День рождения Телохранителя

Apr 25, 2021 21:42


Существует несколько десятков фильмов и телесериалов с названием "Телохранитель". В данной статье речь пойдет о фильме в жанре "истерн", созданном Акирой Куросавой.





Фильм Куросавы "Телохранитель" вышел на экраны японских кинотеатров 25 апреля 1961 года. Этот фильм стал самым успешным фильмом Куросавы в Японии, поскольку собрал наибольшее количество японских кинозрителей по сравнению с другими картинами великого Мастера.



Однако, за пределами Японии "Телохранитель" Куросавы серьёзного фестивального успеха не снискал. Фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, но дело ограничилось только номинацией на Золотого Льва. Победа на том фестивале досталась фильму Алена Рене " В прошлом году в Мариенбаде". Впрочем, исполнитель главной роли в фильме "Телохранитель" - Тосиро Мифуне - в Венеции получил две премии.



Кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер весьма уничижительно отозвался о фильме Акиры Куросавы "Телохранитель", назвав этот фильм в своей рецензии

"прямой трансформацией западных хлипких клише".

При этом он снисходительно отметил, что, хотя фильм и

"выглядит как откровенная пародия, в нем на самом деле много волнующих моментов и кинематографической силы."

Также Кроузер снизошёл до оценки актёрской игры Тосиро Мифуне, который, по словам кинокритика,

"вполне мог бы сойти за японского Гэри Купера или Джона Уэйна".

Общий вывод Кроузера о фильме "Телохранитель" заключается в том, что в нём

"как и в большинстве вестернов, драматическое проникновение не является глубоким, а сюжетные осложнения многочисленны и трудны для понимания. Куросава здесь демонстрирует больше виртуозности, чем таланта. "Телохранитель" находится далеко (в худшую сторону) от его блестящего " Расёмона".



Справедливости ради надо заметить, что сам Акира Куросава никогда не скрывал того факта, что его "Телохранитель" навеян американскими фильмами в жанре нуар и вестернами. В частности, фильмом-нуар режиссёра Стюарта Хейслера "Стеклянный ключ", поставленном по роману Дэшила Хэммета "Кровавая жатва", а также вестернами " Ровно в полдень" Фреда Циннемана и "Шейн" Джорджа Стивенса.



Впрочем, мнение подавляющего большинства профессиональных кинокритиков разошлось с мнением Кроузера. Роджер Эберт, например, оценил фильм Куросавы максимальными 4-мя звездами и включил его в свой список "Великих фильмов". Другой авторитетный американский кинокритик Джеймс Берардинелли в своей рецензии отметил, что фильм Куросавы,

"Стильный, привлекательный и интересный, он стал не только образцом для будущих постановок, но и данью уважения прошлым.... Будет справедливо сказать, что без "Телохранителя" некоторые ключевые аспекты западного кино не были бы такими же сегодня."



Основанием для подобных выводов Берардинелли послужил хотя бы тот факт, что фильм Серджио Леоне "За пригоршню долларов", положивший начало целому жанру, получившему название "спагетти-вестерн", во многом был скопирован с "Телохранителя" Куросавы. Это было зафиксировано в решении суда, обязавшем Леоне выплатить Куросаве 100 тысяч долларов плюс 15% сборов от проката фильма "За пригоршню долларов", а также уступить Куросаве права на прокат этого фильма в Японии, Южной Корее и на Тайване.



Некоторые кинокритики усматривают подражание "Телохранителю" в фильме Серджио Корбуччи "Джанго", а также в фильме Уолтера Хилла "Герой-одиночка". Причём, в титрах "Героя-одиночки" соавторами сценария указаны Акира Куросава и Рюдзо Кикусима  - авторы сценария "Телохранителя".



Так что, снисходительную характеристику фильма Куросавы "Телохранитель" как "пародии", данную вышеупомянутым Босли Кроузером, трудно признать уместной. Не стали бы достаточно именитые кинематографисты подражать пародии. И, если согласиться с утверждением, что Тосиро Мифуне "мог бы сойти за японского Гэри Купера или Джона Уэйна", то надо согласиться и с тем, что Клинт Иствуд в спагетти-вестерн-трилогии Серджио Леоне может сойти за американского Тосиро Мифуне.



Впрочем, некоторую высокомерность Босли Кроузера в его отзыве о фильме "Телохранитель" можно объяснить тем, что рецензия написана в 1962-м году, буквально через год после выхода фильма на экраны американских кинотеатров. То есть, тогда, когда ещё не было известно о влиянии, оказанном фильмом Куросавы на мировой кинематограф.



Современные кинозрители по всему миру не менее высоко оценили фильм Акиры Куросавы "Телохранитель", чем японские кинозрители в начале 60-х годов. 74% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Акиры Куросавы "Телохранитель" по версии FilmGourmand'а составил 8,162, что позволило ему занять 521-е место в Золотой Тысяче.



В Советском Союзе фильм не демонстрировался. По меньшей мере, до начала перестройки.



истерн, японское кино, классика мирового кино, вестерн, кино

Previous post Next post
Up