День рождения Акиры Куросавы

Mar 23, 2023 00:01


23 марта 1910 года в Токио в семье потомка самураев Исаму Куросавы, работавшего  директором младшей средней школы армейского института физического воспитания, и его жены Симы, имевшей купеческое происхождение, родился восьмой ребёнок - Акира.



Акира Куросава во время интервью режиссёру Нагисе Осиме. 1993



Исаму Куросава придерживался западных традиций и видел огромную роль театра и кино в детском воспитании и образовании, благодаря чему Акира первые фильмы посмотрел уже в 6-летнем возрасте. В школе у Акиры проявилась любовь к рисованию, а также к каллиграфии и фехтованию.



Расёмон. 1950. Рейтинг фильма - 9,552. 76-е место в Золотой Тысяче.

Большую роль в привитии Акире любви к кинематографу сыграл его старший брат Хейго, который работал в токийских кинотеатрах переводчиком иностранных немых фильмов. В начале 30-х годов в связи с появлением звукового кино Хейго остался без работы и покончил с собой, а 4 месяца спустя умер ещё один брат Акиры. У него остались только сёстры.



Жить. 1952. Рейтинг фильма - 8,269. 433-е место в Золотой Тысяче.

В 1935 году незадолго до того созданная киностудия Photo Chemical Laboratories (P.C.L.), которая впоследствии стала знаменитой под названием Toho, объявила конкурс на замещение вакансии помощника режиссера. От соискателей требовалось представить эссе с анализом достоинств и недостатков японского кино. Эссе Акиры Куросавы понравилось директору киностудии Кадзиро Ямамото больше всех, и Куросава был принят на работу.



Семь самураев. 1954. Рейтинг фильма - 9,307. 110-е место в Золотой Тысяче.

В течение 5 лет Куросава работал на студии, продвигаясь по карьерной лестнице от третьего помощника режиссёра до главного помощника. И одновременно набираясь необходимых опыта и знаний, поскольку специального образования у него не было. По совету Кадзиро Ямамото Акира Куросава освоил также профессию сценариста.



Трон в крови. 1957. Рейтинг фильма - 8,066. 627-е место в Золотой Тысяче.

В 1941 году Акира Куросава выступал в роли главного помощника режиссёра на съемках фильма "Лошадь". Режиссёром был Кадзиро Ямамото. Но, являясь одновременно директором киностудии, Ямамото был вынужден часто отсутствовать на съемках. И во время его отсутствий Куросава руководил съемочным процессом. Ямамото был очень признателен Куросаве за его работу и в знак его признательности в титрах Куросава был указан не как ассистент режиссёра, а как со-режиссёр фильма. А в 1943 году Акира Куросава уже полностью самостоятельно снял свой первый полнометражный художественный кинофильм "Легенда о великом мастере дзюдо".



Три негодяя в скрытой крепости. 1958. Рейтинг фильма - 8,665. 262-е место в Золотой Тысяче.

Акира Куросава за более полувека своей кинорежиссёрской деятельности снял самостоятельно 29 полнометражных художественных кинофильмов и ещё 3 в содружестве с другими режиссёрами. 13 картин из 29 вошли в Золотую Тысячу FilmGourmand'a, в том числе: " Кагемуся: Тень воина", " Ран", " Расёмон", " Дерсу Узала", "Семь самураев", "Три негодяя в скрытой крепости", " Рай и ад", " Красная борода", " Жить", " Телохранитель", "Трон в крови", "Телохранитель 2: Отважный Сандзюро", " Плохие спят спокойно". Благодаря этому показателю Акира Куросава включён в список 100 самых великих режиссёров мирового кино, составленный FilmGourmand'ом, и занимает в этом списке вторую строчку.



Плохие спят спокойно. 1960. Рейтинг фильма - 7,947. 788-е место в Золотой Тысяче.

В 1999 году американский журнал AsianWeek совместно с телекомпанией CNN включили Акиру Куросаву в список "Азиатов Века". Всего в этом списке 5 представителей азиатского континента, в том числе, кроме Куросавы, Дэн Сяо-пин, Акио Морита, Чарльз Као и Махатма Ганди.



Телохранитель. 1961. Рейтинг фильма - 8,162. 521-е место в Золотой Тысяче.

Кинематографическая деятельность Акиры Куросавы была отмечена в общей сложности 70 кинонаградами, в том числе такими престижными, как: 3 премии Давид ди Донателло Итальянской киноакадемии, 2 премии БАФТА Британской киноакадемии, Золотой и Серебряный Львы Венецианского международного кинофестиваля, Золотая Пальмовая Ветвь Каннского международного кинофестиваля, Золотой Приз Московского международного кинофестиваля (ММКФ), Серебряный Медведь Берлинского международного кинофестиваля, премия Сезар Французской киноакадемии, премия Японской киноакадемии, премия Бодиль Датской национальной ассоциации кинокритиков.



Телохранитель 2: Отважный Сандзюро. 1962. Рейтинг фильма - 7,964. 756-е место в Золотой Тысяче.

Что касается американских престижных кинопремий, то на Золотой Глобус Куросава даже не был ни разу номинирован, а на премию Оскар был номинирован один раз - за режиссуру фильма "Ран" в 1986 году, но американские киноакадемики в том году отдали предпочтение американскому режиссёру Сидни Поллаку - за режиссуру фильма "Из Африки". Впрочем, следует воздать должное: в 1990 американские киноакадемики таки присудили Куросаве в честь его 80-летия премию Оскар "За кинематографические достижения, которые вдохновляли, восхищали, обогащали и развлекали мировую аудиторию и влияли на кинематографистов во всем мире". "За выслугу лет", так сказать, - как чиновникам "почётную грамоту" перед выходом на пенсию. Ну, хоть так. Кроме этого почётного Оскара Куросава был удостоен почётных премий Японской киноакадемии и ММКФ.



Акира Куросава в момент вручения почётного Оскара в 1990 году.

Помимо кинонаград Акира Куросава удостоился государственных наград от целого ряда стран, в том числе Франции, Италии, СССР, Филиппин и, разумеется, Японии.



Рай и ад. 1963. Рейтинг фильма - 8,543. 308-е место в Золотой Тысяче.

Гуру американской кинокритики Роджер Эберт писал об Акире Куросаве:

"Он сочетал в себе два качества, которые не всегда встречаются у кинематографистов: он был визуальным стилистом и вдумчивым гуманистом. В его фильмах была смелая, волнующая визуальная свобода и глубокое человеческое понимание. Он часто снимал фильмы о героях, но их задача заключалась не просто в победе; а в том, чтобы сделать правильный этический выбор."



Красная борода. 1965. Рейтинг фильма - 8,507. 320-е место в Золотой Тысяче.

То, что кинокритик пишет о кинорежиссёре в комплиментарном стиле - вполне понятно и даже обыденно. Другое дело, когда о режиссёре произносят хвалебные слова другие режиссёры, обычно весьма ревнивые к чужой славе. Но о Куросаве и самые великие режиссёры говорили исключительно восторженно. Например, Федерико Феллини:

«Думаю, он величайший пример того, каким должен быть автор в кино. Я чувствую, что его способ рассказывать истории связан кровными узами с моим».



Дерсу Узала. 1975. Рейтинг фильма - 9,422. 95-е место в Золотой Тысяче.

Андрей Тарковский:

«Главное - его современные герои, современные проблемы, способ изучения жизни. ... Очень глубокий художник, который так показывает нам психологические связи, развитие персонажей и сюжетных линий, видение мира, что его рассказ о Средневековье заставляет думать о современном мире. Ты вдруг думаешь, что уже знаешь все это. Это работает по принципу узнавания. И это величайшее качество искусства, согласно Аристотелю».

Бернардо Бертолуччи:

«Фильмы Куросавы подтолкнули меня стать режиссером».

Мартин Скорсезе:

«Его влияние на режиссеров со всего мира глубоко и почти несравнимо.... Куросава - мой учитель и ... учитель многих других режиссеров на протяжении стольких лет».



Кагемуся: Тень воина. 1980. Рейтинг фильма - 10,484. 22-е место в Золотой Тысяче.

В связи с годовщиной со дня рождения великого Мастера хочу напомнить поклонникам его творчества кадры из его лучших фильмов, включённых в Золотую Тысячу.



Ран. 1985. Рейтинг фильма - 10,251. 29-е место в Золотой Тысяче.

японское кино, великие режиссёры, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up