Перед нами вход в Беломорско-Балтийский канал, в его первый шлюз. Переход по каналу от Онежского озера до Белого моря займет у нас целые сутки. Не знаю, как другим, а мне нравится смотреть на шлюзы и близкие берега. Это вам не посреди огромного водохранилища болтаться, где кроме неба и воды больше ничего не видно.
Ко входу в Беломорканал мы подошли еще вечером и простояли на рейде до глубокой ночи. Только в 1:40 7 августа 2016 года снялись с якоря и пошли в первый шлюз, выйдя из которого встретили единственную на канале пассажирскую «встречку».
02.
Ей оказался
теплоход «Господин Великий Новгород». Его я раньше никогда еще не встречал. Кстати, из-за ширины камер шлюзов ББК всего 14,3 метра, из пассажирских теплоходов по каналу могут ходить только 646 да 588 (с обрезанным привальным брусом) проекты. 301 и 302 сюда просто-напросто не влезут.
03.
Беломоро-Онежское соединение известно с глубокой древности, а первые письменные описания этого волокового пути относятся к XV-XVI векам.
04.
Если же говорить о проектах сквозного водного пути между Онежским озером и Белым морем, то первые изыскания в районе нынешнего ББК начались в середине XVIII века и продолжались в течение всего XIX века и вплоть до Первой мировой войны. В XIX и начале XX века было разработано несколько проектов канала, наиболее известные из которых - проект инженера Здзярского (1886-1888г), проект инженера Калиновича (1915г) и разработки профессора Тимонова (его проект, в отличие от остальных предполагал возможность плавания по Беломоро-Онежскому пути морских судов). По всем дореволюционным проектам сооружения канала предполагались полностью деревянными.
05.
Изыскания и разработки, несмотря на неимоверные сложности, продолжились и после 1917 года. В 1922 году Цупводпути НКПС на основании всех предыдущих материалов был разработан проект постройки канала, имевший цель: во-первых, определить стоимость сооружения при различных условиях (просматривались несколько вариантов глубины, размеров шлюзов, типов гидротехнических сооружений и др.), а во-вторых, определить объемы дальнейших изысканий.
06.
К проекту строительства Беломорканала вернулись в апреле 1930 года, и события стали развиваться с невероятной быстротой. У проекта было большое будущее - Сталин одобрил это строительство и распорядился дать ему зеленую улицу. Срок стоял небывало короткий - то, над чем ломали головы лучшие умы в течение двух последних столетий, предстояло воплотить за три года. В сентябре 1930 года было издано постановление о возможности привлечения заключенных к строительству канала, строительство взяло под контроль ОГПУ.
07.
По окончательному проекту глубина канала и размеры шлюзов составили 133х14,3 и 4 метра глубины на короле. Также был значительно сокращен объем бетонных работ. Также известно, что человек, изначально назначенный в 1930 году руководителем проекта ББК (профессор А.С.Аксамитный), был расстрелян в 1931 году. Дальнейшим строительством ББК руководил С.Я.Жук - известный впоследствии гидростроитель, по проекту которого были построены также канал Москва - Волга и Волго-Донской канал.
08.
Беломорско-Балтийский канал был введен в эксплуатацию в 1933 году и соединил Белое море с Онежским озером, а через него по Свири, Ладоге и Неве - с Балтийским морем.
09.
Длина Беломорско-Балтийского водного пути от Онежского озера до Белого моря - 227 километров. На канале - 19 шлюзов и 5 ГЭС: Беломорская, Выгостровская, Маткожненская, Ондская, Палакоргская.
10.
Канал имеет естественное питание, которое осуществляется из лежащего на водоразделе Волозера и смежных с ним озер за счет естественного притока воды в эти озера, а также стоком, зарегулированным боковым водохранилищем, расположенном на одной из рек, впадающей в водораздельный бьеф.
11.
Проходим озеро Выгозеро, на берегу которого стоит город Сегежа. Видны трубы Сегежского целлюлозно-бумажного комбината.
12.
Беломорско-Балтийский канал имеет три ярко выраженных участка:
1. Короткий и крутой южный склон, имеющий протяженность 10,9 километров, проходящий по долине впадающей в Онежское озеро реки Повенчанки. Здесь размещены гидроузлы и 7 шлюзов (6 - двухкамерных, 1 - однокамерный) с общим падением воды около 70 метров.
2. Водораздельный бьеф канала, имеющий длину 22,6 километра, включающий верховье реки Повенчанки, три озера и соединяющие их каналы.
3. Длинный и достаточно пологий северный склон, имеющий длину 188,5 километров. На северном склоне на протяжении 188,5 километров, судовой ход проходит по пяти озерам и старому руслу реки Выг. На этом склоне размещены гидроузлы с 12 шлюзами (7 двухкамерных и 5 однокамерных), разделенными промежуточными бьефами длиной от 1,3 до 87 километров. Общее падение северного склона - около 100 метров.
13.
С погодой нам очень повезло в этот день. Особенно по сравнению со вчерашним дождем и болтанкой в Онежском озере.
14.
Прям еду и отдыхаю :)
15.
Но местность здесь глухая, безлюдная. Какое-то оживление наступает только в шлюзах с автоматчицами.
16.
17.
18.
Вторая «встречка» за весь путь по каналу. Больше на канале мы никого не встречали. С судоходством тут полнейшая тишина.
19.
Подходим к шлюзу №11. Что это за водяной обрыв? Канал закончился? Нет. Это Шаваньская плотина. Построена из наклонных деревянных кряжей. Высота 12 метров, длина 100 метров. Ее особенность - постоянное орошение древесины водой, предохраняющее от гниения.
20.
А одиннадцатый шлюз находится немного в стороне.
21.
Вид снизу на Шаваньскую плотину.
22.
Интересная особенность шлюзов Беломорканала - здесь запрещена фотосъемка. Очень сложно не подчиниться требованию красивой девушке в форме и с автоматом в шлюзе, которая простит тебя убрать фотоаппарат.
23.
На участке между 13 и 14 шлюзами ББК прямо из воды торчит водонапорная башня затопленной деревни Кильбо.
24.
25.
Прошли шлюз №14 у поселка Сосновец.
26.
Взгляд на сам шлюз после выхода из него.
27.
Идем по вечернему Беломорканалу.
28.
29.
30.
31.
Шлюз №15.
32.
Канал почти весь пройден. Уже поздней ночью встали перед шлюзом №19. Оформляли документы на выход в море.
33.
Остается один шлюз, и мы выходим в Белое море. Завтра Соловки!
34.
Организатор круиза «Русский север» -
«Круизный флот «Русич».
Читать дальше. Часть 8.
Соловки. День первый.
Рассказ о путешествии на Соловки и в Архангельск на теплоходе «Русь Великая» с 4 по 17 августа 2016 года в круизе «Русский север»:
Часть А.
Питерские «Метеоры».
Часть Б.
Санкт-Петербург. Предкруизное.
Часть 1.
Начало круиза, отправление из Санкт-Петербурга.
Часть 2.
Старая Ладога.
Часть 3.
Вверх по Свири.
Часть 4.
Чем кормят в ресторане теплохода «Русь Великая» (с 1 по 7 день круиза).
Часть 5.
Кижи.
Часть 6.
Переход по Онежскому озеру.
Часть 7. Беломорканал.
Часть 8.
Соловки. День первый.
Часть 9.
Теплоход «Сапфир».
Часть 10.
Соловки. День второй.
Часть 11.
Переход по Белому морю от Соловков до Архангельска.
Часть 12.
Архангельск.
Часть 13.
Пароход-колесник «Н.В.Гоголь».
Часть 14.
Северодвинск.
Часть 15.
От Архангельска до Медвежьегорска.
Часть 16.
Чем кормят в ресторане теплохода «Русь Великая» (с 8 по 14 день круиза).
Понравился рассказ? Жми на кнопку!
Добавь меня в друзья! Прочитай первым новую часть рассказа о круизе на Соловки и в Архангельск! Смотрите и читайте еще:
мои рассказы и отзывы о речных круизах.