3 октября 1941 года в Нью-Йорке состоялась премьера фильма Джона Хьюстона "Мальтийский сокол".
Фильм Джона Хьюстона "Мальтийский сокол" был поставлен по одноимённому роману Дэшила Хэммета, публикация которого осуществлялась в бульварном журнале "Чёрная маска" с сентября 1929 года по январь 1930 года.
Дэшил Хэммет - признанный во всём мире писатель, автор 5 детективных романов и огромного множества рассказов. В 1937 году вступил в Коммунистическую партию США, за что в годы "охоты на ведьм" был включён в так называемый "Чёрный список Голливуда" и обвинен в антиамериканской пропаганде. Будучи подвергнут допросу Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, в отличие от
Элиа Казана ("
В порту", "
Трамвай "Желание") и Роберта Россена ("
Бильярдист"), но подобно Далтону Трамбо ("
Джонни взял ружьё", "
Римские каникулы", "
Спартак") отказался назвать имена однопартийцев и спонсоров коммунистической партии. За это был приговорён к 6-месячному тюремному заключению.
Четыре из пяти романов Дэшила Хэммета были экранизированы, причём, "Мальтийский сокол" был экранизирован трижды. Фильм Джона Хьюстона является третьей по счёту экранизацией этого романа и считается наиболее удачной. Возможно, потому, что буквально слово в слово воспроизводит содержание романа.
Из-за того, что в 1931 и 1936 годах уже были сделаны экранизации данного произведения Дэшила Хэммета, кинокомпания Warner Bros. первоначально хотела дать этому фильму другое название - "Джентльмен из Фриско". Но Хьюстон настоял на сохранении оригинального названия, чем проявил большую смелость, хотя для него это был режиссёрский дебют. И не только настоял, но и слегка поиронизировал над кинокомпанией, вставив в фильм кадр с афишей фильма "Девушка из Олбани".
Несмотря на то, что фильм "Мальтийский сокол" был режиссёрским дебютом Джона Хьюстона, в кинематографе он не был новичком. К 1940 году по сценариям Хьюстона было уже поставлено 13 фильмов, пользовавшихся успехом. Поэтому кинокомпания Warner Bros. сразу же, как только получила сценарий Хьюстона, приняла решение о финансировании фильма. Однако, учитывая отсутствие у Хьюстона режиссёрского опыта, установила несколько ограничений: фильм должен был быть снят не больше, чем за 6 недель, и его бюджет не должен превысить 300 тысяч долларов.
Справедливости ради отметим, что 300 тысяч долларов 1941-го года эквивалентны примерно 6 миллионам долларов нынешним. Не так уж мало. А жёсткие сроки Хьюстона не пугали, поскольку сценарий его был настолько детально прописан, что позволял работать без каких-либо проволочек. И благодаря этому съемки фильма удалось закончить на 2 дня раньше запланированного срока и сэкономить на этом 54 тысячи долларов выделенного бюджета.
Об успехе фильма у зрителей говорит тот факт, что сборы картины составили 1,8 миллиона долларов, или в 6 раз больше бюджета. Можно предположить, что в определённой степени повышенный интерес зрительской аудитории к фильму был вызван участием в фильме Мэри Астор. Эта актриса, родившаяся в 1906 году, начала сниматься в 14 лет и очень скоро стала звездой немого кино. Как это часто бывает с молодыми кинозвёздами, уже к 24 годам она сумела трижды развестись, один раз овдоветь и пристраститься к алкоголю. Все её разводы и запои сопровождались публичными скандалами. Как следствие, в 30-х годах Астор в основном снималась либо во второстепенных ролях, либо в очень слабых картинах. Предложение одной из главных ролей в фильме стало для неё настоящим "подарком судьбы".
В 1942 году фильм Джона Хьюстона "Мальтийский сокол" был номинирован на премию Оскар в трёх категориях, но не победил ни в одной. В важнейшей номинации - Лучший фильм - Американская киноакадемия присудила победу фильму Джона Форда "Как зелена была моя долина". Компанию "относительных неудачников" фильму Хьюстона составил фильм
Орсона Уэллса, впоследствии признанный многими киношедевром, - "
Гражданин Кейн".
Профессиональные кинокритики отозвались о фильме исключительно благожелательно. Даже придирчивый Босли Кроузер из The New York Times
назвал фильм "лучшим детективным триллером года" и охарактеризовал его как "самое изящное упражнение в области мозга, которое появлялось на экранах за многие месяцы, а также один из самых убедительных провокаторов нервного смеха".
Роджер Эберт оценил фильм Джона Хьюстона "Мальтийский сокол" максимальными 4-мя звёздами и включил его в свой список "Великих фильмов". Другой авторитетный американский кинокритик Джеймс Берардинелли поставил фильму 3,5 звезды из 4-х возможных и в своей
рецензии написал: "Я бы не стал утверждать, что «Мальтийский сокол» - лучший снятый детектив, но он является прародителем бесчисленного количества фильмов, немногие из которых достигли его уровня (не говоря уже о его превышении). Фильм предлагает меньше сюрпризов сегодняшней аудитории, чем он мог бы преподнести тем, кто смотрел его 60+ лет назад, в первую очередь потому, что многие из нововведений, представленных на экране в «Мальтийском соколе», стали частью повседневного кинематографического лексикона. Тем не менее, поскольку диалоги Хэммета практически дословно включены в сценарий, Богарт в отличной форме, а Хьюстону была предоставлена полная режиссерская свобода, просмотр этого первого из фильмов в жанре "нуар" - это опыт, который рекомендуется всем."
Оценки фильма Джона Хьюстона "Мальтийский сокол", произведённые современными кинозрителями, нисколько не уступают оценкам 80-летней давности. 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше, рейтинг фильма Джона Хьюстона "Мальтийский сокол" по
версии FilmGourmand'а составил 7,969, что позволило ему занять 757-е место в
Золотой Тысяче.