4 августа 1954 года,
Альфред Хичкок в Нью-Йоркском кинотеатре "Риволи" представил свой фильм "Окно во двор".
Это был 43-й по счёту полнометражный художественный кинофильм великого мастера саспенса и 17-й снятый после его переезда из Великобритании в США. В эти годы решался вопрос о предоставлении Хичкоку американского гражданства, а потому премьера имела статус благотворительного мероприятия. На премьере присутствовали две тысячи человек, в основном, представители ООН, общественных и правительственных организаций, а также видные деятели культуры и шоу-бизнеса. Весь сбор от премьеры пошёл в Американо-Корейский фонд, созданный в целях сбора средств для ликвидации последствий Корейской войны.
Фильм "Окно во двор" был снят по рассказу Корнелла Вулрича, опубликованному в 1942 году. Корнелл Вулрич - автор многочисленных детективных повестей и рассказов, входящий в четвёрку наиболее популярных англоязычных писателей этого жанра. Основа сюжета рассказа "Окно во двор" (в Советском Союзе иногда использовалось и другое название этого рассказа - "Должно быть это было убийство") пришла в голову Вулричу ещё в середине 20-х годов, когда он, проучившись год в университете, бросил учёбу, начал писать рассказы, а из-за проблем с ногой, вызванных сахарным диабетом, вынужден был целыми днями сидеть дома, пялиться в окно и придумывать сюжеты для своих детективов. Многие из произведений Корнелла Вулрича были экранизированы, но самый большой успех выпал на долю экранизации "Окна во двор", осуществлённой Хичкоком.
Возможно, что в немалой степени успеху фильма способствовало то обстоятельство, что главные роли в фильме исполняли Джеймс Стюарт ("
Мистер Смит едет в Вашингтон") и несравненная
Грэйс Келли. Джеймс Стюарт - во время Второй мировой войны был лётчиком ВВС США, одним из немногих военнослужащих в мире, за 4 года прошедшим путь от рядового до полковника, за что пользовался огромным уважением у американцев. Ну, а Грэйс Келли, как известно, благодаря своей ослепительной красоте, в скором времени стала княгиней Монако, матерью нынешнего монарха Монако, князя Альбера II.
Фильм получил 6 наград и 9 номинаций, причём, номинации, которых был удостоен фильм, имели более существенное значение, чем награды. Так, вскоре после премьеры фильм был номинирован на главную премию Венецианского международного кинофестиваля - Золотого Льва. Премия эта была присуждена итальянскому фильму "Ромео и Джульета" Ренато Кастеллани, а компанию относительных "неудачников" фильму Хичкока составили "
Дорога"
Федерико Феллини, "
В порту"
Элиа Казана, "Семь самураев"
Акиры Куросавы и др. Более, чем достойная компания.
В 1955-м году фильм Хичкока получил 4 номинации на премию Оскар, но не выиграл ни одной. В важнейшей номинации - Лучший режиссёр - Хичкок уступил Элиа Казану, режиссёру фильма "В порту". В том же году "Окно во двор" было номинировано на британскую премию БАФТА в категории Лучший иностранный фильм. Победа была присуждена французской картине "
Плата за страх"
Анри-Жоржа Клузо. Но проигрыш такому фильму не менее почётен, чем иная победа. Тем более, что компанию проигравших составили, среди прочих, опять же фильм "В порту" и "Выбор Хобсона"
Дэвида Лина.
Естественно, что при таких показателях подавляющее большинство отзывов кинокритиков были сугубо положительными. Однако, Босли Кроузер из The New York Times оказался верен себе и в свою, в целом хвалебную,
рецензию добавил ложку желчи:
"Фильм г-на Хичкока не является «значимым». То, что он говорит о людях и человеческой природе, поверхностно и бойко. Но он раскрывает многие грани одиночества городской жизни и молчаливо демонстрирует порыв нездорового любопытства. Целью его является сенсация, и она, как обычно, проявляется во всей своей красе и в потоке страшилок ближе к концу фильма."
Другой кинообозреватель той же The New York Times - Винсент Канби -
назвал «Окно во двор»
"самым элегантным и развлекательным американским фильмом в мире... Его привлекательность, превосходящая привлекательность других, столь же мастерских произведений Хичкока, остается неизменной."
Верность себе проявил и российский кинокритик Евгений Нефёдов. Отличительной особенностью анализа этого критика является его способность отыскать политическую подоплёку в самых, казалось бы, далёких от политики произведениях. Вот и в
рецензии на фильм "Окно во двор" Нефёдов отметил:
"Хичкок редко (и, заметим, не всегда удачно) прямо откликался на общественно-политические явления в стране и мире, но в данном случае сами обстоятельства, в какие заключён герой - не столь участник, сколько наблюдатель, видятся знаменательными. При желании фильм воспринимается особого рода комментарием, причём комментарием небезобидным и едким, к насаждавшейся в период маккартизма истерии по поводу присутствия врагов свободы и демократии, которые могут скрываться под личиной заурядного обывателя, живущего в доме напротив."
Другой авторитетный российский кинокритик Сергей Кудрявцев поставил фильму Альфреда Хичкока "Окно во двор" 9,5 баллов по 10-балльной системе и в своей
рецензии отметил:
"Это одна из лучших и самых кассовых (она занимает сейчас 89-е место за всю историю американского кино) лент Альфреда Хичкока, оказавшая большое влияние на мировой кинематограф. Хотя данной картине поначалу не воздали по заслугам (имела 4 номинации на “Оскар”, в том числе за фильм и режиссуру, но была вообще проигнорирована Киноакадемией), теперь она включена в Национальный регистр, считаясь культурным достоянием США."
Гуру американской кинокритики Роджер Эберт посвятил фильму две рецензии. В обеих он оценил фильм максимальными четырьмя звёздами и включил его в свой список "Великих фильмов". Но во второй своей
рецензии на повторный выпуск фильма в 2000 году Роджер Эберт, перечислив множество достоинств фильма, отметил следующую его особенность. Хичкок, по словам Эберта, в этом фильме объяснил разницу между сюрпризом и саспенсом.
"Взрывается бомба под столом - это сюрприз. А когда мы знаем, что бомба находится под столом, но не знаем, когда она взорвется, - саспенс. Современные дешёвые слэшер-триллеры основаны на сюрпризах. Сюрпризы дают нам мгновенный рывок, но не дают удовлетворения, поскольку быстро рассеиваются. Саспенс производит эффект послевкусия. "Окно во двор", задуманное как развлекательное кино, на сегодняшний день стало настоящим произведением искусства, поскольку превосходит все современные слэшер-триллеры".
Ознакомившись со множеством хвалебных отзывов на фильм, я задался вопросом: а отрицательные отзывы есть? И нашёл такие отзывы. От нескольких пользователей Кинопоиска. В самых общих чертах суть претензий авторов этих рецензий сводятся к следующему: "банальный сюжет, смазанная концовка, недостаток экшена, отсутствие накала, скука, затянутость". Короче, отсутствие того, что Эберт называет "сюрпризом". Я уточнил: возраст авторов негативных отзывов - от 18 до 27 лет. Основная возрастная группа потребителей дешёвых (и не очень) слэшер-триллеров, заполонивших наши экраны.
При бюджете фильма в 1 миллион долларов его кассовые сборы превысили 37 миллионов долларов. Значительную долю бюджета - до 100 тысяч долларов - составили расходы по строительству реального дома, в котором некоторые актёры жили, пока шли съемки.
В Советском Союзе фильм "Окно во двор" не демонстрировался, по крайней мере, до начала перестройки. Впрочем, зрители других стран тоже были лишены возможности смотреть этот фильм примерно в течение 15 лет. Дело в том, что в 1968 году Альфред Хичкок, пользуясь принадлежащими ему авторскими правам, изъял из обращения этот и четыре других своих фильма. Будучи мистификатором по своей природе, Хичкок не объяснил причин своего поступка. В итоге родилась легенда об утере пяти его фильмов, которые так и окрестили: "Пять потерянных Хичкоков". А причина была довольно простая: режиссёр завещал права на эти фильмы своей дочери. Согласно завещанию, только она становилась обладательницей прав на эти фильмы и только после его смерти. В итоге "Окно во двор", как и 4 другие картины, вернулось к зрителям только в 1983 году.
78% пользователей IMDB и Кинопоиска оценили этот фильм 8-ю баллами и более. С учётом этого показателя и изложенного выше рейтинг фильма "Окно во двор" по
версии FilmGourmand'а составляет 8,613, благодаря чему фильм Альфреда Хичкока "Окно во двор" занимает 278-е место в
Золотой Тысяче.