Не мог пробежать мимо статейки:
Исаакий преткновения: выход - в совместном использовании. Лайф 17 февраля. Дмитрий Булгару.
Лайфу стало известно из осведомлённых источников, близких к органам федеральной власти, что в экспертном сообществе рассматривается новый вариант выхода из крайне конфликтной ситуации, сложившейся вокруг передачи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге РПЦ. Решением могло бы стать совместное управление собором государством и церковью.
Следует отметить, что резонанс вокруг истории с передачей Исаакиевского собора Русской православной церкви приобрёл поистине всероссийские масштабы.
Позиции сторон просты: петербуржцы выступают против данного решения как минимум потому, что их мнение не было учтено: не проведены публичные обсуждения проблематики, а структуры в правительстве региона, ответственные за имущество города, приняли решение о передаче во многом кулуарно, что и стало основной причиной конфликта.
Позиция представителей РПЦ также ясна и изложена в сегодняшнем заявлении Святейшего Патриарха Кирилла, которое сводится к тому, что РПЦ лишь возвращает то, что было давно утрачено ею в результате произошедших в нашей стране событий почти столетней давности.
Как сообщил Лайфу источник, близкий к федеральным органам власти и профильному экспертному сообществу, иной выход из ситуации предусматривает совместную эксплуатацию Исаакиевского собора Церковью и государством на принципах государственно-конфессионального партнёрства. Одним из вариантов такого рода управления может быть создание попечительского совета, куда войдут как представители Церкви и государственных органов, так и общественность. Лайф обратился к представителям Церкви с вопросом относительно того, что они думают по поводу иных вариантов решения конфликта.
Протоиерей Александр Пелин заявил, что в ситуации с Исаакиевским собором нет никакого конфликта:
- Выступает не общественность, а двое сумасшедших депутатов, которые обслуживают свои интересы. Я не считаю, что они представляют общественность.
Сказано, что собственность остаётся у государства, музейные функции - тоже. Это форма аренды, меняется способ управления - это всё. Способ управления будет изыскан тот, по которому будет принято решение комиссии. А недвижимость и сам объект остаются вверенными государству в полном объёме. Храм отдаётся на 49 лет в аренду. У церкви есть идея использования собора таким образом, чтобы он действительно окупал себя в плане коммунальных и прочих расходов. Какие проблемы там должны быть? Это искусственно раскачанный распиарный момент, он не выражает существа вопроса.
Вчера на заседании Высшего церковного совета Святейший Патриарх Кирилл достаточно определённо и ясно высказался, и мы надеемся, что это высказывание будет принято.
Руководитель Информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела Русской православной церкви Вахтанг Кипшидзе сослался на заявление Святейшего Патриарха в ответ на вопрос о возможных вариантах разрешения противоречий, но отметил, что этот вопрос с совместным ведением, возможно, будет обсуждаться.
---//---
Давайте разбираться.
Не будем заострять на том, что Исаакиевский собор никогда не принадлежал РПЦ и, даже никогда не находился в ее ведении. Только лишь в 1917 - 1928 гг собор был передан "двадцатке", общине прихожан (но не религиозной органицации), которая мигом довела здание до безобразного состояния и вернула государству.
Меня задели фразы о том, что, де мнение горожан (явно необразованных, не понимающих детали, что следует из контекста) просто не учли - вот они и возмутились.
А мудрая федеральная власть нашла очень "новый" выход: государственно-конфессиональное партнерство.
Напомню, что недавно некто Милонов назвал нынешние церковные службы в соборе
"крепостным театром, потешалками для тех, кто сюда приезжает на экскурсионных автобусах", чем он унизил достоинство и сотен прихожан (пресс-конф. Милонова 12.02.17), и музейщиков, и горожан вообще.
Лайф в вышеприведенной публикации поступил хитрее. Просто промолчал о действительности и донес публике лишь обсуждаемое (пока) "свежее" решение, услужливо приписав его федеральным властям.
А разве не было и нет до "свежего решения федералов" в Исаакиевском соборе государственно-конфессионального партнерства, соработничества?
Врать-то (по-умолчанию) зачем?
Вот, например, что мне пишут, вспоминая Святейшего Патриарха Алексия Второго :
alsiss: "...Вы знаете; на первой службе в 1990 году, тогда еще митрополит Алексий сказал; "я думаю, совместное использование собора, это то, о чем можно задуматься"..."
Вот это и есть "точка отсчета" начала соработничества музея и СПб Епархии РПЦ МП.
И с той поры минуло много лет и свершилось много знаменательных событий в этом направлении.
Да взглянем, хотя бы, на опубликованный и разошедшийся по сети да СМИ документ, разработанный под Пастырским руководством Митрополита Владимира (Котлярова):
Опубликовано документ №1.
Соглашение СПб Епархии РПЦ МП с ГБУК музей-памятник "Исаакиевский собор" от 09.09.2010г. Действующее.
А ведь это Соглашение - далеко не единственное.
Достаточно поднять бумаги.
Что в самом музее, что в канцелярии СПб Епархии.
И всё откроется!
Надо только чуток повнимательнее рассмотреть вопрос.
Или у корреспондента Лайф именно так задача не стояла?
И всё станет предельно ясно:
О какий еще "новых" принципах государственно-конфессионального партнёрства можно говорить и писать, "позабыв", очень многие замечательные шаги по сближению церковно-приходского и светского, наработаный бесценный и уникальный в новейшей истории опыт сотрудничества музейного сообщества и клира?
Притворно "не замечая" проторенную дорогу, тем самым попирая Светлую Память патриарха Алексия Второго (Ридигера) и Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова)?
Ведь это же очевидно:
Варсонофий Судаков (кто есть не только владыка епархии, но и управляющий делами всего Московского Патриархата РПЦ - чиновник, по величине могущества "в делах мирских", возможно, даже более значимый, чем предстоятель) сотоварищи в великой богомерзкой гордыне решили разорвать светлые узы подлинного соработничества ("принципы государственно-конфессионального партнёрства", в терминах Лайф), попутно облив грязью, посредством лжи умолчания, память Великих Подвижников-Исповедников, кропотливо и много лет выстраивавших конструктивные отношения светского и церковно-приходского в Граде на Неве.
А вот как описывает былое, складывавшиеся традиции соработничества мой друг Елена, сотрудник музея:
the_morning_spb ...Мне жаль ушедшего времени и ушедших порядков. Складывались традиции...
Вспоминаю, как о. Георгий Минаев никого не забывал - каждому маленький букет, вспоминаю, что именно эти вербочки были для меня самыми-самыми...
На наш престольный праздник митрополит приглашал на трапезу - и не высокое заоблачное начальство, а нас, рабочих лошадок. У меня даже фотография есть!!!)))))
И мне тем более было удивительно, что
протоиерей Сергий Иванович Куксевич, знающий всё о подвижнических трудах Митрополита Владимира по части соработничества епархии с музеем Исаакия,
один из самых влиятельных чиновников СПб епархии, "серый кардинал", как его называли еще во времена предыдущего руководства, сохранивший многие свои позиции в команде Судакова, не только не поправил своих нынешних заединщиков, но и вовсе просто ошеломил:
Зачем в Кремле заговорили про Исаакий. В Кремле и Смольном поспорили из-за Владимира Путина: согласовывал ли президент передачу Исаакиевского собора РПЦ. 17.02.2017. Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»
«Богу - Богово, кесарю - кесарево. Есть федеральный закон, который подлежит исполнению, при чем здесь согласования?» - сообщил «Фонтанке» секретарь епархиального управления отец Сергий Куксевич и посоветовал не раздувать из подобных сообщений громкие истории.
Почему такой опытный царедворец сделал столь неосторожное публичное заявление остается только гадать. Однако люди, интересующиеся российским "византизмом власти" и, вдобавок, имеющие представление об истории принятия закона "о церковной реституции" (равно как и о многолетней уже "битве за Исаакий") наверняка сделали вывод о том, что в вопросе о пресловутом "тандеме", применительно к текущей ситуации, Кускевич сделал "ставку" не на Владимира Путина.
---//---
Да, про слова Пелина, представлявшегося Лайф от СПб епархии (тот самый, нахамивший Пиотровскому).
Это, конечно, омерзительно, про 2-х нардепов. Опять унижать людей. Тем более народных депутатов, унижая, тем самым, еще и и их многочисленных избирателей.
Да и не психиатр Пелин. Как знать, кто еще в здравом уме, а кто - в угаре безумия.
Вот
нынешний предстоятель РПЦ МП (о чем тоже Пелин помянул) сказал давеча, что зерно раздора и людское смуты (вопрос о передаче Исаакия) является "символом примирения народа". Не думаю, что таковое будет принято всем обществом, как утверждает Пелин...
Еще тезис имярека, - про общественность-необщественность.
А с этими протестующими людьми как быть - они тоже сумасшедшие (по Пелину)?
Помимо соб-но
трудового коллектива музея (а также,
директора Бурова,
зам.директора Квятковского и
3-х именитых сотрудников, отдельно), выступили еще очень многие известные персоны и организации:
Пиотровский,
Аракчеев (Исполнительный Директор Союза Музеев России),
Гусев (Русский Музей),
Левыкин (Директор Государственного исторического музея),
Говорухин,
Шолохов (зам.председателя Комитета по культуре ГД РФ, Директор государственного заповедника М.А. Шолохова),
Даниил Гранин,
Союз Музеев России,
Международный Совет Музеев и не только...
И, наконец, тезис Пелина про "бережное" отношение нынешнего епархиального начальства к культурному наследию. Слово и дело. Оно же и про нынешнее "соработничество". В понимании Судакова и его назначенцев. Друзья пишут (навскидку, 2 свежих сообщения):
alsiss: "Вы слышали Бурова?
Реставрация проведена обалденная… Если в 50-е, консрервировали, то по нынешним возможностям реставрируют, при чем лет на сто вперед. Поэтому я и говорил, что лет десять точно не будут вкладываться.
И предлагаю почитать слова ПК (прим.- патриарха кирилла).
Про "Текущию реставрацию". Т. е. обслуживание.
Вы представляете что значит открыть большие двери зимой?
Это же выхолаживание собора…
начхать всем, надо провести Крестный Ход.
У нас климат особенный…
Вот так и будет все проходить в "лапах" РПЦ.
А ничего (они) не ломают…
Ничего не было…
Блеф…
Во славу Божию…
Как любят говорить…"
borodinaelena: "Передача Собора в безвозмездное пользование РПЦ приведёт к прекращению музейной деятельности, так как она не относится к уставной деятельности церкви."
Поминая Смольный Собор: как только передали РПЦ, в том числе и все ком. услуги, Мухин сразу отключил СВЕТ и ОТОПЛЕНИЕ!
Свет только на богослужения, отопление минимально, чтобы не околеть!
Можно только представить, как ВСЁ начнёт рушиться при несоблюдение температурного режима такого здания...
При увольнении сотрудников, Мухин у ВСЕХ собрал номера телефонов, для дальнейшего контакта и трудоустройства...
Но мне лично известно, что Мухин так никогда и никому не перезвонил до сих пор!
Сейчас в Смольном открыт только правый боковой вход. Упадок и запустение надвигаются неумолимо..."
---//---
Ранее по теме (обоснование):
Богу нужна недвижимость или любовь? Брёвнами или рёбрами строится Храм? Исаакий, как маркёр... А что происходит в Питере? Исаакиий как духовная скрепа, сакральная ценность и маркёр умонастроений Святыни Октября 17-го названы преступлением. А что товарищ Зюганов? Ужели уже молча сидит на параше? История (решение Патриарха Алексия 2-го во взаимодействии с Г.П.Бутиковым, соработничество) в воспоминаниях:
Главный аргумент. Почему Исаакий никогда уже не достанется РПЦ? А вот к слову о Бутикове Г. П. Его доклад, обнаруженный недавно. Датируемый 1987-89 год. Отрывки о передачи соборов.
Исаакиевский собор. Митрополит Владимир и музейщики: мы с вами, вы с нами, и все мы вместе! Ложь умолчания чиновников РПЦ про Исаакий и не только. Ещё хотят, что б как в Ватикане... Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй о церковной реституции в 2006-м году. Политический аспект (современность):
Не только Исаакий. Не только Милонов. Первые инсайты про Медведева в СМИ.
"Кремлевский источник", который поносили спикер ЗАКС Макаров и "серый кардинал" СПб Епархи Куксевич.