Голому острову 60 лет

Nov 23, 2020 22:20


23 ноября 1960-го года на экраны японских кинотеатров вышел фильм Канэто Синдо "Голый остров".





По словам режиссёра, его целью было создать «кинематографическую поэму», в которой была бы запечатлена жизнь людей, борющихся, как муравьи, против сил природы".



В 1961-м году жюри Московского международного кинофестиваля под председательством выдающегося советского режиссёра Сергея Юткевича  присудило фильму Канэто Синдо "Голый остров" (наряду с фильмом Григория Чухрая "Чистое небо") Гран-при - Главный приз фестиваля. Кстати, в состав того жюри входил великий итальянский кинорежиссёр Лукино Висконти.



В 1963-м году "Голый остров" был номинирован на британскую премию БАФТА в категории Лучший фильм любого происхождения. Но члены Британской киноакадемии присудили эту премию британскому же фильму " Лоуренс Аравийский" режиссёра Дэвида Лина. Причём "Лоуренс Аравийский" получил премию БАФТА и как Лучший британский фильм. Компанию японскому фильму составили такие фильмы, как " В прошлом году в Мариенбаде" Алена Рене, "Вестсайдская история" Джерома Роббинса и Роберта Уайза, "Жюль и Джим" Франсуа Трюффо, "Сквозь тёмное стекло" Ингмара Бергмана, "Сотворившая чудо" Артура Пенна и др. Безусловно, фильм "Лоуренс Аравийский" является киношедевром. Но неоднократно проявляемое британскими киноакадемиками стремление награждать "свои" фильмы во всех номинациях может свидетельствовать, на наш взгляд, если и не о ксенофобии, то уж, как минимум, о высокомерии и об отсутствии представлении о приличии.



Фильм Канэто Синдо был очень высоко оценен кинокритиками. Даже придирчивый Босли Кроузер из The New York Times в своей рецензии на фильм, который он почему-то окрестил документальным, написал, что красноречие далеко не всегда означает многословие, что в этом фильме, где первое слово произносится лишь на 38-й минуте, "красноречие проявляется в верности, твердости и ясности, с которыми Кането Синдо, автор, режиссер и сопродюсер, передал ритмическую красоту пейзажа, окаймленные горами воды залива и ритмичный труд своего народа, олицетворенного мужчиной и женщиной. В таких пронзительных поэтических образах, как лодка на фоне заката над заливом; женского лица, обращенного вверх, или мальчика, свободно бегущего по холму. То, что в его прекрасной композиции образов нет слов - никаких  диалогов между людьми, только простые, выразительные естественные звуки и нежная, мелодичная, настойчивая (почти слишком настойчивая) музыкальная партитура, делает молчание более трогательным."



Российские критики не менее, если не более, чем американские, высоко оценили фильм Канэто Синдо. Сергей Кудрявцев поставил фильму максимальные 10 баллов, а другой известный критик Евгений Нефёдов в своей рецензии написал: "«Голый остров» оказался близок нашим соотечественникам по духу не только воспеванием людей труда, день за днём стоически переносящих невзгоды в борьбе с непокладистой природой, но и отстаиванием - в противовес пропагандировавшимся благам цивилизации - ценностей традиционного общества, по-прежнему, невзирая на успехи форсированной индустриализации, сохранявших в СССР огромное влияние. Достижение Канэто казалось тем внушительнее, что такому новаторству кинематографической формы могли позавидовать и ведущие западные авангардисты, озабоченные поисками в области киноязыка."



У нас нет точных данных о бюджете картины и её бокс офисе. Однако, известно, что кинокомпания Kindai Eiga Kyokai до начала съемок была на грани банкротства и не могла финансировать производство фильма. Канэто Синдо вынужден был вложить собственные день в производство фильма. Но средств, собранных фильмом в прокате, оказалось достаточно, чтобы вернуть затраченные средства и спасти кинокомпанию от банкротства.



Известно ещё об одном положительном результате съемок этого фильма. До начала работы над фильмом исполнитель главной мужской роли в филье Таидзи Тонояма, которому на момент начала съемок было 44 года, страдал от цирроза печени, вызванного алкогольной зависимостью, от которой он никак не мог избавиться. (Так что, алкоголизм - это болезнь не только русской интеллигенции, в первую очередь, актёров.) Но съемки, осуществлявшиеся в условиях, близких к описываемым в фильме, т.е., на острове, отрезанном от цивилизации, отрезали актёра и от возможностей "прикладываться к бутылке". Благодаря этому актёр смог излечиться и прожить ещё почти 30 лет, за которые он сыграл ещё более 120 ролей, в том числе, в фильме " Женщина-демон".



74% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму "Голый остров" оценки от 8 до 10, причём, 32%, т.е., практически каждый третий, оценили фильм высшим баллом - "десяткой". С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Канэто Синдо "Голый остров" по версии FilmGourmand'а составил 8,682, благодаря чему он занял 248-е место в Золотой Тысяче.



японское кино, классика мирового кино, семейная драма, социальная драма, кино

Previous post Next post
Up