Речной круиз по Волге. Часть 13. Самара.

Oct 14, 2010 00:17

До Самары еще идти и идти. Сначала про город Тольятти.



Город основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников и переселения крещеных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещеной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города. С этой даты ведется отсчет истории города.



21 августа 1950 года было опубликовано постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. Во время строительства Жигулевской ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953-1955 годах практически полностью был перенесен на новое место.

Пальмиро Тольятти - генеральный секретарь Итальянской коммунистической партии. Во время посещения детского лагеря Артек потерял сознание и вскоре умер. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1964 года город Ставрополь Куйбышевской области был переименован в Тольятти.

В 1966 году в городе началось строительство крупнейшего в России Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей.

Речной вокзал Тольятти. Речной порт Тольятти.



Жигулевский гидроузел. Речная традиция - оставлять запись на причальной стенке.



Шлюз №21 Жигулевского гидроузла. Верхние шлюзы.



Шлюз №21 Жигулевского гидроузла. Верхние шлюзы. Ворота нижнего бьефа.



Тольяттинский судоремонтный завод.



Шлюз №23 Жигулевского гидроузла. Нижние шлюзы.



Жаркое лето 2010 года. Выжженная солнцем растительность Жигулевского гидроузла.



Следующие фотографии шлюзов Жигулевского гидроузла сделаны ночью на обратом пути.

Нижние шлюзы Жигулевского гидроузла. Навстречу идет теплоход «Георгий Жуков».



Шлюз №24 Жигулевского гидроузла. Нижние шлюзы.



Шлюз №24 Жигулевского гидроузла. Нижние шлюзы. Ворота верхнего бьефа.



Пройдя шлюзы Жигулевского гидроузла, продолжаем свой путь по Самарской Луке - самой большой излучине Волги. На правом берегу Волги Жигулевские горы. Жигули. Красота!

Жигулевские горы. Вечер на Волге.





Закат в Жигулях.



Национальный парк «Самарская Лука», подножье Жигулевских, турбаза «Полет».



Самарская Лука. Гора Верблюд. На теплоходе я услышал второе название этого места. Обезьяньи горы. Посмотрите на две осыпи. При включенном воображении можно представить две обезьяньи морды. Знатоки, подскажите. Как на самом деле называется это место?



Старые каменоломни близ Ширяево. Попова гора.



Ширяево. Именно здесь происходит действие одной из серий «индафлэшки».



Самарская Лука.



Часть 13. Самара.

На снимке слева видна дача самарского купца, художника, фотографа, основателя коллекции Самарского художественного музея К.П.Головкина. Здание в стиле модерн построено в 1909 году.



Стела «Ладья» установлена в 1986 году в честь 400-летия образования Самары. Архитекторы Игорь Галахов и Янкин. Жилой комплекс «Ладья».



Бывший завод КИНАП (выпускал киноаппаратуру и противогазы). Ныне развлекательный центр «KIN-UP».



Самарский государственный цирк имени Олега Попова, Храм во имя Великомученика Георгия Победоносца, бассейн «ЦСК ВВС», монумент Славы.



Самарский государственный цирк имени Олега Попова.

Здание было построено в начале 60-х годов и находится в одном из живописнейших мест на берегу реки Волги. Подобные цирки (по своему внешнему виду и плану) были построены еще в 11 городах бывшего Советского Союза - Уфе, Новосибирске, Донецке, Кривом Роге, Перми, Воронеже, Ворошиловграде, Харькове, Брянске, Череповце. В здании цирка действует музей.

Крыша цирка, как и кепка Олега Попова, в черно-белую клеточку.



Храм во имя Великомученика Георгия Победоносца.



Небольшая церковь в русско-византийском стиле, построена в честь 2000-летия крещения Руси и 55-летия победы в ВОВ. За основу был взят проект петербургского архитектора Э.И.Жибера, ученика К.Тона, современную привязку к местности провел архитектор Ю.И.Харитонов. Храм звучит двенадцатью колоколами, отлитыми в Каменске-Уральском под Екатеринбургом. Снаружи здание покрыто мрамором и природным белым камнем, а внутри его стены украшают фрески.



Площадь Славы.

История создания Самарской площади восходит к 50-м годам XIX столетия. Когда-то на месте нынешней Самарской площади шумел базар. В те времена площадь называлась Воскресенской (в честь находившейся здесь церкви) и была весьма неблагоустроенной: летом утопала в пыли, осенью - в непролазной грязи.

При советской власти церковь была снесена, а вот рынок просуществовал ещё сорок лет и был окончательно ликвидирован лишь в 1960-1961 годы. Потом на его месте был разбит уютный сквер по проекту архитектора А.А.Терсаркисова.

Долгое время Самарская площадь была замкнута небольшими зданиями. Но с открытием в 1971 году площади у монумента Славы и в 1975 году сквера Победы с 30-струйным фонтаном, построенным в честь тридцатилетия победы в Великой отечественной войне, Самарская площадь получила выход к Волге.

Самарская площадь плавно переходит в площадь Славы. Здесь, напротив здания областной администрации, в окружении пилонов, на которых высечены имена Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы, находится мемориальный комплекс «Скорбящая мать», украшенный символическим барельефом Родины-матери. В память о 225 тысячах павших на полях сражений Великой Отечественной войны жителей Куйбышева и Куйбышевской области горит вечный огонь.

В центре площади находится монумент Славы.



Горельеф «Скорбящей Матери-Родине».

Вечный огонь монумента был зажжен 5 сентября 1971 года - в год 30-летия начала Великой Отечественной войны в память о 225 тысячах уроженцах Куйбышева и Куйбышевской области, павших на полях сражений. Огонь горит в окружении пилонов, на которых высечены имена Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы. Скульптор - Бондаренко П., Кирюхин О. Архитектор - Самсонов А.



Гостиница «Волга».



В сквере близ Площади Славы.



Самарская ГРЭС.



Жигулевский пивоваренный завод - один из старейших пивоваренных заводов России. Завод был построен в 1881 году австрийским подданным Альфредом Филипповичем фон Вакано.

Именно на этом заводе изначально производилось знаменитое Жигулевское пиво.



Войсковая часть № 5599 Внутренних Войск МВД России, Жигулёвский пивоваренный завод, улица Куйбышева.



Торговый центр строительства и ремонта «Кубатура».



Самарский речной вокзал.

Построен в 1971 году по проекту архитектора Ю.Когана. Его причальная стенка имеет протяженность около 600 м.



Самара - крупный город в России на левом возвышенном берегу реки Волга в излучине Самарской Луки, между устьями реки Самара и реки Сок, административный центр Самарской области.

В древности Волгу называли Ра. А тут одна мелкая и наглая речушка сказала: «Да я сама Ра!» Так и стали называть эту речку «Сама Ра» или «Самара».

Первое историческое упоминание о местности, на которой позже возникла Самара, относится к 1357 году, когда Святой Алексий, митрополит Московский и Всея Руси, на пути из Орды посетил «жившего близ устья реки Самары благочестивого пустынника и, взирая на счастливое местоположение окрестностей, предрек существование большого города». Упоминание поселений возле Самарской Луки, в том числе пристани с «крепостцой со служивыми людьми» у места впадения реки Самары в Волгу в русских летописях приходится на 1361 год, а поселение-пристань Samar впервые отмечено на карте венецианских купцов Пицигано в 1367 году.

Официальная дата основания крепости - 1586 год, когда по приказу царя Федора Иоанновича на берегу Самары под руководством князя Григория Засекина стала строиться крепость Самарский городок.

До начала возведения в устье реки Самары русской крепости московское правительство вело переговоры с ногайским мурзой. Чтобы не раздражать его, власти мотивировали строительство исключительно целями защиты ногайцев «отъ воровъ отъ казаковъ».

Основное предназначение крепости заключалось в том, что она позволяла контролировать огромную территорию среднего течения Волги и устья Самары, вести планомерное завоевание земель, прикрытие Руси от набегов кочевников и обеспечение водного пути от Казани до Астрахани.

Крепость была построена на месте, где позже была расположена ныне не существующая Хлебная площадь. Первыми жителями стали служилые люди: дети боярские, стрельцы, пушкари и воротники, которые несли сторожевую службу, охраняя новую крепость «отъ воровъ» и от ногайских нападений. До наших дней крепость не сохранилась, однако в 1986 году, в память о четырехсотлетии города, на углу улиц Водников и Крупской были возведены сруб, имитирующий одну из башен самарской крепости, и фрагмент стены с памятной доской.

Валериан Владимирович Куйбышев - советский политический и партийный деятель, революционер. В 1917 году приехал в Самару, где возглавил Самарскую организацию РСДРП и был избран председателем Совета. В октябре 1917 года участвовал в установлении Советской власти в Самаре, был председателем Самарского революционного комитета и губернского комитета партии большевиков. В годы Гражданской войны был комиссаром и членом революционного военного совета 1-й и 4-й армий, руководил Самарской партийной организацией.

С 1935 по 1991 годы город Самара назывался Куйбышев.

Улица Фрунзе.





Храм Пресвятого Сердца Иисуса. Улица Фрунзе, 157.



Храм Пресвятого Сердца Иисуса - католический храм в Самаре.

В связи с тем, что строительство храма было осуществлено польской общиной, известен также, как Польский костел.

В 1902 году началось строительство каменного храма в неоготическом стиле по проекту московского архитектора Фомы Богдановича. Руководил строительством известный самарский архитектор Александр Щербачев. Освящение церкви состоялось 12 февраля 1906 года. Высота здания 47 метров.



Памятник Василию Чапаеву.

Создан в 1932 на одноименной площади. Многофигурный памятник чапаевцам имеет высоту 10 метров, размеры в плане 17 на 22 метров. Копию памятника, выполненного в 1933 году, можно увидеть в Санкт-Петербурге перед зданием академии имени С.Буденного.



Бывшее здание штаба Приволжского (Приволжско-Уральского) военного округа (ПРИВО, ПУРВО).

Дом на углу улицы Фрунзе и площади Чапаева. Здание построено в 1930 году. Было торжественно открыто к 50-летию Климента Ворошилова 5 февраля 1930 года. Сейчас штаб перевели в Екатеринбург, а здание осталось памятником конструктивистской архитектуры.



Самарский академический театр драмы имени Горького.

Профессиональный самарский театр начал свою карьеру с комедии Николая Гоголя «Ревизор». В 1888 году театр открывает новый сезон в только что отстроенном каменном здании, возведенном по проекту архитектора Михаила Чичагова в условно-русском стиле. В 1901 году на сцене самарского театра впервые были представлены публике пьесы Максима Горького. После смерти писателя, в 1936 году, театру присваивается его имя, а в 1977 году - почетное наименование «Академический».

В 1967 году была произведена реконструкция здания, и в наши дни архитектуру 1888 года представляет только фасадная часть.



Улица Фрунзе, 169. Жилой дом «Муха».

«Муха» - жилой дом, стилизованный под стиль модерн, расположен на площади Чапаева рядом со зданием Академии культуры и искусств. По мнению некоторых архитекторов, стилизация оказалась неудачной. Кроме того, отмечается, что странным является вынос узких оконных пролетов на фасад здания, который «смотрит» на площадь и панораму Волги и Жигулей. Логичнее было бы предоставить жильцам более обширный обзор, но, возможно, жильцы не захотели предоставить такой же обзор обывателям. Название вызвано посвящением Альфонсу Мухе - чешскому художнику, работавшему в стиле арт-нуво (то есть модерн, в отечественной традиции).



Самарская государственная академия культуры и искусств (СГАКИ).

ВУЗ основан в 1971 году как Куйбышевский государственный институт культуры, в 1991 году переименован в Самарский государственный институт искусств и культуры, а в 1996 преобразован в Самарскую государственную академию культуры.



Внутренний двор Самарской государственной академии культуры и искусств. Здесь находится вход в бункер Сталина.



Бункер Сталина в Самаре.

6 января 1943 года в Куйбышеве госкомиссия официально приняла в эксплуатацию спецобъект № 1, более известный жителям Самары как музей гражданской обороны «Бункер Сталина». Как известно, он был самым надежным бомбоубежищем времен Второй мировой войны. У Черчилля в Лондоне рабочее место находилось на втором подземном этаже. У Рузвельта примерно на таком же уровне. Логово Гитлера в Берлине имело глубину 16 метров. «Бункер Сталина» в Самаре находится на глубине 37 метров.

Он мог выдержать прямое попадание самой большой в то время двухтонной фугасной авиабомбы. В нем можно было спокойно пережить химическую атаку - объект имел надежную систему жизнеобеспечения, запас воды и продовольствия, собственную дизельную электростанцию и систему регенерации воздуха наподобие той, что применялась в крупных подводных лодках.

В бункере имеется четыре служебных помещения. Зал заседаний площадью 72 квадратных метра, в котором одновременно могут работать свыше 100 человек. Была в нем еще комната отдыха для Верховного главнокомандующего. Здесь по сей день стоит простой рабочий стол, кресло, диван, накрытый холщевым чехлом, а на стенах - портреты Суворова и Кутузова.
Строился бункер сверхскоростными темпами. В октябре 1941 года из Москвы прибыл поезд с метростроевцами и необходимым оборудованием.

Работы велись круглосуточно, в две смены. Менее чем за год было вынуто 25 тысяч кубометров грунта, уложено 5 тысяч кубометров бетона. По ценам 1942 года строительных работ было выполнено более чем на 8,5 миллионов рублей - это стоимость целой эскадрильи самолетов Ил-2.

Бункер оставался в полной боеготовности до самого конца войны. В послевоенное время здесь находился запасной штаб гражданской обороны. Объект рассекретили только в 1990 году.



















Зал заседаний. Копия зала заседаний в Московском Кремле.



Комната отдыха для Верховного главнокомандующего. Голубой шелк на стенах похож на окна и уменьшает ощущение замкнутого подземного пространства.







Находясь на поверхности, во внутреннем дворе Самарской государственной академии культуры и искусств, никогда не подумаешь, что здесь есть такое грандиозное подземное сооружение.

Евангелическо-лютеранская община (приход) Святого Георга. Архитектурный ансамбль, построенный в 1865 году в стиле провинциальной неоготики, восходящий к немецкому средневековью. С 1992 года здесь снова проводятся богослужения.

Гостиница «Бристоль-Жигули» одна из старейших гостиниц города Самары. Основана в 1897 году. Гостиница расположена в деловом и историческом центре города, недалеко от речного вокзала и набережной реки Волги. Гостиница была полностью реконструирована в мае 2009 года.



ОАО «Самараэнерго» на Ленинградской улице. Здание построено предположительно в конце XIX - в начале XX веков. Является памятником архитектуры.



Улица Ленинградская.









Ленинградская улица, дом 2. Жилой дом.



Фонтан «Самара».



Улица Венцека.



Преподобный Сергий Радонежский, Игумен и молитвенник Земли Русской.



Возвращаясь на теплоход, я сначала не понял, что происходит на причале. Невеста стоит? Нет, не невеста. Женщина-торт? Нет, не торт. Оказалась женщина-стол.

Встреча речных туристов командой теплохода «Президент».



Читать дальше. Часть 14. Усовка. «Зеленая стоянка».

Все части рассказа о круизе с 12 по 30 августа 2010 года по маршруту Москва - Астрахань - Москва на теплоходе «Сергей Кучкин».
Часть 1. Северный речной вокзал.
Часть 2. Канал имени Москвы.
Часть 2,5. Теплоход «Сергей Кучкин». Детали.
Часть 3. Углич.
Часть 4. Мышкин.
Часть 4,5. Питание на теплоходе «Сергей Кучкин». Завтрак.
Часть 5. Ярославль.
Часть 6. Кострома.
Часть 6,5. Внеплановая.
Часть 7. Плёс.
Часть 8. Нижний Новгород.
Часть 8,5. Теплоход «Михаил Фрунзе».
Часть 9. Козьмодемьянск.
Часть 10. Чебоксары.
Часть 10,5. Питание на теплоходе «Сергей Кучкин». Обед.
Часть 11. Казань.
Часть 12. Ульяновск.
Часть 12,5. Дизель-электроход «Композитор Глазунов».
Часть 13. Самара.
Часть 14. Усовка.
Часть 14,5. Теплоход «Сергей Кучкин». Машинное отделение.
Часть 15. Саратов.
Часть 15,5. Питание на теплоходе «Сергей Кучкин». Ужин.
Часть 16. Волгоград.
Часть 16,5. Мероприятия на борту теплохода «Сергей Кучкин».
Часть 17. Ахтуба.
Часть 17,5. Встречи на воде.
Часть 18. Астрахань.

Ещё. Речные круизы, прогулки по рекам, речные мероприятия.

круиз, Тольятти, Самара, мои фото, 2010, проект 92-016, т/х Сергей Кучкин, ВодоходЪ, Волга

Previous post Next post
Up