Джонни взял ружье

May 14, 2021 15:48


14 мая 1971 года, ровно полвека назад (!), на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера антивоенной кинодрамы Далтона Трамбо "Джонни взял ружье".





Фильм Далтона Трамбо "Джонни взял ружьё" в Каннах был номинирован на Золотую Пальмовую Ветвь. Но жюри кинофестиваля под председательством французской актрисы Мишель Морган присудило эту премию британской картине "Посредник" режиссёра Джозефа Лоузи. Среди проигравших этому фильму были венгерский фильм " Любовь" Кароя Макка, советский " Бег" Александра Алова и Владимира Наумова, французский "Шум в сердце" Луи Маля, итальянский "Смерть в Венеции" Лукино Висконти и другие.



Но Далтон Трамбо, несмотря на то, что это был его режиссёрский дебют, получил Гран-при Жюри (вместе с Милошем Форманом, награждённым за режиссуру фильма "Отрыв").



Далтон Трамбо поставил фильм по собственному одноимённому роману, написанному в 1938 году и опубликованному в 1939 году практически одновременно с началом Второй Мировой войны. Название романа было производным от лозунга "Джонни, доставай ружье!" Этот лозунг в годы Первой Мировой войны в США использовался в качестве призыва к молодым людям вступать в американскую армию. То есть, был аналогом использовавшегося в России в годы гражданской войны лозунга "Ты записался добровольцем?"



В 1939 году роман Далтона  Трамбо "Джонни взял ружьё" был удостоен американской Национальной Книжной Премии как самое оригинальное литературное произведение. А в 1940 году Далтон Трамбо инициировал публикацию этого романа в газете Daily Worker, печатном органе Коммунистической партии США, членом которой был Трамбо. Меркантильные соображения были совершенно не при чём. Далтон Трамбо хотел всеми имеющимися у него возможностями воспрепятствовать вступлению США в войну против гитлеровской Германии, поскольку после заключения пакта Молотова - Риббентропа Советский Союз, а значит, и всё мировое коммунистическое движение были если и не союзниками, то, как минимум, партнёрами Гитлера.



В 1941 году, после нападения гитлеровской Германии на СССР, позиция Далтона Трамбо в отношении собственного антивоенного романа резко поменялась. Трамбо начал всячески препятствовать публикациям своего романа, поскольку, наоборот, начал бороться за скорейшее вступление США в войну на стороне союзников. Впрочем, и без усилий Трамбо после вступления США в войну роман был запрещён как антивоенный, а, значит, антипатриотический, и до конца 50-х годов находился под запретом.



Да и сам Далтон Трамбо в годы маккартизма вёл полуподпольное существование, о чём более подробно написано в статьях, посвящённых фильмам " Римские каникулы" Уильяма Уайлера и " Спартак" Стэнли Кубрика, автором сценариев которых был Далтон Трамбо.



В 60-е годы у Далтона Трамбо появилась идея экранизировать роман. Этой идеей он увлёк кинокомпанию Warner Bros. В 1964 году появилась информация, что фильм по роману Трамбо будет снимать Луис Бунюэль, а продюсером картины будет Мартин Рансохов. Однако, что-то не сложилось. Warner Bros. отказалась от проекта. Тогда, в 1966 году Далтон Трамбо вместе с начинающим продюсером Брюсом Кэмпбеллом взялись за создание фильма самостоятельно. Оба вложили по 80 тысяч долларов в бюджет будущего фильма плюс привлекли 25 инвесторов, вложивших 600 тысяч долларов. 61-летний Далтон Трамбо, не имевший до того момента опыта режиссуры, решил сам выступить режиссёром картины. Кстати, в фильме сохранились наработки Луиса Бунюэля - эпизоды с Иисусом Христом. Но в титрах фильма Бунюэль не упомянут.



Отсутствие необходимого опыта режиссуры сказалось на сроках производства картины - работа над фильмом продолжалась почти 5 лет. Как следствие, бюджет фильма вместо запланированных 750 тысяч долларов составил 1 миллион долларов.



На экраны американских кинотеатров фильм Далтона Трамбо "Джонни взял ружьё" вышел 4 августа 1971 года. И тут же на него обрушился шквал весьма нелицеприятных рецензий американских кинокритиков. И это несмотря на успех, пусть и не абсолютный, полученный фильмом и его режиссёром на Каннском кинофестивале. Наиболее типичная рецензия была опубликована, естественно, в газете The New York Times за авторством Роджера Гринспана:

«Джонни взял ружье», возможно, имеет две идеи: во-первых, что война - это преступление, и во-вторых, что это преступление, совершенное стариками против молодежи. Первая из этих идей кажется несомненной, но неинтересной. Вторая - хоть и небесспорна, но тоже неинтересна. И, по сути, только этими двумя мыслями исчерпывается идея фильма, всё остальное - беспорядочный набор клишированных, неточных сентиментальных фантазий и воспоминаний".



Роджер Эберт остался в стороне от нападок на картину Трамбо и тем самым в очередной раз продемонстрировал независимость своих суждений. Эберт оценил фильм Далтона Трамбо максимальными 4-мя звёздами и в своей рецензии написал:

"Мне никогда не нравились антивоенные фильмы. Прежде всего, потому, что они никогда не останавливали войны....Но Трамбо взял самый сложный материал - историю солдата, который потерял руки, ноги и большую часть лица в результате разрыва снаряда в Первой мировой войне - и обработал его, как ни странно, таким образом, что получился фильм, который не столько против войны, сколько за жизнь. Возможно, поэтому я восхищаюсь этим фильмом."



Но в 1971 году Эберт ещё не приобрёл реноме гуру кинокритики. Пулитцеровскую премию за кинокритику он получил, причём, первым среди кинокритиков, лишь в 1975 году. Возможно, именно атакой американских кинокритиков был обусловлен фактический провал картины Трамбо в прокате: при бюджете в один миллион долларов фильм в первый год в США и Канаде собрал меньше 800 тысяч долларов. Скорее всего, именно по причине провала своего режиссёрского дебюта Далтон Трамбо отказался от дальнейших попыток пробовать себя в режиссуре. А через 5 лет вообще умер - в возрасте 70 лет.  А его единственный режиссёрский опыт - фильм "Джонни взял ружьё" - постепенно погружался в пучину забвения. И, наверное, был бы забыт совсем.



Но, совершенно неожиданно, через 17 лет после выхода фильма на экран он получил поддержку откуда и предположить было невозможно. В 1988 году рок-группа Metallica выпустила альбом "...And Justice For All (...И правосудие для всех)". В этом альбоме была композиция "One", текст которой фактически пересказывал содержание фильма Далтона Трамбо. Более того, Metallica ещё и клип сделала с использованием кадров из этого фильма (можно посмотреть здесь.) И этот клип вызвал настоящий взрыв интереса к картине, в первую очередь, молодёжи, вследствие чего фильм стали называть порой "культовым".



Современный кинозритель весьма высоко оценил первый и единственный фильм Далтона Трамбо как режиссёра. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. А 21% пользователей поставили фильму Далтона Трамбо "Джонни взял ружьё" высший балл - "десятку".



В СССР фильм не демонстрировался, хоть и был он создан бывшим членом Коммунистической партии, поплатившимся за свои убеждения годом тюремного заключения и годами полуподпольного существования. Видимо, для советской идеологии антивоенная направленность фильма тоже была неприемлемой.



Российский блогер, скрывающийся под ником Мейн Хаус, дал такую характеристику фильму Трамбо:

"если кто-то ищет кино для «напряга», не попсу и энтертеймент, не пустое артхаусное философствование, а именно серьёзный фильм, который заставит думать и вызовет эмоциональный отклик, то смотреть «Джонни взял ружьё» нужно прямо сейчас, не откладывая. Только впечатлительным людям стоит смотреть его с оглядкой на защитные механизмы собственной психики. Хоть кино и имеет щадящий, почти детский рейтинг PG, заблуждаться на этот счёт не стоит. Рейт относится к картинке на экране, но не к посланию фильма. «Джонни» способен вогнать в депрессию всерьёз и надолго. Кино буквально сочится отчаянием, а концовка такая, что остается только взять пистолет и застрелиться. Впрочем, у людей иного мировоззрения (я отношу себя к ним) может наблюдаться иная реакция - радость. Беспричинная. Просто за то, что у тебя есть глаза, лицо, руки и ноги. А твой разум не пойман в капкан."



С учетом зрительских оценок и всего сказанного, рейтинг фильма Далтона Трамбо "Джонни взял ружьё" по версии FilmGourmand'а составил 8,581, благодаря чему он занял 293-е место в Золотой Тысяче.



экранизация, американское кино, каннский кинофестиваль, анти-военный фильм, кино

Previous post Next post
Up