Срединная Литва. Часть 2. А что же Польша?

Jun 01, 2012 21:06


Переговоры об установлении границы Литвой и РСФСР в апреле-июле 1920 года шли в условиях, когда местность, о которой шла речь, контролировалась польскими войсками. Заключённый договор предусматривал возможность ведения РККА боевых действий на "территорий, по настоящему договору составляющих территорию Литовского Государства, с тем, однако, условием, чтобы по миновании военно-стратегической надобности Российские войска были выведены из означенных территорий". В соответствии с этим пунктом, 14 июля (через два дня после подписания Советско-литовского договора) 15-я кавалерийская бригада 3-го конного корпуса Гая заняла Вильно. Польские части отступали на Гродно под ударами как РККА, так и литовских частей. При этом значительные потери понесла 2-я Литовско-Белорусская дивизия (2 ЛБД) польской армии. Уже 15 июля в Вильно прибыли части 1-й дивизии литовской армии (гусарский полк, 7-й и 8-й пехотные полки) под командованием полковника Ладыги. Однако это отнюдь не означало передачи управления городом Литве. (В какой-то момент литовские войска даже были выведены из города).



Коричневой линией показана граница Литовского Государства и РСФСР согласно договору от 12.07.1920 г.
Фиолетовым - "линия Фоша", предлагаемая в 1919 г.
Сиреневым - демаркационная линия по литовско-польскому соглашению, подписанному 7 октября 1920 г.
Зелёным - провозглашённая граница БНР.
Штриховкой показаны зоны эвакуации РККА согласно конвенции от 6 августа 1920 г. Северо-западная граница зон одновременно показывает демаркационную линией между РККА и частями литовской армии.

Конвенция об эвакуации российских войск из Виленского края была подписана только 6 августа, когда части РККА уже подходили к Варшаве. Предусматривался зональный вывод: - из северной части Виленского края в течение трёх дней после подписания, и из Вильно - к 1 сентября, южная часть - по дальнейшему согласованию. Фактически части РККА покинули город 25 августа после ультимативных требований литовской стороны, на следующий день в него вошли литовские части. Обе стороны имели основания спешить. Литву вполне резонно раздражало функционирование на её территории иностранной администрации и большевистская пропаганда среди местного населения. Но куда более серьёзным фактором стало польское контрнаступление. Для советской стороны Виленский край становился из узла коммуникаций лишними километрами фронта. Литва же опасалась, что поляки на плечах отступающего Западного фронта вновь займут Вильно. А так существовала надежда, что Польша не пойдёт на лишний конфликт. Тем более что 10 июля, под нажимом Великобритании, Польша признала права Литвы на Вильно.

Однако уже в начале сентября, с выходом польских войск к литовской границе, начались столкновения отдельных частей. Уже 28 августа авангард 1-й дивизии Легионов подошёл к Августову и разоружили литовскую пограничную охрану. 2 сентября литовские войска силами 2-й пехотной дивизии попытались отбить город, но безуспешно. Поляки перешли в контрнаступление и оттеснили литовцев к Сейно. 22 сентября в ходе Нёманской операции 1-я дивизия Легионов нанесла 2-й литовской пехотной дивизии серьёзное поражение под Сейно (хотя и не смогла окружить её и уничтожить). 26 сентября поляки выбили части РККА из Гродно, а 28-го заняли Лиду.

В этот момент поляки настаивали (в частности на литовско-польских переговорах в Кальварии) на отвод литовских войск за "линию Фоша" - несостоявшуюся демаркационную линию 1919 года. Тогда её не признали ни Литва (ведь за её пределами оказывалось Вильно), ни Польша (так как её войска уже продвинулись гораздо дальше и отступать не собирались). Однако, под нажимом Лиги Наций, на новых переговорах в Сувалках (начались 30 сентября) умерила свои аппетиты. Новая демаркационная линия, в районе Сувалок (от границы с Германией до Нёмана) совпадала с "линией Фоша". Далее шла по Нёману и его притоку - Меречанки до Оран. Оставляя местечко на литовской стороне, а станцию - на польской. Заканчивалась линия на станции Бастуны (на польской стороне), севернее Лиды. Соглашение было подписано в полночь 7 октября и должно было вступить в действие с 10-го.

P.S. Небольшое отступление, не связанное напрямую с темой статьи. Обращает на себя внимание примерное совпадение "линии Фоша" и границы, на которую претендовала БНР. Похоже, в основу границы с Литовским Государством Рада БНР положила вовсе не принцип "где живёт и имеет численное преобладание белорусский народ", а вполне прагматичное желание контролировать железнодорожную магистраль Петроград-Варшава от Двинска до Белостока.

Интересно так же в этом контексте взглянуть на то, как вопрос делёжки железных дорог решал советско-литовский договор. С одной стороны, Бологое-Седлецкая дорога разрывалась и частично оказывалась на литовской стороне. С другой, примечательно, как был разделён молодечненский железнодорожный узел - для обеих сторон сохранилась возможность перехода с одной ветки находящейся на территории государства на другую без необходимости пересечения границы. То есть литовский поезд мог свободно проехать из Вильно через Сморгонь на Лиду, а советский из Полоцка в Минск (то есть объехать участок дороги, оставшийся на литовской стороне через Минск и Барановичи). В целом оба государства сохраняли вполне целостную сеть дорог вдоль границы.

Все статьи по теме "Срединная Литва"

Часть 1. Претенденты на Вильно
Часть 2. А что же Польша?
Часть 3. Инициатива с мест
Часть 4. Как выиграть сражение до его начала?
Часть 5. День первый
Часть 6. Вильно взят!
Часть 7. Что дальше?
Часть 8. От взбунтовавшейся дивизии к 1-му корпусу войск Срединной Литвы
Часть 9. От боёв к плебисциту
Часть 10. Последний рывок

"Параллельные" темы:

Слуцкое вооружённое выступление 1920 г.
Рейд Булак-Балаховича 1920 г..
Финская интервенция (от nord_ursus)

Гражданская_война, Срединная_Литва, Литва, Польско-советская_война, БНР, Польша, Вильно

Previous post Next post
Up