Перевожу книгу Аркадия Шуфрина «Гнозис, теофания, обожение: Климент Александрийский и его источники». Встречаются вещи, которые хочется обсудить. Например, распространенное (и не только в пределах христианства) представление о дурной жизни как о сне и о пробуждении как о прозрении и просветлении. В книге рассматриваются несколько вариантов такого
(
Read more... )
Comments 78
(The comment has been removed)
Сон ведь это бессознательность или неполная осознанность собственных мотивов, побуждений. Я согасен, что нашу жизнь можно уподобить сну в этом, расширительном смысле. Но в жизни-сне (говорят, что и в обычном сне это в какой-то мере так) мы не совсем бессознательны. В ней много поводов и возможностей проснуться, когда в наших силах сделать движение, которое, как мы верим, будет поддержано благодатной помощью. Это-то и есть покаяние, и Вы правильно, по-моему, пишете, что покаяние пробуждает.
И с тем, что пробуждения недостаточно, я согласен.
А у Климента там тонкая диалектика на сей счет и все это еще в полемике с гностиками. Но мне нужно снова туда погружаться, чтобы восстановить.
Reply
--
Это - точно. По поводу же множества дверей надо подумать. Гарантий, конечно, нет никаких. Но можно ли утверждать, что никакой помощи от уже пройцденного? Не знаю... опыта мало.
Reply
http://ttumanova.narod.ru/materiali/nahman.htm
Reply
Отдельная благодарность за то, что вернули меня к этой теме.
Reply
Leave a comment