Перевожу книгу Аркадия Шуфрина «Гнозис, теофания, обожение: Климент Александрийский и его источники». Встречаются вещи, которые хочется обсудить. Например, распространенное (и не только в пределах христианства) представление о дурной жизни как о сне и о пробуждении как о прозрении и просветлении. В книге рассматриваются несколько вариантов такого
(
Read more... )
Перевожу для издания, но - с наслаждением: книга блестящая, я на ней умнею :). Да, она написана по-английски, но там мне и с греческим приходится иметь дело - хорошо, автор помогает много. Шуфрин из России, но сейчас работает в Америке, это его диссертация.
С гнозисом там крутая интрига. Климент - православный, но большой ценитель гнозиса, Богопознания. С самим гнозисом, как я узнаю из книги, сплошная путаница. Этим именем любят называть все, что угодно, по критериям невнятно сформулированным - это не то чтобы лишено смысла совсем, но требует осторожности. Древний гностицизм тоже очень неоднороден. Шуфрин (вместе с рядом других исследователей) выделяет Василида и Валентина как христиан, очень близких к кафолическому христианству. И в частности, у них очень много общего с Климентом, на которого они, скорее всего, повлияли.
Собственно, тема книги в целом - православная переработка Климентом раннехристианского гнозиса, Филона и некоторых идей Аристотеля.
Reply
Уже жду! :)
Сообщите когда будет издана? Буду следить.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Хотя настоящее пробуждение - это тоже пробуждение. Про это у меня много написано было, но не хочется Вас, занятого человека, грузить своими фантазиями.
Reply
О Ваших "фантазиях". Мне это интересно. Если без обид на то, что быстро может не получиться, то пришлите.
Reply
о пробуждениях: http://elenakosilova.narod.ru/tmp/alter4.htm
Но это длинно и бестолково, поэтому и не хочу грузить. Я не кокетничаю. Если б это было кратко и вразумительно, я б уже давно все тут же сказала.
Reply
А из Вашей попытки систематизации больше всего впечатлило безоговорочное отнесение жизни в производстве к растительной. Круто!
Reply
Производственная жизнь мне знакома не слишком хорошо. В тот момент я находилась под впечатлением романа Сорокина "Тридцатая любовь Марины". Но из того, что мне знакомо - я согласна с ее отнесением к растительной. растительная ведь может быть очень интенсивна. Тут, если так можно выразиться, дело не в знаке функции и не в абсолютном значении этой функции, а в том, как себя ведет производная. Вот растительная жизнь характерна тем, что производная у нее равна нулю. Она не меняется.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment