Домашние животные отличаются от диких, и дело тут не только в том, что человек в каждом поколении отбирает тех особей, которые дают больше молока, мяса, шерсти, яиц и пр.
При одомашнивании животные изменялись сходным образом.
Важно отметить изменения в нервной системе - животные становились более послушными, более понимающими и готовыми идти на контакт. Но потом кто-то обратил внимание, что признаки одомашненности можно встретить и у некоторых диких видов.
Например, шимпанзе бонобо выглядят как домашняя версия обыкновенных шимпанзе: если обыкновенные довольно агрессивны и, можно сказать, злобны, то бонобо, наоборот, миролюбивы, у них сильнее развиты социальные навыки, у них дольше идет половое созревание и у взрослых обезьян сохраняются ювенильные признаки. Бонобо никто не приручал, то есть они как будто прошли через самоодомашнивание.
И есть на Земле еще один вид, который выглядит как одомашненный, но которого никто не одомашнивал - это человек.
Генетические подтверждения гипотезе самоодомашнивания человека нашли исследователи из Барселонского университета.
В статье
"Self-domestication in Homo sapiens: Insights from comparative genomics" авторы предпологают, что изменения в генах у одомашненных животных похожи на изменения, которые случились в генах современных людей. Чтобы убедиться, что это не случайное совпадение, «одомашненные гены» собак и коров сравнили с генами больших человекообразных обезьян: орангутанов, обыкновенных шимпанзе и горилл.
Генетические изменения, случившиеся в собаках и коровах, не были похожи на то, что происходило в геномах обезьян. И поэтому то, что похожие перестройки в генах происходили у человека, говорит о том, что с человеком происходило то же, что происходило с предками домашних собак и домашних коров.
Существенные черепно-лицевые различия между AMH и неандертальцами (вверху) и между собаками и волками (внизу).
Авторы работы обратились к молекулярно-клеточным механизмам, которые срабатывают во время индивидуального развития и благодаря которым формируются признаки одомашнивания. У всех млекопитающих на ранних стадиях эмбрионального развития в зародыше появляется структура, которая называется нервный гребень. Стволовые клетки нервного гребня мигрируют очень далеко по телу эмбриона, и при этом они способны создавать самые разные структуры, от хрящей лицевого отдела черепа и пигментных клеток кожи до оболочек мозга.
В новой статье
"Dosage analysis of the 7q11.23 Williams region identifies BAZ1B as a major human gene patterning the modern human face and underlying self-domestication" исследователи приводят ещё одно доказательство самоодомашнивания человека.
Известно, что у домашних животных стволовых клеток определённого типа в нервном гребне меньше, чем у диких животных - а отсюда происходят и все особенности развития, которые потом мы наблюдаем в готовом виде у взрослых особей. Устройство нервного гребня у зародышей зависит от генов, среди которых один из самых важных - это ген BAZ1B. Он кодирует фермент, регулирующий упаковку ДНК, и, соответственно, через её упаковку белок BAZ1B влияет на работу множества других генов.
Как проверить, влияет ли BAZ1B на формирование характерных «домашних» черт лица и черепа у людей?
В результате эксперимента удалось определить несколько сотен генов, которые зависели от BAZ1B и про которые было известно, что они управляют формированием черепа в целом и его лицевого отдела в частности.
Потом эти гены, которые подчиняются BAZ1B и которые управляют развитием черепа, сравнили с такими же генами неандертальцев и денисовского человека - и оказалось, что «черепно-лицевые» гены современных людей накопили достаточно много мутаций.
То, что эти мутации сохранились, говорит о том, что они давали преимущество при естественном отборе; а то, что похожие гены несут мутации у животных, говорит о том, что отбор шёл в сторону одомашнивания.
Стоит подчеркнуть, что ген BAZ1B был использован лишь как инструмент, чтобы выявить гены, которые могли почувствовать самоодомашнивание, и чтобы потом сравнить их с генами двух древних «диких» людей.
/Источник №1//Источник №2/