В прошлом году в Мариенбаде: годовщина премьеры

Aug 29, 2021 22:36


29 августа 1961 года на Венецианском международном кинофестивале состоялась премьера одного из самых спорных и неоднозначных произведений мирового кинематографа. Речь идёт о картине Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде".





Фильм "В прошлом году в Мариенбаде" был снят Аленом Рене по сценарию Алена Роб-Грие. Ален Роб-Грие, агроном по образованию, в 27-летнем возрасте решил сменить свой род занятий и вместо работы инженером в Колониальном институте плодовых и цитрусовых культур стать писателем. В 1949 году он написал роман "Цареубийца". Который 30 лет никто не публиковал. Затем написал и опубликовал несколько произведений, которые получили как благожелательные отзывы литературных критиков, так и рекомендации лечиться в психиатрической клинике. В начале 60-х годов Роб-Грие переключился на кинематограф. Сначала как сценарист, потом как режиссёр. Сценарий фильма "В прошлом году в Мариенбаде" стал его первым опытом работы в кинематографе.



Фильм "В прошлом году в Мариенбаде" был снят за 10 недель в сентябре-ноябре 1960-го года.  Жюри Венецианского международного кинофестиваля под председательством известного итальянского кинокритика Филиппо Сакки присудило картине Алена Рене главную премию - Золотого Льва.  Жюри кинофестиваля под председательством известного итальянского кинокритика Филиппо Сакки присудило картине Алена Рене главную премию - Золотого Льва. Строго говоря, среди 13 претендентов на эту премию сильных конкурентов у фильма Алена Рене на этом фестивале не было. За исключением фильма Акиры Куросавы " Телохранитель".



В 1963 году фильм Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде" в числе 18 других кинофильмов разных стран был номинирован на британскую премию БАФТА в категории Лучший фильм на иностранном языке. Конкуренция была гораздо выше, достаточно назвать фильмы "Билли Бадд" Питера Устинова, " Жюль и Джим" Франсуа Трюффо, " Сотворившая чудо" Артура Пенна, " Голый остров" Канэто Синдо, "Сквозь тёмное стекло" Ингмара Бергмана и др. Премия была присуждена фильму " Лоуренс Аравийский" Дэвида Лина.



Других серьёзных фестивальных достижений у фильма "В прошлом году в Мариенбаде" не было. А вот у профессиональных кинокритиков фильм буквально вызвал всеобщий восторг. Даже обычно въедливый и придирчивый Босли Кроузер из The New York Times разразился по поводу фильма хвалебной рецензией, которую начал словами: "...поистине экстраординарный французский фильм, который может захватить вас странным очарованием, он может низвести ваш разум до состояния рычания, он может лишить вас разума и чувств.... Но я ответственно обещаю: через некоторое время после просмотра фильма вы почувствуете, что получили удовольствие, или получили уникальный и весьма насыщенный опыт."



Один из авторитетнейших российских кинокритиков Сергей Кудрявцев поставил фильму максимальные 10 баллов и в своей рецензии написал: "Этот фильм в момент своего появления вызвал бурю споров, массу противоречивых оценок - от восторгов до полного неприятия, став на какое-то время чуть ли не нарицательным при определении заумно-интеллектуального (как на Западе) или буржуазно-элитарного (так у нас) кинематографа. ... в мире фильма всё относительно, существует в неизвестной системе координат, со смещёнными понятиями пространства и времени. Всё призрачно и нереально, словно в царстве мертвых. Единственной идеальной надеждой, путеводным лучом света в “краю тьмы” может быть только спасительная память, способная вызволить из тупика амнезии... “В прошлом году в Мариенбаде” является непостижимо удавшимся прозрением о запредельном кинематографе, где образы, порождённые кинокамерой, как бы постоянно материализуются из безвоздушного пространства и встречаются с такими же кинообразами, которые вновь создаются непосредственно в момент проекции. Всё есть кино, отражение отражений, сон во сне. И так называемая вторая реальность становится не просто первой, а единственной, повторяемой в жизни в зависимости от частоты просмотров. На самом деле, мы не живём, а существуем в вечной ситуации дежа вю, уже виденного-перевиденного, каждый год случающегося в Мариенбаде или где-то ещё. Кино - зеркало, в котором мы узнаём свои предшествующие сущности, другие ипостаси."



Гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм Алена Рене максимальными в его системе 4-мя звёздами и включил его в свой список "Великих фильмов". В своей рецензии он даёт такой ответ на упрёки в заумности в адрес фильма: "это связано с историей, которая остается загадкой даже для самих персонажей. Но никто не хотел бы знать ответ на эту загадку. Сборники рассказов со счастливым концом предназначены для детей. Взрослые знают, что истории продолжают разворачиваться, повторяться, оборачиваться против самих себя, все дальше и дальше, пока не наступит тот конец, которого не может избежать ни одна история."



Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что не все кинокритики прониклись высокими чувствами в отношении фильма Алена Рене. Например, известный американский кинокритик Полин Кель, объединяя фильм "В прошлом году в Мариенбаде" с некоторыми фильмами Микеланджело Антониони и Федерико Феллини, задаётся вопросом: "есть ли в них что-то новое и глубокое, или они просто пусты? Когда их называют абстрактными, может, это просто причудливый термин для обозначения пустоты?" А в 1978 году в США вышла книга "Пятьдесят худших фильмов всех времён и народов", написанная группой американских кинокритиков. В этой книге, в раздел "Переоценённые фильмы" включён фильм Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде". Кстати, в том же разделе указан фильм Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный".



Что касается оценки фильма современными кинозрителями, то 64% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А 23% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде" по версии FilmGourmand'а составил 8,129, что позволило ему занять 551-е место в Золотой Тысяче.



Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.

Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.

Previous post Next post
Up