Годовщина Трамвая "Желание"

Sep 09, 2022 21:24


9 сентября 1951 года на Венецианском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Элиа Казана "Трамвай "Желание"" (A Streetcar Named Desire).





Фильм фактически представляет собой перенесённый на киноплёнку спектакль по одноимённой пьесе Теннесси Уильямса. Пьеса была написана в 1944-1947 годах. Премьера спектакля "Трамвай "Желание" состоялась в театре Шуберта в Нью-Хейвене в начале ноября 1947 года, затем состоялись его представления в Театре Уолнат-Стрит в Филадельфии, а 3 декабря 1947 года он переехал в Театр Этель Бэрримор на Бродвее, где выдержал 855 представлений. В 1948 году за эту пьесу Уильямс был удостоен Пулитцеровской премии. Режиссёром спектакля был Элиа Казан.



Успех спектакля по пьесе Теннесси Уильямса побудил независимого продюсера Чарльза Фельдмана выкупить права на экранизацию пьесы, после чего он предложил осуществить экранизацию Дэррилу Ф. Зануку, главе 20th Century Fox, но Занук наотрез отказался, зная, что цензоры вычеркнут из пьесы весь смысл. Тогда с аналогичным предложением Фельдман обратился к Джеку Л. Уорнеру, главе Warner Bros. Уорнер предложение принял.



Предложение снимать фильм по пьесе Теннесси Уильямса было сделано Элиа Казану, но он изначально отказался, мотивируя свой отказ тем, что всё, чего он хотел достичь, он реализовал в сценической версии. Однако, Теннесси Уильямс буквально умолял Казана принять предложение, и тот согласился.



Элиа Казан поставил условие, что в фильме будут играть те же актёры, что играли в его спектакле. Студия согласилась, но с одним исключением: на роль Бланш Дюбуа была предложена очень популярная в тот момент, особенно, после роли в фильме " Наследница", Оливия де Хэвиленд. Трудно сказать, по какой причине де Хэвиленд не сыграла эту роль. По одним источникам, её не устроил размер предложенного контракта, по другим - ей запретил играть эту роль её муж, опасавшийся, что будет нанесён ущерб её репутации. И тогда продюсерам пришла идея предложить эту роль ещё более популярной, но британской актрисе, Вивьен Ли. Которая к тому же играла эту роль в спектакле, поставленном Лоуренсом Оливье в одном из лондонских театров.



Для кассовых показателей это решение продюсеров оказалось чрезвычайно плодотворным: при бюджете в 1,8 миллионов долларов бокс офис фильма только в Северной Америке в первый год демонстрации превысил 8 миллионов долларов. Гонорар Вивьен Ли составил 100 тысяч долларов (эквивалент нынешних 1,23 миллиона долларов), что сделало её самой высокооплачиваемой британской актрисой на тот момент. (Сравните с гонорарами нынешних "звёзд"!) Однако, для самой Актрисы чрезвычайно глубокое погружение в образ своей героини имело негативные последствия: страдая биполярным расстройством Вивьен Ли позже с трудом могла отличить свою реальную жизнь от жизни Бланш Дюбуа.



Что касается исполнителя второй главной роли - Стэнли Ковальски - то утверждение на эту роль Марлона Брандо тоже не обошлось без затруднений. Следует отметить, что ещё на этапе подбора актёров для театрального спектакля у Казана были сомнения в отношении Брандо, которого он считал слишком молодым и слишком красивым для этой роли. И лишь фактический ультиматум со стороны Теннесси Уильямса, что он не видит никого другого в этой роли, убедил Казана согласиться с кандидатурой Брандо. А на этапе кастинга для фильма уже у продюсеров возникли сомнения относительно Брандо, поскольку к тому моменту на его счету был всего один кинофильм - картина Фреда Циннемана "Мужчины". И тут уже Казан выдвинул нечто вроде ультиматума и убедил продюсеров.



В начале съемок между Вивьен Ли и Марлоном Брандо постоянно возникали стычки, но эти конфликты не имели ничего общего с их взаимным отношением к профессионализму друг друга. Брандо просто раздражали изысканные, типично британские манеры и чопорность Ли. А Вивьен Ли раздражала беспардонность, граничащая с грубостью, Марлона Брандо. Случилось так, что в то же время, когда снимался фильм "Трамвай "Желание", муж Вивьен Ли - Лоуренс Оливье - также находился в Голливуде, снимаясь в фильме Уильяма Уайлера «Сестра Кэрри». Однажды знаменитая пара ужинала в ресторане, и там же оказался Марлон Брандо. И двое мужчин подружились. По официальной версии, Марлон Брандо буквально благоговел перед Оливье после его актёрской и режиссёрской работы в фильме "Король Генрих V". По неофициальной версии, или, точнее, по слухам или сплетням в актёрской среде, между Брандо и Оливье завязалась интрижка. Как бы то ни было, после этого отношение Брандо к Вивьен Ли кардинально изменилось. Он перестал её третировать. Хотя позже, в своих мемуарах Брандо отмечал:

"Она (Вивьен Ли) была незабываемо красива, одна из величайших красавиц экрана, но она также была совершенно беззащитна, и ее собственная жизнь была очень похожа на жизнь раненой бабочки Теннесси ... Как и Бланш, она спала почти со всеми и начала деградировать умственно и буквально на глазах изнашиваться физически. Если бы не Ларри Оливье, мне следовало бы дать ей хорошего пинка под зад».



Как бы то ни было, фильм был снят, и довольно быстро: за 36 съемочных дней. И тут начались те проблемы, которые предсказывал Дэррил Ф. Занук: цензоры потребовали внести 68 поправок. Когда требования государственной цензуры были удовлетворены, фильм подвергся яростной атаке со стороны так называемого "Католического Легиона Приличия". Ревностные католики требовали убрать из фильма малейшие намеки на гомосексуальность и изнасилование. "Легионеры приличия" угрожали сорвать демонстрацию картины, где бы она не происходила. Казан даже предложил сделать две версии: одну полную, другую - кастрированную в соответствии с требованиями "легионеров от католицизма". И пусть, дескать, зритель сам выбирает, какую версию ему смотреть. Но кинокомпания Warner Bros. испугалась и выпустила только согласованную с "легионерами" кастрированную версию.



Именно эта обрезанная версия и была показана 9 сентября 1951 года на Венецианском кинофестивале. На этом фестивале фильм Элиа Казана "Трамвай "Желание" был номинирован на главную премию - Золотого Льва. Жюри кинофестиваля под председательством итальянского литератора и кинокритика Марио Громо присудило главную премию шедевру Акиры Куросавы " Расёмон". Компанию "относительных неудачников" картине Казана составили, в частности, фильм Билли Уайлдера " Туз в рукаве", фильм Робера Брессона " Дневник сельского священника" и другие. Но фильм "Трамвай "Желание" без награды не остался. Элиа Казану был присуждён Специальный Приз Жюри "За то, что поставил на экране спектакль, поэтически интерпретировав человечность персонажей благодаря мастерской режиссуре."



В начале 1952 года фильм Элиа Казана "Трамвай "Желание" был номинирован на американскую премию Золотой Глобус. Но Голливудская ассоциация иностранной прессы (ГАИП) сочла более достойной этой премии картину Джорджа Стивенса "Место под солнцем" с Элизабет Тэйлор в главной роли. Ещё одним, по меньшей мере, неоднозначным решением ГАИП было присуждение Золотого Глобуса Ким Хантер, исполнительнице роли Стеллы, в то время как Вивьен Ли осталась без награды. Чуть позже фильм Элиа Казана "Трамвай "Желание" получил 12 номинаций на премию Оскар. Американская киноакадемия присудила свою премию как Вивьен Ли, так и Ким Хантер. А вот в важнейших категориях - Лучший фильм и Лучшая режиссура - Элиа Казан и его произведение снова остались без награды.



В 1953 году фильм Элиа Казана "Трамвай "Желание" получил две номинации от Британской киноакадемии. Но британские киноакадемики в очередной раз проявили свою ксенофобию-лайт, присудив премию БАФТА довольно среднему, но зато британскому, фильму "Звуковой барьер" Дэвида Лина как в номинации Лучший британский фильм, так и в номинации Лучший фильм любого происхождения. Таким кинопроизведениям, как "Расёмон" Акиры Куросавы", " Огни рампы" Чарльза Чаплина, " Забытые" Луиса Бунюэля, " Поющие под дождём" Стэнли Донена и Джина Келли наград Британской киноакадемии не досталось. Зато Вивьен Ли как Лучшая британская актриса за роль в фильме "Трамвай "Желание"" получила премию БАФТА.



Что касается отзывов на фильм Элиа Казана "Трамвай "Желание" со стороны наиболее авторитетных кинокритиков, то их можно описать двумя словами: "всеобщий восторг". Даже Босли Кроузер, отличавшийся весьма придирчивым и едким отношением к кинопремьерам и не упускавший ни единой возможности придраться к недостаткам нового фильма, написал весьма хвалебную рецензию на фильм буквально на следующий день его премьеры в Нью-Йорке:

"Из «Трамвая «Желание»» Теннесси Уильямса, собравшего большинство драматических призов, ...когда он был показан на Бродвее, режиссер Элиа Казан и просто превосходный актерский состав создали фильм, пульсирующий страстью и остротой. Действительно, благодаря захватывающему дух исполнению великой английской актрисы Вивьен Ли в душераздирающей роли деградирующей южной красавицы ... и завораживающим настроениям, которые мистер Казан создал с помощью экранных приемов, эта картина, ... становится не менее, если не более, прекрасным зрелищем чем пьеса. Внутренние муки редко проецируются на экран с большей чувствительностью и ясностью."



По словам гуру американской кинокритики Роджера Эберта, присудившего фильму 4 звезды из 4-х возможных и включившего его в свой список «Великих фильмов», фильм изначально был подвергнут жесточайшей критике. В своей рецензии 1993 года он писал:

"Когда "Трамвай "Желание" был впервые выпущен, он вызвал бурю противоречий. Критики буквально бесновались, обвиняя фильм в безнравственности, декадентстве, вульгарности и всех возможных грехах. И это произошло даже после того, как по настоянию внутренних цензоров кинокомпании Warner Bros. уже были сделаны существенные сокращения в картине. Элиа Казан, ... как мог, боролся против купюр за сохранение первоначальной версии с порезами, но проиграл. В течение многих лет вырезанные кадры - длиной всего около пяти минут, но решающие - считались утерянными. Но благодаря реставрации 1993 года восстановлена первоначальная версия Казана, и мы видим, насколько дерзким был фильм. Из первоначальной версии 1951 года были вырезаны куски диалога, из которых можно было понять, что Бланш Дюбуа отличалась неразборчивостью в связях, возможно, даже была нимфоманкой, которую привлекали молодые мальчики. А также были сокращены наиболее натуралистичные сцены последнего нападения Стэнли на Бланш."

От себя добавлю, что в фильме под влиянием требований цензуры оказалась не прояснённой причина самоубийства первого мужа Бланш, которая в пьесе была озвучена весьма отчётливо: насмешки окружающих из-за его гомосексуализма.



Несмотря на то, что фильм вышел на экраны много десятилетий назад, современные кинозрители оценивают его не менее высоко, чем зрители начала 50-х годов прошлого века. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки 8 и выше. С учетом этого показателя и перечисленного выше рейтинг фильма Элиа Казана "Трамвай "Желание"" по версии FilmGourmand'а составил 8,727, благодаря чему он занял 231-е место в Золотой Тысяче.



И в заключение несколько добавочных сведений. Возможно, не всем известно, откуда взялось название пьесы Теннесси Уильямса и, соответственно, фильма Элиа Казана. С середины 19-го до середины 20-го веков в Новом Орлеане действовало несколько десятков трамвайных маршрутов. В отличие от большинства других городов, где трамвайные маршруты обозначаются номерами, в Новом Орлеане он имели подчас весьма поэтические названия, например, "Эспланада", или "Наполеон", или "Колизеум". Один из маршрутов имел название "Желание". Вот на трамвае этого маршрута Бланш Дюбуа добралась от железнодорожного вокзала до дома своей сестры Стеллы.



И ещё. Во время презентации своего фильма в Санта-Барбаре Элиа Казан встречался со своей знакомой, молодой и мало кому известной актрисой. Эту актрису он представил своему другу, известному писателю и драматургу Артуру Миллеру. Имя этой актрисы - Мэрилин Монро. Что было дальше, поклонникам Монро хорошо известно.

американское кино, шедевры мирового кино, премия оскар, кино

Previous post Next post
Up