День рождения Поющих под дождём

Mar 27, 2022 13:46


27 марта 1952 года в Майами, Флорида, прошла премьера фильма-мюзикла "Поющие под дождём". Режиссёрами картины выступили Стенли Донен и Джин Келли.





Идея о создании фильма принадлежала продюсеру MGM Артуру Фриду. Кинопродюсирование стало его профессией в конце 30-х ходов, с работы на фильме " Волшебник страны Оз", где был помощником продюсера. До работы в кино он был поэтом-песенником, композитором, постановщиком театральных водевилей. К началу 50-х годов его послужной список как продюсера насчитывал более 30 фильмов, в основном, мюзиклов. Под его началом было целое подразделение кинокомпании MGM. И тогда он решил создать фильм-мюзикл, в основе которого были бы песни, написанные им в конце 20-х - начале 30-х годов, как ещё неизвестные публике, так и уже звучавшие в других мюзиклах MGM 30-х годов, причем, не один раз. Например, песня "Поющие под дождём", давшая название фильму, до этого звучала уже в 6 картинах, начиная с 1929 года.



Сценаристам Бетти Комден и Адольфу Грину было дано задание написать сценарий, в который могли бы быть "вплетены" подобранные Фридом песни, которые изначально никак не были связаны какой-либо общей темой или идеей. Комден и Грин справедливо решили, что, раз все предложенные им песни были написаны в конце 20-х - начале 30-х годов, то объединяющей их темой может стать процесс трансформации немого кино в звуковое и коллизии, порождаемые этим процессом. Из 14 звучащих в фильме "Поющие под дождём" песен только две были написаны специально для этого фильма. Определившись с главной темой будущего фильма Комден и Грин достаточно легко справились с поставленной задачей, "списав" образы персонажей фильма с реальных прототипов - актёров, режиссёров немого кино - и их реальных жизненных коллизий.



Прием фильма Стенли Донена и Джина Келли кинокритиками и кинематографическим сообществом сразу после выхода на экраны нельзя назвать радушным. Многие критики обвинили фильм во вторичности по отношению к мюзиклу Винсента Минелли "Американец в Париже", который вышел годом ранее. В начале 1953 года фильм "Поющие под дождём" был номинирован на премию Золотой Глобус в категории Лучший комедийный или музыкальный фильм, но Голливудская ассоциация иностранной прессы отдала предпочтение картине Уолтера Лэнга "С песней в моем сердце". На премию Оскар фильм Стенли Донена и Джина Келли получил только две номинации, причём, во второстепенных категориях, да и в тех не победил.



Любопытно, но обычно брюзгливый кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер, как бы плывя против течения, на следующий день после выхода фильма "Поющие под дождём" на экраны, посвятил ему весьма хвалебную рецензию, в которой отметил:

"Щедро сдобренный музыкой, танцами, цветом, зрелищем и буйным изобилием Джина Келли, Джин Хаген и Дональда О'Коннора на экране, все элементы этой радужной программы тщательно продуманы и гарантированно смоют остатки зимнего уныния и поднимут ваше настроение как взлетевший одуванчик."



На европейских фестивальных площадках фильм "Поющие под дождём" получил номинацию только от Британской киноакадемии в категории Лучший фильм любого происхождения. Но здесь, видимо, сыграл свою роль традиционный шовинизм британских киноакадемиков: премию в этой категории они присудили довольно среднему, но зато отечественному фильму Дэвида Лина "Звуковой барьер". И это несмотря на то, что этот фильм был удостоен премии БАФТА и как лучший британский фильм. В результате, за бортом остались такие киношедевры, как " Трамвай "Желание" Элиа Казана, " Забытые" Луиса Бунюэля, " Расёмон" Акиры Куросавы.



Однако, по прошествии времени, фильмы, которым кинокритиками и кинематографистами было отдано предпочтение перед "Поющими под дождём", стали терять свою популярность у кинозрителей и забываться, а фильм Донена и Келли приобретал всё больше поклонников. И это было отмечено в рецензии 1998 года гуру американской кинокритики Роджера Эберта, который поставил фильму максимальные 4 звезды и включил его в свой список "Великих фильмов":

"Нет более веселого киномюзикла, чем «Поющие под дождем», и немногие из них остаются такими же свежими на протяжении многих лет. Его оригинальность тем более поразительна, если учесть, что только одна из его песен была написана новой для фильма, что продюсеры разграбили складские помещения MGM в поисках декораций и реквизита, и что изначально фильм был поставлен ниже «Американца в Париже», получившего «Оскар» за лучший фильм. Годы лучше, чем Оскар, понимают: «Поющие под дождем» - это трансцендентный опыт, и никто из тех, кто любит кино, не может позволить себе его пропустить."



Через год после первой рецензии Эберт свои выводы относительно фильма подтвердил второй рецензией, в которой отметил:

"Поющие под дождем" был признан одним из величайших фильмов всех времен по опросам международных критиков, и его обычно называют величайшим из всех голливудских мюзиклов. Я не думаю, что этот факт может быть подвергнут каким-либо сомнениям."



Не менее лестную оценку фильму Стенли Донена и Джина Келли дал российский кинокритик Евгений Нефёдов:

"Уникальность «Поющего под дождём» - в редкостной кинематографичности, которой, к сожалению, гораздо реже, чем следовало, отличаются подобные произведения, тяготеющие, скорее, к театральной или эстрадной условности....Фильм (наряду с такими общепризнанными шедеврами, как « Унесённые ветром», « Мальтийский сокол», « Касабланка»…) является сущностно американским, отражая подспудные мечтания целой нации, если не всего мира."



Оценка фильма фильма-мюзикла "Поющие под дождём" рядовыми кинозрителями характеризуется следующими данными. При бюджете в 2,54 миллиона долларов фильм в первый год демонстрации собрал в США 7,2 миллиона долларов. Современные кинозрители по понятным причинам оценивают фильм не долларами, а рейтингами на сайтах IMDB и Кинопоиск. 73% пользователей этих сайтов поставили фильму оценки от 8 до 10. А 25% пользователей, каждый четвёртый, оценили фильм по максимуму - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма-мюзикла Стенли Донена и Джина Келли "Поющие под дождём" по версии FilmGourmand'а составил 8,451, на основании чего он занял 344-е место в Золотой Тысяче.



классика американского кино, американское кино, шедевры мирового кино, мюзикл, кино

Previous post Next post
Up