Перевожу книгу Аркадия Шуфрина «Гнозис, теофания, обожение: Климент Александрийский и его источники». Встречаются вещи, которые хочется обсудить. Например, распространенное (и не только в пределах христианства) представление о дурной жизни как о сне и о пробуждении как о прозрении и просветлении. В книге рассматриваются несколько вариантов такого
(
Read more... )
Comments 78
А если верить легендам истории, то знание об отсутствии знания сначала пришло Сократу,через него Платону, который откликнулся и "пробудился" к знанию высшему.
Так что... - 2.1
Кстати, обратите внимание, что "дурной природой происходящего" метафора сна гностиков разительно отличается от платоновской метафоры пещеры (как и вообще гностицизм от его онтологии Блага). Вот поэтому тесная увязка гностицизма с ранним христианством, которое, чтоб ни говорили, по своей сути платонично, мне кажется сомнительной.
Reply
-------------
"по сути"--м.б. :>)
но в плане явленнности оно-таки амбивалентно.
"мир во зле лежит", и т.п.
Reply
но не "мир - зло". разница существенная.
И, чесс говоря, я никакой амбивалентности не вижу у христианства "в плане явленности" . может потому, что просто называю это выстраиванием приоритетов. а они совпадают с платоновскими.
запутывает еще то, что некоторые адепты и "школы", в общем, признавая эти приоритеты, сами желают "пробиваться" напролом, по-своему. однако это в буквальном смысле дело техники...
Reply
----------
ну, да: мир прекрасен, а тело--гробница.
прекрасная гробница :>)
у ап. Павла, впрочем, и посильнее выражения есть. а именно это самые ранние христианские тексты, кот. до нас дошли.
Reply
я бы выбрал вариант 2.2, но с учётом степеней. Т.е. пробуждение (=просветление) может быть ступенчатым, возрастать, а не так что разовое событие. Почему не 2.1? Потому что связь с Богом в какой-то степени всегда есть. И осознание иллюзорности мира имплицитно содержит в себе альтернативу этой иллюзорности: осознание связи с единым Богом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Хоть по первому варианту, хоть по второму - сплошное уныние
Reply
Reply
Той религии, в которой я никогда не состояла, не состою и состоять не собираюсь, хотя и посещала их собрания много лет
Потому что кроме Бога и ближних люблю еще творение Божье - материальный космос
У Терьяра де Шардена первая фраза его Божественной среды - "Тем, кто любит мир"
Так вот я из тех...
Reply
Впрочем, я Вас нисколько "туда" не склоняю и сам не собираюсь. Нашу жизнь как спячку можно воспринимать, вовсе не отрицая мира: чтобы увидеть истинный лик мира Божьего тоже надо проснуться и "промыть глаза".
Reply
И гнозис: у него имеются в виду гностики?
Reply
Reply
Уже жду! :)
Сообщите когда будет издана? Буду следить.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment