ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №1 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №2 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №3 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №4 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №5 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №6 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №7 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №8 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №9 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №10 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №11 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №12 ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №13 Отказ от греческой «теоретичности» имел серьезные последствия, которые сегодня только ещё начинают по-настоящему осознаваться и рассматриваться. Мир, который силился заменить, а подчас просто уничтожить греческую культуру с ее «состязанием», основывался на иных ценностях!
Действительно, тот тип отношения к реальности, который привносится приходящей в «новой эре» библейской традицией, в целом в античности был невозможен. Библейская традиция, и прежде всего христианство, принося другой путь богообщения, резко негативно, а часто откровенно злобно, относились к традиции эллинской.
Христианские миссионеры пеняли грекам на «скудость», «никчемность» и «бесполезность» их Ума в новой шкале ценностей - спасении души. Но для того чтобы схема «спасения души» заработала, то есть была бы «запущена» - как некогда была запущена греческая состязательно-аналитическая традиция - необходимо было уже с самого начала придать всему, что связано с душой, оттенок неполноценности. Так была придумана легенда о «грехопадении»!
Грехопадение уравнивает в Космосе всех и вся. Всё, что связано с душой, в Космосе - распадается!
Притча о грехопадении, прежде всего, выступает против иерархии в космосе. Ведь все становится подвержено грехопадению - сам космос должен распасться!
Но иерархия есть, в сущности, закон. Следовательно, притча о грехопадении призвана разрушить порядок мира, общества и человека с той целью, чтобы установить свой собственный «миропорядок»!
«Порядок» без Космоса.
Всё, что связано с душой в человеке, согласно этой концепции, подвержено ухудшению, предрасположено к нему. Следовательно, цель христианства, большей частью западного, начинает пониматься как спасение души человека в падшем Космосе! Цель восточного христианства - испытавшего влияние греческой культуры - видится в том, чтобы, прежде всего, спасти «мiръ», хотя и через спасение человеческой души.
Целью же ветхозаветной традиции, которая выступала, без всяких сомнений, основой традиции новозаветной, была хилиастическая надежда, приобретающая сегодня технизированное выражение. Христианство, по существу, выполнило для исполнения этой надежды подготовительную работу.
С другой стороны, в античности не было именно такого отношения к миру, которое позднее было названо в е р о й.
Следовательно, не было и нужды в «удосто-верении». Если свидетельство разумности открывается, прежде всего, в «непротиворечивости», хотя и не только в ней, то свидетельство веры (уверенности) открывается в приведении этой веры к очевидности в у-досто-верении - так сказать, ее «опытной проверке», проверке «на деле».
«Покажи!», «До-кажи!», «продемонстрируй!» свою веру «в деле», то есть покажи веру «в жизни».
«Удостоверь нас!» в истинности своей веры.
Фактически это требование обращалось к поступкам, действиям «верующего человека». Но почему же «в деле», а не «в мыслях»?
Во-первых, и это самое существенное, потому, что мысли не являются «делом». Ортега-и Гассет дает очень точную зарисовку этого принципиальнейшего различия:
Грек слеп к запредельному миру, к сверхнатуральному; христианин, со своей стороны, слеп к мируналичного бытия, мируприроды. И получается, что именно грек, который слеп к тому, что видит христианин, должен объяснить ему то, что тот видит, но не может высказать.
Во-вторых, потому, что «мысли» не имеют для этого религиозного опыта ровным счетом никакой ценности. Вот где спрятан корень всех современных «деятельностных» подходов.
Если непротиворечивость по самой своей идеальной природе не нуждается в ее «заверении» многими субъектами, то с «удостоверением» дело обстоит иначе - там как раз предполагается «сообщество верующих» - некоторый интерсубъект - экклесия (церковь), который призван свидетельствовать «истинность веры», удостоверять её.
Куда привел человека этот путь и утверждение его главных ценностей, мы увидим в следующих разделах.
/Андрей Павленко "ТЕОРИЯ И ТЕАТР"/