Годовщина В порту

Jun 22, 2022 16:31


В этот день в 1954 году в Японии (почему-то?) состоялась премьера фильма Элиа Казана "В порту (On the Waterfront)". И только спустя месяц с лишним премьера фильма состоялась и в США.





Сюжет фильма основан на серии статей лауреата Пулитцеровской премии Малкольма Джонсона, посвященных разоблачению коррумпированных профсоюзных чиновников. Герой этих статей - портовый грузчик, ставший основным разоблачителем, Энтони Де Винченцо, в действительности проиграл свою борьбу. В фильме же наоборот - герой по имени Терри Маллой побеждает. Видимо, иначе американский зритель не понял бы и не принял бы фильм. А так - с традиционным для американского кино хэппи-эндом - фильм получил 11 номинаций на Оскар, из которых в 8 победил. Кроме того, фильм завоевал 4 Золотых Глобуса. И ещё одной победы добился этот фильм: вскоре после его премьеры АФТ-КПП (Американская федерация труда - Конгресс производственных профсоюзов) исключила из своего состава профсоюз грузчиков Восточного побережья, потому что им все еще управляла мафия.



Надо отметить, что фильм добился успеха не только в Америке, но и в Европе - на Венецианском кинофестивале Элиа Казан получил "Серебряного Льва" за режиссуру. Наравне с Федерико Феллини, получившим "Серебряного Льва" за фильм " Дорога", Кэндзи Мидзогути - за фильм "Управляющий Сансё" и   Акирой Куросавой - за фильм "Семь Самураев". Фильм также был удостоен датской премии Бодиль как лучший американский фильм года. В Великобритании фильм был номинирован на премию БАФТА, но уступил французской киноленте Анри-Жоржа Клузо " Плата за страх".



Американские кинокритики буквально взахлёб расхваливали фильм "В порту". Возможно, такое демонстративно восторженное и единодушное отношение как членов Американской киноакадемии, так и кинокритикой к фильму было своего рода воздаянием Элиа Казану за его сверхпатриотический поступок. Наверное, надо напомнить читателям некоторые подробности из предыстории создания этого фильма.



Элиа Казан видел в главной роли Фрэнка Синатру, и с этим актером-певцом был даже заключен контракт. Однако продюсер картины, Сэм Шпигель, по коммерческим соображениям очень хотел, чтобы главную роль играл Марлон Брандо. Брандо был на пике бешеной популярности в тот момент, главным образом, благодаря его роли в фильме " Трамвай "Желание", и одно его имя на афише привлекло бы миллионы зрителей и, особенно, зрительниц.



Втайне от Казана и Синатры Шпигель направил Марлону Брандо сценарий фильма с предложением главной роли. Но изначально Брандо даже не стал его читать. Дело в том, что незадолго до этого Элиа Казан выступил перед  Комиссией Палаты Представителей по расследованию антиамериканской деятельности, создание которой было инициировано сенатором Джозефом Маккарти (по слухам, страдавшим от алкоголизма). И в своем выступлении Казан "заложил" многих своих коллег, т.е., выдал, кто из них состоит в коммунистической партии. Из-за этого многие деятели американского кино подверглись различным гонениям, а некоторые представители творческой интеллигенции, которых преследования не коснулись, в том числе и Марлон Брандо, отказались от сотрудничества с Казаном.



Шпигелю удалось уговорить Брандо сняться в этом фильме, сыграв, как это часто делается, на актёрских амбициях. Марлону просто подсунули плёнку с записью кинопроб, где отрывок роли Терри Маллоя играл Пол Ньюман (" Бильярдист"), считавшийся конкурентом Брандо. И тогда Брандо предложение принял. Правда, для него был создан весьма льготный режим работы. В частности, ему разрешалось уже в 16:00 покидать съемочную площадку. Дело в том, что незадолго до начала съемок фильма у актёра умерла мама, и ему, чтобы излечиться от нервного потрясения, приходилось посещать психотерапевта. А Синатра судился со Шпигелем. Но в итоге и Шпигель, и Казан, и Брандо получили по Оскару.



А вот Грэйс Келли уговорить не удалось. Казан предлагал ей роль Эди Дойл, подруги главного героя. Но сверхпопулярная на тот момент Грэйс Келли снималась в это время сразу в пяти фильмах, в том числе в двух картинах Альфреда Хичкока (" Окно во двор" и "В случае убийства набирайте "М") и в фильме Джорджа Ситона "Деревенская девушка". Роль в последнем принесла Келли премию Оскар за Лучшую главную женскую роль. Но и роль Эди Дойл принесла актрисе, её сыгравшей - Эве Мари Сейнт - Оскара за Лучшую женскую роль второго плана.



Роджер Эберт, присвоивший фильму максимальные 4 звезды и включивший его в свой список "Великих фильмов", в своей рецензии как бы объясняет эти свои оценки тем, что в этом фильме, якобы, как бы между строк Казан пытался доказать, что коммунизм есть зло, что этому злу надо противостоять повсюду. И таким образом Казан пытался оправдаться за свое выступление в Конгрессе.  Честно говоря, я, в отличие от Эберта, никаких нападок на коммунизм в этом фильме не обнаружил. Возможно, всё дело в переводе, поскольку известно, что первоначально Элиа Казан попросил написать сценарий фильма Артура Миллера. Тот сначала согласился, но когда ему ФБР и боссы кинокомпании разъяснили, что мафиози в этом фильме должны быть членами Компартии, отказался.



Об оценке фильма Элиа Казана "В порту" кинозрителями говорят следующие цифры. При бюджете в 902 тысячи долларов фильм собрал в прокате 9,5 миллионов долларов, т.е., окупился более 10 раз. В СССР фильм не демонстрировался. Современный кинозритель, несмотря на то, что фильму более шести десятков лет, оценил фильм не менее высоко, чем зритель 50-х годов. Более 72% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10.



С учетом перечисленных выше показателей успеха фильма "В порту" его рейтинг по версии FilmGourmand'а составил 10,159, благодаря чему он занял 34-е место в Золотой Тысяче.



профсоюзная мафия, классика американского кино, Кино, основано на реальных событиях, шедевры мирового кино

Previous post Next post
Up