"Если мы хотим разбираться в деятельности и мышлении, то мы должны прежде всего четко фиксировать различие между способами, которые суть некоторые конструкции средств и существуют в системе трансляции культуры и передачи через обучение и воспитание, с одной стороны, и решениями, которые существуют в социетальных ситуациях, там где они реализуются
(
Read more... )
Ну так, надо тогда взять какой-нибудь случай решения проблемы и проанализировать, что там происходило.
Reply
Но тут есть трудность. Писателей как-то опросили году в 1930-м, что помогает им в творчестве. Они там разного красивого наговорили, а Алексей Толстой ответил, что помогает клизма утром. Это я к тому, что внешних условий, от которых зависит творческий акт, может быть много, но это вроде бы не о том. А с другой стороны, в психологизм не хотелось бы впасть, занимаясь "состоянием души".
Однако то, что обозначают такими словами, как "разрыв", "тупик", на что-то важное указывает.
Reply
А иначе ничего и не увидешь, кроме «клизмы утром» :)
«Кусочки» будут соединены не тривиальным образом, так, как раньше не соединяли, вот это и характерно для творчества при решении проблем.
Reply
Reply
И потом, что значит не нормированные соединения? Это просто непонятно.
Раз это соединения, то это какие-то операции, т.е. нечто заведомо нормированное. Другое дело, что операция применяется к неожиданному материалу, например.
Так, «отмена объективирования» и рассмотрение уравнений как знаковых конструкций - вполне привычный ход. Но никто его не делал до Эйнштейна по отношению к уравнениям механики. Все «кусочки» и соединения нормированы, но в то же время оригинальны и неожиданны.
Reply
Reply
Можно подумать, что задачи решаются по нормам. Как Вы себе это вообще представляете?
== А я говорю о самом моменте или процессе нахождения решения
Я не понимаю, что такое «процесс нахождения решения» - чесание затылка что ли? Имхо, это просто психологизмы.
Есть процесс решения, существующий объективно, и, как правило, вообще не отражающийся в сознании (или отражающийся фрагментарно).
Т .е. реально о процессе решения, как таковом, можно говорить только в рефлексивном анализе (а скорее даже, после проведения большой исследовательской работы).
И, кстати, проблема от задачи здесь ничем не отличается. Решенная проблема - это проблема, переведённая в задачу.
Reply
Reply
Какая разница? Решаемая проблема - это задача. Проблема, как таковая, - это то, что в принципе не решаемо.
== Задача отличается от проблемы тем, что средства решения задачи известны
Это всё абстракции.
Никому заранее не известно, есть средства или нет. Реально различаются не задачи и проблемы, а задачная и проблемная организация МД, выбор которой от самой проблемы\задачи мало зависит.
Ну и мы же говорили о решенной (решаемой) проблеме, т.е. переведённой в задачу.
== Но ведь вопрос о том, как мы к этому пришли, остается
К чему, к этому? Вы же уже отрефлектировали процесс решения и перевели его тем самым в способ. Теперь им можно пользоваться осознанно. Решать - этим способом.
Или Вы считаете, что возможен какой-то универсальный решатель, которым решают вообще всё. Ну, это как-то совсем наивно.
Reply
---------------
Но меня интересует то, что не удается эксплицировать как способ решения, последовательность операций. То, что перевело меня из позиции не знающего способ в знающего его, открытие способа.
Это - не "универсальный решатель", то, что о нем может сказать рефлексия не представимо как последовательность операций, это какая-то антропологическая реалия.
Ну вот можно ли представить проблематизацию в виде последовательности операций типа алгоритма?
Reply
== То, что перевело меня из позиции не знающего способ в знающего его
Т.е. Вы говорите о следующем витке рефлексии, о рефлексии над рефлексией. Ну, тоже возможная тема. Но здесь вроде уже другой предмет - не способ решения, а рефлексия (этого способа).
Reply
Вот что я понял из Ваших объяснений.
Мы ничего не можем сказать о решении, пока оно не найдено и не описано - либо в проекте, проспективно, либо в рефлексии и исследовании.
Но как-нибудь содержательно может быть охарактеризован - проспективно или в рефлексии - "участок пути" между осознанием разрыва/тупика и нахождением решения?
Я разве о фантоме спрашиваю? Ведь это реально воспроизводящаяся ситуация - поиск решения.
Reply
Так вроде это и называется у нас процессом решения. Разве нет?
А что тогда такое «процесс решения»?
Reply
Я все время толкую о части 1. Для нее нет в наличии готового способа и она, по-моему, не нормирована. Да и в рефлексии вроде бы не всегда удается ее описать, разве что метафорами: "стукнуло", "врубился", "озарило" и т.п. Психологи говорят об "ага-эффекте".
Соответственно, и обучать(ся) этому непонятно как. Можно научить способу, а вот наитию... Можно условия создавать - вроде того, о чем я раньше писал: поместить в экстремальную ситуацию в расчете на... непонятно что, сразу психологизм лезет.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment