ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №5

Nov 15, 2015 23:31



ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №1
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №2
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №3
ОРУДИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Часть №4

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕАТРА

Обратимся к языку: 
 - в переводе с греческого означает прежде всего «место для зрелищ», а уже потом, в нашем современном смысле, - «театр». Театр - это, попросту говоря, «зрелище». Слово «» произошло от глагола  , означающего «зреть», «смотреть», «видеть», в том числе «созерцать умом».
Здесь нельзя не обратить внимание на смысловую и лингвистическую близость этого глагола с глаголом - «смотреть на зрелище», «присутствовать на зрелище». От него-то и произошло известное слово «теория», которое в его исконном первоначальном смысле означает, конечно же, не доказательное знание в нашем современном понимании - когда мы говорим «теория Максвелла» или «теория суперструн», - а опять же хорошо нам знакомое «наблюдение за зрелищем», «зрелище».

Итак, теперь мы можем спокойно ступить на тропу исследования. «Театр» и «теория» для древнего грека, в сущности, одно и то же - зрелище. Но это лишь лишь лингвистические коннотации, которые в лучшем случае могут выступать метками для обозначения пути следования. А как обстояло дело с исторической точки зрения?


Древние греки жили в местности, где горные склоны перемежались долинами. Между холмов и отрогов текли реки, которые и служили естественными путями сообщения. Вдоль этих рек, скорее
всего, и пролегали дороги, по которым в ноябре-декабре шествовали колонны празднующих сельские Дионисии в честь бога виноделия. Ведь этот праздник имеет сельское происхождение. Члены деревенской общины пели богу Дионису культовые песни, которые назывались дифирамбами. Они же несли его культовые изображения. Конечно, праздник был приурочен к сбору урожая и окончанию сезона полевых работ. У нас в России, наверное, уже не осталось мест, где бы еще так просто и по-хозяйски относились к дарованному Богом и природой. Тем не менее мне доводилось беседовать с пожилыми людьми, детство которых проходило в добольшевистской России. Они рассказывали: тогда еще праздник урожая отмечался целым деревенским сходом. Участвовали в нем все, от мала до велика. В православном календаре он выпадал на Покров. Я очень живо себе это представляю. Мой дом в деревне расположен недалеко от сельского кладбища, и поневоле приходилось быть свидетелем, когда провожающие родственника в последний путь идут от противоположного конца с песнями через все селение к погосту, несут иконы и домовину. На лицах шествующих сосредоточенность и горе. Само пение, безыскусное, но в то же время обязывающее остановить всякое дело, указывает на его бытийственную зряшность. Каждый, будь то прохожий или хозяин попавшегося дома на пути, снимает головной убор и желает покинувшему нас Царства Небесного, ибо понимает, что и он близко стоит к тому же. Это и есть жизнь. Подлинная жизнь.
А теперь допустите, пожалуйста, что нашлись бы люди, скорее всего, приезжие, которым нет никакого дела ни до усопшего, ни до Царства Небесного, ни до содержания пения. Им только нравится, как смиренно ведут себя участники процессии, как умильно поют старушки, поэтому, желая удовлетворить свое гедонистическое чувство, они прямо рядом с дорогой ставят скамьи и наблюдают за процессией.
Кто эти люди, спрашиваю я вас?
Правильно, посторонние наблюдатели.
Для них это не похороны, а зрелище похорон.

Я понимаю, что аналогия не совсем удачна и что радостный и вакхический праздник Диониса - это не похоронная процессия, а нечто противоположное. Однако это существенная черта, необходимая для нашего с вами понимания сущности театра. Дело в том, что так или почти так родился греческий театр. Для того что-бы посмотреть на процессию со стороны, из нее надо было выйти, и не только пространственно - расположив скамьи амфитеатром, - но прежде всего умственно. Это означает, что живая связь с богом, которому пели дифирамбы участники процессии и которому они поклонялись, - ослабла или была вовсе утеряна. То, что первые театральные представления были «остановкой» религиозной процессии и религиозного праздника, есть исторический факт.

Трагедия - это и есть песнь священных козлоподобных сатиров, посвященная богу Дионису. Изображения бога, которые верующие носили во время праздничных торжеств, тоже становятся участниками такого зрелища. Вся атрибутика первых театров была подчинена божественному -религиозному - содержанию спектаклей: теологейон, керауноскопейон, механэ - вспомним deus ex mahina.

Боги в первых греческих трагедиях были главными действующими лицами. Театр и рождался как представление «божественной трагедии». Такой взгляд «со стороны» на религию появляется в
Греции приблизительно в VII-VI вв. до н. э.
Однако невозможно, чтобы празднества в культе Диониса для верующего в доэсхиловскую эпоху или евхаристия для христианина были только моделью реальной религиозной жизни. Наоборот, исступление в первом случае и пресуществление во втором - это и есть сама жизнь. Наиреальнейшая реальность. Но что мы видим в рожденном театре?

1. Зритель - это зритель и только зритель, отстраненный барьером даже от «моделирования жизни на сцене».
2. Представление, этот «меч Аполлона», рассекло цельную ткань жизни надвое - представляющего и представляемое. Это действительно так. Представление - это самое аполлоническое изобретение европейского сознания. Говоря привычным языком, служба и таинство превращаются в театр, то есть зрелище, по-современному - «шоу». При таком взгляде на бытие сама подлинная жизнь уходит на задний план и как таковая не допускается к присутствию. Наоборот, в театре само представление оказывается жизнью.
3. Подлинная жизнь заменяется игрой в нее.
Таковы неутешительные итоги краткого рассмотрения про- исхождения театра. Посмотрим теперь, какие поразительные
аналогии-следствия развились из общего корня - «теории-театра- зрелища».

Человеческий мир, Мнение

Previous post Next post
Up