Годовщина Ровно в полдень

May 01, 2022 21:02


1 мая 1952 года в Лондоне состоялась премьера фильма-вестерна Фреда Циннемана "Ровно в полдень". C 24 июля того же года началась демонстрация этого фильма в кинотеатрах США.





О том, что фильм представляет собой шедевр, стало понятно сразу практически всем, кто его посмотрел. И позже это было подтверждено и многочисленными кинонаградами, и кассовыми сборами, более чем в 16 раз превзошедшими бюджет картины, и более чем благожелательными отзывами кинокритиков. Возможно, по этой причине, а может, по причине того, что фильм создавался в условиях чрезвычайно напряжённой политической ситуации, имевшей место в США в начале 50-х годов прошлого века ("охота на ведьм", "красная угроза", Корейская война и т.д.), но появление картины сопровождалось весьма острыми спорами о том, кто внёс наибольший вклад в создание этого шедевра.



Эти споры нашли свое отражение в рецензии кинообозревателя The New York Times Босли Кроузера, опубликованной 25 июля 1952 года. Буквально в первых же строках этой рецензии Кроузер писал:

"Кто из нескольких человек несет наибольшую ответственность за эту работу, определить трудно, и не о чем спорить. Это мог быть мистер Крамер, который сделал картину, и это мог быть сценарист Карл Форман, который подготовил историю для экрана. Конечно, режиссер Фред Циннеманн имел к этому большое отношение, и, возможно, Гэри Купер, как звезда, приложил руку к этой работе."

Кинокритик не упомянул Грэйс Келли. Но это вполне понятно: для 21-летней будущей принцессы Монако это была всего лишь вторая в жизни роль в полнометражном художественном кинофильме и первая главная роль.



Особо острые споры велись, причём, на протяжении более полувека, между Карлом Форманом (" Мост через реку Квай"), с одной стороны, и Стэнли Крамером, а после его смерти, его вдовой Карен, с другой стороны. Существуют две версии создания литературной основы фильма. Карл Форман утверждал, что он написал оригинальный сценарий и именно ему принадлежат как инициатива создания фильма, так и главная роль в продюсировании картины. Версия же Крамеров исходит из того, Стэнли Крамера привлёк рассказ некоего Джона В. Каннингема «Оловянная звезда», опубликованный в 1947 году. Крамер, якобы, выкупил права на экранизацию этого рассказа и поручил Карлу Форману написать на его основе сценарий.



Мне кажется, что сегодня, да, наверное, и тогда этот спор мог бы быть запросто разрешён с привлечением экспертов-лингвистов или литературоведов. Но вся беда в том, что Карл Форман, будучи включённым в "чёрный список" Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, был вынужден бежать в Великобританию и, как следствие, был, что называется "поражён в своих политических, да и во всех остальных, правах".



Другие споры вокруг фильма велись по поводу того, является ли он аллегорией на маккартистскую Америку или представляет собой просто вестерн, шедевральный, но просто вестерн. Упомянутый выше Босли Кроузер склонен быть видеть в фильме Фреда Циннемана высококлассный, высокохудожественный вестерн, написав в своей рецензии:

"в ней (в картине Фреда Циннемана "Ровно в полдень" - FG) есть ошеломляющее понимание того, что мы называем мужеством в мужчине, и того, как трудно быть смелым в мире хулиганов и трусов. Как и большинство произведений искусства, она проста - проста по структуре своего сюжета и сравнительно проста в изложении своих фундаментальных проблем и морали."



Но вот ярый антикоммунист и маккартист Джон Уэйн, главная звезда чуть ли не всех знаменитых американских вестернов, когда ему была предложена главная мужская роль в фильме Циннемана, отказался от нее, открыто объяснив, что считает сценарий Формана очевидной аллегорией против "охоты на ведьм", которую он активно поддерживал. Более того, позже он сказал в одном из интервью, что «никогда не пожалеет, что помог выгнать Формана из страны». Роль, от которой отказался Уэйн, досталась другой звезде американского кино - Гэри Куперу. Куперу эта роль принесла и Золотой Глобус, и премию Оскара. Любопытно, что Купер на церемонии вручения Оскара отсутствовал, и золотую статуэтку от его имени получал всё тот же Уэйн.



Сходную с Уэйновской точку зрения высказал и российский кинокритик Евгений Нефёдов, написавший в своей рецензии:

"Формен был в те годы, в годы разгула «маккартизма», занесён в «чёрные списки» и не мог высказываться напрямую. И в истории легко усматривается прямая аналогия между случаем с Кейном и ситуацией, когда миллионы обывателей как городков, так и мегаполисов предпочли затаиться, уйти в тень, опасаясь за сохранность собственной шкуры....К слову сказать, в картине немало «говорящих» деталей, язвительных режиссёрских подсказок. Вот и решение выдержать повествование в режиме, как сказали бы сейчас, real-time является словно дополнительным свидетельством аутентичности экранных событий действительности по эту сторону кинополотна. Сам Циннеманн оказался чуть ли не единственным в Голливуде, кто рискнул поведать об эпохе сенатора МакКарти изнутри, опередив в числе прочих и Чарльза Чаплина с его дерзким, но снятым в Великобритании «Королём в Нью-Йорке» /1957/."



Эту язвительность, заложенную в фильме, почуяли, видимо, как члены Американской киноакадемии, так и члены Голливудской ассоциации иностранной прессы. В 1953 году фильм Фреда Циннемана "Ровно в полдень" получил по 7 номинаций как на премию Золотой Глобус, так и на премию Оскар. Совсем-то обойти вниманием это настоящее явление американского кинематографа нельзя было. И в обоих случаях одержал победу в четырёх номинациях. Но не в важнейших. В важнейших номинациях - Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучший сценарий - Стэнли Крамеру, Фреду Циннеману, Карлу Форману были предпочтены куда более слабые кинематографисты и фильмы, некоторые из которых сегодня мало кто вспомнит. Но Датская Ассоциация Кинокритиков присудила фильму  Фреда Циннемана "Ровно в полдень" свою премию Бодиль как Лучшему американскому фильму.



Современные кинозрители оценили фильм Фреда Циннемана "Ровно в полдень" ничуть не меньше, чем зрители несколько десятков лет назад. 67% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Фреда Циннемана "Ровно в полдень" по версии FilmGourmand'а составил 8,253, что позволило ему занять 445-е место в Золотой Тысяче.



классика американского кино, американское кино, маккартизм, шедевры мирового кино, вестерн, кино

Previous post Next post
Up