Юбилей Огней рампы

Oct 16, 2022 15:35


16 октября 1952 года в Лондоне состоялась премьера фильма Чарльза Чаплина "Огни рампы". В этом фильме Чаплин выступил в нескольких ипостасях: автора сценария, продюсера, режиссёра, композитора, исполнителя главной роли и даже отчасти хореографа.





Прототипом главного героя картины явились, во-первых, сам Чарли Чаплин, а во-вторых, его отец, Чарльз Чаплин-старший. Многие события фильма почерпнуты из личной жизни отца и сына Чаплинов. Сценарий фильма создавался в течение двух с половиной лет и фактически представлял собой целый полуавтобиографический роман.



Фильм изначально задумывался Чаплином как очень личный, можно сказать, исповедальный. Именно поэтому для съемок в этом фильме Чаплин привлёк многих членов своей семьи: пятерых детей и сводного брата. Перед началом съемок он объявил им, что это будет его последний фильм. По факту оказалось, что это не так. После "Огней рампы" Чаплин снял ещё два полнометражных художественных кинофильма. Но если говорить о фильмах, которые относятся к числу шедевров, "Огни рампы" действительно оказались последним.



И ещё в одном отношении "Огни рампы" стали последним фильмом Чаплина - последним, сделанным в США. Пока Чарльз Чаплин представлял свой фильм в Лондоне, Эдгар Гувер отменил его въездную визу. Как известно, Чаплин неоднократно отказывался подавать заявление на получение американского гражданства. Этим и воспользовались его недоброжелатели. Официальная формулировка причин аннулирования визы звучала так: "сделанные заявления, свидетельствовавшие о недоброжелательном, насмешливом отношении к стране, чье гостеприимство обогатило его." Хотя всем было понятно, что истинная причина - антинацистская деятельность Чаплина и его борьба за открытие второго фронта во время Второй мировой войны.



Через неделю после лондонской премьеры фильм Чарльза Чаплина "Огни рампы" был показан в двух кинотеатрах Нью-Йорка, а ещё две недели спустя - в одном кинотеатре Сан-Франциско. И всё. Нет, в США фильм Чаплина не был запрещён. Демократия, всё-таки, как-никак. Просто так называемый Американский Легион - организация американских ветеранов боевых действий, созданная после окончания Первой мировой войны военнослужащими американских экспедиционных сил - объявил, что будет пикетировать демонстрацию фильма где бы то ни было. А власти США никак на это не прореагировали. Опять же - высшее проявление демократии. В итоге, в широкий прокат в США фильм Чарльза Чаплина "Огни рампы" попал только 20 лет спустя - в 1972 году. Впрочем, в кинотеатрах СССР этот фильм Чарли Чаплина тоже появился только в конце 70-х годов.



Надо отдать должное кинообозревателю The New York Times Босли Кроузеру, который, несмотря на обструкцию, устроенную Чарли Чаплину и его творению американскими властями, посвятил картине довольно хвалебную рецензию, опубликованную 24 октября 1952 года, не преминув, правда, выпустить в адрес фильма несколько язвительных стрел.

"Ни комедия, ни трагедия в целом, это блестящее переплетение комических и трагических нитей, красноречивое, слезливое и завораживающее с высочайшей виртуозностью. ...вся острота интимных сцен, веселье комических порывов, живость и грация балетов - в этих глазах существенное выражение всего пафоса одиночества и старости. ... в конечном счете, главное, что сквозит в фильме, - оценка мужества и галантности стареющего человека. В «Огнях рампы» нет социальной проблемы, нет основного конфликта, который можно было бы сравнить с конфликтами в некоторых более ранних картинах Чаплина, таких как «маленький человек» против механического мира. Судьба, с которой сталкивается стареющий комик, - естественная неизбежность. ... «Огни рампы» - не лучший фильм. Это добродушное и нежное развлечение, проявление дерзости и гордости. Есть те, кто легко прочтет в нем завуалированную биографию самого мистера Чаплина, не говоря уже о довольно полном выражении его личной философии. Возможно, этому есть какое-то обоснование. Одна ощутимая слабость фильма - словоохотливое обсуждение человеческих слабостей и парадоксов, которое мистер Чаплин позволяет себе. Но за два часа и пятнадцать минут, которые в конечном итоге идет картина, он также дает полную меру вдохновленной Чаплином комедии."



Если американский зритель был фактически лишён возможности видеть этот фильм Чаплина в течение долгого времени, то в кинотеатрах европейских стран фильм "Огни рампы" демонстрировался довольно широко и пользовался большой популярностью. Например, во Франции за первый год его посмотрели более 6 миллионов кинозрителей, или почти 15% населения страны. В итоге, кассовые сборы фильма Чаплина за пределами США составили более 7 миллионов долларов, что почти в 8 раз превысило затраты на его производство.



В 1953-м году фильм Чарльза Чаплина "Огни рампы" был номинирован на британскую премию БАФТА в категории Лучший фильм любого происхождения. Но эта британская премия решением британских киноакадемиков досталась британскому же фильму "Звуковой барьер" Дэвида Лина. Хотя, фильм "Звуковой барьер" был признан победителем и в номинации Лучший британский фильм. Ну, а своего рода "утешением" для картины Чаплина была более чем достойная компания относительных "неудачников": " Трамвай «Желание» Элиа Казана, " Расёмон" Акиры Куросавы, " Забытые" Луиса Бунюэля, "Чудо в Милане" Витторио Де Сики, " Поющие под дождём" Стэнли Донена и Джина Келли  и др.



В 1973 году, поле того, как фильм Чарльза Чаплина "Огни рампы" вышел, наконец, в американский прокат, он попал в программу Оскара. Но Американские киноакадемики дали фильму только одну номинацию - Лучшая музыка. И Чарли Чаплин, вместе с Рэем Рашем, который помогал не имевшему музыкального образования Чаплину записывать музыку, сочинённую великим режиссёром, и Ларри Расселом, аранжировщиком этой музыки, победили в этой номинации.



В 1972 году свою рецензию фильму Чарльза Чаплина "Огни рампы" посвятил и Роджер Эберт. Он оценил фильм 3,5 звездами из максимальных четырёх и в рецензии написал:

"Хотя это был не совсем его последний фильм, не может быть никаких сомнений в том, что “Огни рампы” был прощальным фильмом Чарли Чаплина. Это также, вероятно, его самый личный, самый откровенный фильм... Его личная жизнь была измучена судебными процессами и охотой на ведьм, и грустно говорить, что, когда в американских кинотеатрах появились афиши фильма, его фактически пикетировали те, кто считал Чаплина коммунистом или, по крайней мере, каким-то подлым пинко (Пинко - уничижительное слово, придуманное в 1925 году в Соединенных Штатах для описания человека, которого считают сочувствующим коммунизму, хотя и не обязательно членом коммунистической партии. С тех пор это слово стало использоваться для описания любого, кто, как считается, имеет радикальные левые или социалистические симпатии.- FG). Конечно, он никогда не имел ничего общего ни с какой политической партией, и “Огни рампы” по-своему рассматривает то, что, должно быть, действительно было на уме у Чаплина в 1952 году. Не так много лет назад он был когда-то самым популярным артистом в мире. Говорили, что Маленький Бродяга был самым знакомым персонажем, когда-либо придуманным. Но теперь все это было позади.... Если “Огни рампы” в целом - прощание Чаплина, то этот заключительная водевильная сцена в нём, несомненно, его прощание с фарсом. Это идеальная, веселая жемчужина."



Несмотря на то, что с момента выхода фильма Чарльза Чаплина "Огни рампы" на экраны прошло несколько десятилетий, современные кинозрители продолжают оценивать его весьма высоко. 71% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. А 21% пользователей оценили фильм максимальными 10 баллами. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Чарльза Чаплина "Огни рампы" по версии FilmGourmand'а составил 8,285, что позволило ему занять 421-е место в Золотой Тысяче.



американское кино, шедевры мирового кино, трагикомедия, чарли чаплин, кино

Previous post Next post
Up