Архитектура, а не размер. Прогресс. Плод пирровой победы. Почему человеческий мозг уменьшился в размерах? Обдумывание. Гипотеза культурного драйва (cultural drive) предполагает возможный механизм стремительной коэволюции мозга и культуры, при котором социальное обучение с высокой точностью приводит к накоплению культурных традиций, которые, в свою очередь, способствуют отбору для еще более эффективного социального обучения.
• Культура, которая начала складываться у ранних Homo, была комплексной: она включала как общественно-полезные, так и индивидуально-полезные мемы. Благодаря этому культурный драйв продолжал работать, невзирая на возможные колебания уровня межгрупповой конкуренции.
• Средства социального обучения, которые начали развиваться у Homo, были особенными. Возможно, наши предки уже очень давно начали общаться друг с другом при помощи каких-то знаков, символических жестов или «протослов», каких-то абстрактных, комбинируемых поведенческих актов, которые несли информацию о вещах, не обязательно присутствующих здесь и сейчас.
И если грубая культура, которая поддерживалась благодаря этим своеобразным методам социального обучения, давала большое преимущество в выживании и размножении тем, кто ей успешно овладел, то должен был идти интенсивный отбор на совершенствование этих методов. Которые, так уж получилось, «выжимали» из обезьяньего мозга наших предков буквально всё, на что тот был способен, а сильный отбор на их совершенствование неизбежно приводил к росту мозга в череде поколений.
Рост мозга хорошо стимулируется «грубой», примитивной культурой, состоящей из немногочисленных крупных (трудно выучиваемых) мемов. В дальнейшем, когда культура становится более «изощренной» (насыщенной множеством простых и эффективных мемов), рост мозга замедляется и даже обращается вспять.
Механизм, лежащий в основе этого сценария назвали «порочным кругом измельчания мемов».
Чтобы он работал, необходима комбинация двух типов ограничений: на рост объема памяти и на количество мемов, которые индивид может выучить в единицу времени. Кроме того, имеющиеся механизмы социального обучения должны давать селективное преимущество мелким (простым) мемам. Если эти условия выполняются, то ограничения на рост памяти усиливают отбор мемов на измельчание, а это, в свою очередь делает обладание вместительной памятью менее выгодным, потому что на ее заполнение «меметической мелочью» уходит слишком много времени.
«Порочный круг измельчания мемов» может положить предел сопряженной эволюции мозга и культуры. Однако процесс увеличения мозга может получить мощное дополнительное ускорение, если начнут развиваться особые способы социального обучения, обладающие двумя свойствами:
• они должны быть «нейрологически требовательными», то есть должны задействовать много разных нейронных путей, чтобы сильный отбор на их совершенствование с большой вероятностью приводил к росту всего мозга.
• эти способы социального обучения должны обладать пониженной чувствительностью к сложности передаваемой информации. Иными словами, они должны давать возможность со сравнимой степенью эффективности передавать как простые, так и сложные знания. Развитие таких способов социального обучения может на какое-то время ослабить «порочный круг», и это даст мозгу возможность развиться сильнее.
Человеческий язык как раз и является механизмом социального обучения, который удовлетворяет названным условиям.
Можно также предположить, что необыкновенно быстрый рост мозга в антропогенезе, открывший впоследствии уникальные возможности для развития цивилизации, был своего рода «эволюционным несчастным случаем». Культурный драйв был попросту слишком силён, чтобы позволить мозгу эволюционировать каким-то более сбалансированным образом, например, путем структурной реорганизации и тонкой подстройки нейронных сетей под конкретные когнитивные функции. На такую тонкую эволюционную работу нужно больше времени, и отбор должен быть более мягким. В реальности же отбор был настолько силен, что подхватывал аллели, улучшающие когнитивные функции чуть ли не любой ценой - вот мы и получили на выходе мозг невероятных размеров.
Культурный драйв (cultural drive) - как раз подходящий механизм для создания мощного непрекращающегося отбора на усиление когнитивных функций.
К этой схеме можно добавить еще несколько петель положительной обратной связи.
Дополнительными усилителями сопряженной эволюции мозга и культуры могли быть петли положительной обратной связи, проходящие через рост численности населения и через рост продолжительности жизни.
Развитие культуры может сделать жизнь более защищенной, а долгая жизнь делает индивидов более эффективными хранителями и распространителями знаний.
Итак, при подходящих условиях у социального вида может начаться автокаталитическая коэволюция мозга и культуры. «Подходящие условия» включают:
• некий необходимый минимум способностей к социальному обучению.
• и это главное - вид должен попасть в такую социальную и экологическую ситуацию, в которой станет возможным периодическое изобретение разнообразных, очень выгодных (для индивида или для группы) и достаточно сложных вариантов поведения, которые могут передаваться путем социального обучения. Причем дело тут не столько в изобретательности, сколько именно в социоэкологической ситуации: она должна быть такой, чтобы спонтанно изобретаемые мемы имели хороший шанс оказаться очень выгодными.
Вероятность прогрессивной коэволюции мозга и культуры увеличивается, если эти мемы будут принадлежать к разным категориям: одни будут выгодны на индивидуальном уровне, другие - на групповом. В этом случае коэволюция мозга и культуры может стартовать и продолжаться при варьирующих уровнях межгрупповой конкуренции и миграции.
Раннеплейстоценовые виды рода Homo, возможно, как раз и оказались в такой ситуации благодаря изменению социальной и экологической ниши. Изменение социальной ниши было связано со снижением внутригрупповой агрессии и конкуренции, ростом родительского (в том числе отцовского) вклада в потомство и с эволюционным сдвигом в сторону моногамии и социальной конформности. Это вело к изменению оптимальных стратегий повышения своего социального статуса и репродуктивного успеха: индивидам теперь приходилось полагаться не столько на грубую силу и агрессию, сколько на «макиавеллиевский интеллект».
Наконец, без острой межгрупповой конкуренции отрастить большой мозг всё-таки трудно, а еще труднее развить культуру, не слишком замусоренную паразитными мемами. Культурный групповой отбор успешно контролирует содержимое мемофонда, способствуя распространению общественно-полезных мемов и сдерживая распространение мемов паразитических и индивидуально-выгодных. Индивидуальный отбор не справляется с подобными задачами, потому что мемы, в отличие от генов, распространяются горизонтально, что делает культуру в большей степени групповой, чем индивидуальной характеристикой.
/Источник/ Человек может стать человеком только путем воспитания.
Он - то, что делает из него воспитание.
/Иммануил Кант/
Главный продукт культуры. Традиции. Передача огня. Интерес. Что сделало человека человеком? "The Mating Mind" Поступок, с которого начинается цивилизация. Модификация общего адаптационного синдрома. Личность. С чего начинается личность. Миф о себе. Человеческий вид мышления. Самоодомашнивание | Часть №1 Самоодомашнивание | Часть №2 Самоодомашнивание | Часть №3 Педоморфность. Что делает нас здоровыми и счастливыми. Семья - всему голова. Социальную жизнь людям дал дофамин. Личностный стиль. Фундаментальный вывод. Готовность к взаимопомощи. Склонность к альтруизму.