 February 16 2020, 16:30:20 UTC
Можно заранее сказать, что «каждый кусочек в решении будет иметь отражение в средствах и будет нормирован».
А иначе ничего и не увидешь, кроме «клизмы утром» :)

«Кусочки» будут соединены не тривиальным образом, так, как раньше не соединяли, вот это и характерно для творчества при решении проблем.

Reply

gignomai February 16 2020, 18:53:30 UTC
Так это я понимаю. Но в каком-то смысле само соединение - тоже "кусочек" решения. И именно он-то и не нормирован.

Reply


trita February 16 2020, 15:38:17 UTC
Михайло Ломоносов "в системе трансляции культуры и передачи через обучение и воспитание, с одной стороны, и решениями, которые существуют в социетальных ситуациях, там где они реализуются, - с другой" был поморским рыбаком, им в этих рамках и остался. Интересно, ваши методологические вразумители каким творчеством могут быть отмечены, чтобы претендовать в этом вопросе на компетентность.

В любой аксиоматике проблемой является только альфа и омега, начало и финал, и если их не касаться -- то всё в общем будет складно. А вот если касаться... тогда возникает проблема выхода на более высокий уровень, на метауровень. В данном случае говоря "новое" мы говорим о "новизне", которая интерпретируется интеллектом, следовательно нормировать нам придётся нечто сверхинтеллектуальное, или метаинтеллектуальное (назовите как хотите). В противном случае у нас возникает ментальный аналог магнитного монополя, новизна без видимой причины, нормировать её по идее нельзя, но я понятия не имею, что именно методологи тут или вообще подразумевают под

Reply

gignomai February 16 2020, 15:46:18 UTC
А для того, чтобы свое суждение высказать, Вам не обязательно даже знать, что понимается под нормировкой. В качестве обращенного к Вам вопрос можно поставить так (да я его на разные лады уже и ставил): что нужно/можно сделать с собой, чтобы открыть себя "метаинтеллектуальное"?

Reply

trita February 16 2020, 15:48:26 UTC
в смысле открыть "для себя"?

Reply

gignomai February 16 2020, 15:52:54 UTC
Можно и так. Но я описался, хотел написать "открыть себя метаинтеллектуальному". Различие (важное, по-моему) в том, что этот контакт с тем, что выше, в основе своей страдателен, а не активен. Себя предоставляют высшему для того, чтобы быть вздернутым вверх, над наличным.

Reply


evgeniirudnyi February 16 2020, 16:14:34 UTC
Творчество - это чудо. Но если требуется научный термин для описания этого чуда, то можно взять у Пирса абдукцию.

Reply

gignomai February 16 2020, 18:47:43 UTC
Ну, чудо - это все-таки уход от ответа.
А абдукция... ну, все эвристические методы как-то причастны, но с ними нужно разбираться.

Reply

evgeniirudnyi February 16 2020, 18:54:11 UTC
У меня иногда бывает так: решение приходит утром после сна. Не очень представляю себе, какой может быть ответ на вопрос о том, как пришло решение в этом случае. Как можно с этим разбираться?

Reply

gignomai February 16 2020, 18:58:15 UTC
Э, так мы с Вам "родня"6 у меня тоже просоночные моменты - самые творческие.
Но, поймите, я не столько феноменологию этого процесса хочу восстановить (хотя и это было бы интересно и, думаю, не невозможно), сколько "метафизику": как это в принципе может быть устроено.

Reply


trita February 16 2020, 16:34:35 UTC
Вот что сам автор говорит о нормативе, в ответ на аналогичные возражения ( ... )

Reply

gignomai February 16 2020, 18:51:53 UTC
Спасибо, хорошую цитату напомнили.
Но тут все же немного не о том. Здесь речь о том, как что-то уже найденное, решенное, открытое становится нормой. А до того, в процессе или в момент "сдвига" нормированы могут быть условия, но сам сдвиг.

Reply

trita February 16 2020, 19:11:59 UTC
Сдвиг метаинтеллектуален, как ему ещё быть. Из ничего не происходит что-то, а тезис о нетривиальной комбинаторике вообще ни как не проходит, хотя бы из-за проблемы первичной комбинации хомо сапиенса, которая по любому должна будет возникнуть из ничего.

Reply

gignomai February 16 2020, 19:44:43 UTC
Угу. Но ведь ничто на низшем уровне есть преизбыточная полнота на высшем.

Reply


lev_kuzminsky February 16 2020, 20:46:37 UTC
Кто такие эти паки?

Reply

gignomai February 17 2020, 11:28:12 UTC
Это "снова" по церковно-славянски :))

Reply

lev_kuzminsky February 17 2020, 20:58:18 UTC
"Сим гадом завести часы понеже проследует стрелка полудень башне самой повёрнутой быть" (с)

Reply

psilogic February 18 2020, 09:59:56 UTC
Это надо еще оформить колючей проволокой из твердых знаков и "ятей" :))

Reply


Leave a comment

Up