Идея двойного заговора

Oct 07, 2021 13:51

Расстрелянных в июне 1937-го года Тухачевского, Якира, Уборевича, Корка, Эйдемана, Фельдмана, Примакова и Путну обвиняли в работе на германскую разведку ( Read more... )

репрессии сталинского времени, 1937

Leave a comment

Comments 42

industry_county October 7 2021, 13:55:36 UTC
Расстрелянных в июне 1937-го года Тухачевского, Якира, Уборевича, Корка, Эйдемана, Фельдмана, Примакова и Путну обвиняли в работе на германскую разведку.

Это конечно не работа на германскую разведку...

"28/VIII сего года на мою квартиру во время моей командировки пришел Вольпин и А.Т. Векова. Сидели у жены, пили чай. Вольпин жаловался на скуку жизни, что его затирают как поэта. Саянская спросила, почему бы не печататься ему в 'Правде'. На это Вольпин сказал, что если б его звали даже в 'Правду', он бы не пошел, т.к. его убеждения не позволяют ему работать в партийном органе и что он свое перо большевикам никогда не продаст. Жаловался далее на скуку. Ему Векова и Саянская сказали: 'ну изобретите что-нибудь, поезжайте куда-нибудь'. На это Вольпин полушутя-полусерьезно сказал:
  - Куда там ехать... Нет, вот Сталина я бы убил.  Обе они испугались, просили не говорить громко и не болтать зря. Саянская сказала: 'Разве в Сталине дело? И что вы докажете смертью одного человека?' И напомнила о Штерне, что он своим покушением ничего не сделал ( ... )

Reply

gercenovec October 7 2021, 15:28:35 UTC
И какое этот эпизод с Вольпиным имеет отношение к Тухачевскому и другим высокопоставленным военным?

Reply

industry_county October 7 2021, 16:11:15 UTC
И какое этот эпизод с Вольпиным имеет отношение к Тухачевскому и другим высокопоставленным военным?

1.Т.е так понимаю нимбы у Т и К были над головами?

2.Этот эпизод показатель и образец того как образуется невинная игра в крысу заговор

И да военные ни в одном мне известном мне гос-ве скромностью не отличались как пример


... )

Reply

gercenovec October 7 2021, 16:25:32 UTC
Нимбов у них не было, просто получается аргумент в стиле "в огороде бузина, а в Киеве - дядька".

Раз журналист Вольпе в 33-м году говорил, что хотел бы убить Сталина, то, следовательно, в 37-м маршал Тухачевский по-любому руководил заговором и сотрудничал с германской разведкой - согласитесь, что логика получается странная.

Уж коли речь идёт о деле Тухачевского - то, наверное, стоит использовать источники, отразившие события, связанные именно с ним, а не с какими-то другими эпизодами советской истории.

Reply


eliabe_l October 7 2021, 17:48:52 UTC
Михаил, архив абвера уничтожен в последние дни войны. Другими словами, немецких документов нет, так как нет и самого архива ( ... )

Reply

gercenovec October 8 2021, 13:40:02 UTC
"Про сообщение Масарика Сталину Вы, наверно, слышали".
А оно разве не постфактум было? Впрочем, я сейчас с ходу подробности не могу вспомнить.

"Если не считать, конечно, аргументом то, что это просто были кровожадные люди, которые убивали верных людей из садистских побуждений".
Видимо, заподозрили в потенциальной нелояльности, не считали такими уж верными.
Опять же - испанские события перед глазами, которые могли подстегнуть подозрительность.

Но потенциальная нелояльность и реальный заговор - всё же разные вещи. Как и ситуация в глазах участников событий и реальные событий - тоже вещи не всегда тождественные.

Reply

eliabe_l October 8 2021, 14:31:14 UTC
Я согласна, что потенциальная нелояльность и реальный заговор это очень разные вещи. Мне просто кажется, что пока не нет доступа к тому, что один американский историк точно назвал missing link, то есть полная информация разведки (включая внешнепололитическую и внутреннюю, то есть агентурные материалы), уверенно говорить о виновности или невиности генералов нельза.

Reply


evgeniy_kond October 8 2021, 04:09:18 UTC
Тайные (от своего же НКИД) сношения с Германией были у Сталина («Миссия Канделаки»), союз с Гитлером на деле (тут и документов искать не надо) заключил он же. А обвинения всех прочих в том, чего хочешь сам - это психологическая проекция.

Reply

eliabe_l October 8 2021, 10:00:16 UTC
evgeniy_kond, Психологическая проекция это не исторический аргумент. Это вообще не аргумент, это домысел говорящего, который ничем, кроме его желания верить, что это так, не подкрепляется ( ... )

Reply

evgeniy_kond October 8 2021, 10:58:06 UTC
Вы столько понаписали, повторяя банальности современной официозного охранительства, но почему-то забыли о еще одном договоре - именно о дружбе, а не ненападении ( ... )

Reply

eliabe_l October 8 2021, 11:46:03 UTC
Конечно, можно объявить неприятные исторические факты - "банальностями современной официозного охранительства", но это отнюдь не меняет того, что это факты, а не измышления, Их не отменить ( ... )

Reply


eliabe_l October 8 2021, 14:28:43 UTC
Михаил, Вы хотите сказать, что Ленин устроил массовое обсуждение Брестского мира - как дисскуссия 1925 года? Или все же Брестский мир обсуждался в довольно узком кругу нобилиата старой гвардии?

Спасибо за уточнение даты публикации романа Эренбурга. Я посмотрю советские журналы, скажем, 1939 года. У меня осталось впечатление, может быть, неверное, что антифашистская пропаганда - скажем, выражение солидарности с испанским народом, шла и в эти годы.

Reply

gercenovec October 8 2021, 15:52:33 UTC
В любом случае у Сталина в 39-м году круг обсуждения был намного уже. Разница - налицо.

По-моему, после договора с Германией тема Испании практически полностью исчезла из центральных газет.
По крайне мере, у меня сложилось такое впечатление от изучения подшивки "Правды". Копался я ней, конечно, давно, но каких-то материалов об Испании не запомнилось.

И антифашистские материалы по Италии исчезли.

В газетах конца 39-го - 1940-го можно найти отдельные публикации, свидетельствующие о том, что в отношениях с Германией не всё было гладко.
Но систематическая антифашистская пропаганда исчезла.

Слово "фашизм" тоже старались не употреблять. А если употребляли - то в специфическом контексте. Например, в пересказе речи Неру на суде, где он говорил о том, что Англия проводит в Индии политику фашизма.

Reply

eliabe_l October 8 2021, 16:43:30 UTC
Конечно, тема войны в Испании исчезла. Гражданская война в Испании была закончена 1 апреля 1939 года, а договор о ненападении ратифицирован осенью 1939 года ( ... )

Reply

gercenovec October 8 2021, 16:46:58 UTC
"Вот, например, в 6 номере ИЖ..."
А журнал был ежемесячным или дважды в месяц выходил?
Ведь если ежемесячный - до это до советско-германского договора.

Статьи о Первой мировой, как я понимаю, в обилии печатались к годовщине её начала (25 лет, как никак).

Reply


eliabe_l October 8 2021, 16:52:09 UTC
Вот, кстати, что пишет "Красный архив", номер 92 за 1939 год: "Германский фашизм не только усвоил демагогические методы пангерманской пропаганды и общую империалистическую пропаганду пангерманского союза, он сделал эти методы еще более циничными, аннексионистскую программу еще более необузданной, приемы деятельности своей заграничной агентуры еще более откровенными и наглыми.

Пользуясь попустительством и даже покровительством со стороны реакционных клик Англии и Франции, он уже добился частичного осуществления своей программы захватов. Ему удалось захватить Австрию и Чехо-Словакию. Он является главным зачинщиком второй империалистической войны."

с. 217.

Reply

gercenovec October 8 2021, 19:52:50 UTC
И опять таки, номер 92 - это первый номер за 39-й год.
До договора с Германией ещё несколько месяцев.

Reply

lenivtsyn October 8 2021, 21:56:31 UTC
Вообще-то, это номер 1 (т.е. начало года) - 92-й он по сквозной нумерации.

Reply


Leave a comment

Up