Ложь умолчания чиновников РПЦ про Исаакий и не только. Ещё хотят, что б как в Ватикане...

Mar 03, 2017 04:52


Когда я писал об уникальном судьбоносном и новаторском решении Патриарха Алексия Второго от 1990-го года о совместном использовании музеем и РПЦ Исаакиевского собора, а также о  развитии этой идеи далее
Ложь умолчания чиновников РПЦ про Исаакий и давнее соработничество музея и Православных Подвижников
Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй о церковной реституции в 2004-м году.
и говорил об этом в социальных сетях, то случилась любопытная реакция.
Немедленно появившаяся тьма-томущая каких-то чудиков, явно близкая (может лишь и душевно только) нынешним функционерам РПЦ МП наперебой стала возвоплять о том, что то легендарное решение было никаким не великим, не судьбоносным, не сакральным, а и вовсе мелким ситуативным и сугубо хозяйственным.


Функционеры же РПЦ МП уже готовы нынче говорить даже об экономических аспектах, о чем свидетельствует и интервью Калинина (ниже),  но не о вышеупомянутом решении Алексия Второго.
Что ж, продвинемся чуть дальше.

Ибо решение по Исаакиевскому собору не было чем-то единичным и мимолетным. Идея развивалась, обрастала документами
Следом за решением о совместном использовании Исаакия примерно через год последовало таковое же решение, касаемо Покровского собора и всех соборов Московского Кремля.
Поскольку уже имелся первый опыт (Исаакиевский собор) и была наработана определенная документарная база, то организационно, со стороны Власти, выглядело это уже вот так:

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 г. Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией в ноябре 1992 г. было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», и до настоящего времени собор является филиалом Государственного исторического музея.
Первое богослужение (храм Покрова на Рву) состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 г. Богослужения совершаются регулярно в воскресные дни и на второй день Светлой Седмицы (Пасхи) священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.

Соборы Московского Кремля:
Архангельский собор
Благовещенский собор
Верхоспасский собор (и теремные церкви)
Церковь Двенадцати апостолов
Церковь Ризоположения
Церковь Рождества Богородицы на Сенях
Успенский собор (Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход - только по пригласительным билетам).

Отсюда, как мигом сообразит любой, следует, что свидетельства деяний Алексия Второго той поры и по данному вопросу, легко сыщутся не только в СПб Епархии, но и в архивах Администрации Президента РФ, - документарная база подготовки Указа от 18 ноября 1991 года по соборам Московского Кремля и храма Покрова на Рву.

Исаакию просто не повезло - он шел "первым номером", а далее случились всякие катаклизмы, не до того было, поэтому совместное использование так и не было оформлено Указом.
Так может пришла пора исправить сию оплошность?
А не "городить огород" с какими-то "ватиканскими изысками". Свой же опыт давно наработан.
Негоже "забывать".

Теперь про экономику.
Примечательно, что еще в начале февраля я писал о тех же аргументах экономического аспекта вопроса, и даже более развернуто (касаемо Исаакия), что нынче выдвигает функционер РПЦ МП Калинин, применительно уже к Покровскому собору (храму Василия Блаженного), повторим:

Горожанами (и не только) обсуждается вопрос: зачем ЭТО нужно городу?

А. Передавать высокодоходный (и, соотв., самоокупаемый) городской объект, теряя более 800 млн ежегодной выручки.

Б. Нагружать гор.бюджет дополнительными 300 млн ежегодно обременений (эксплуатационно-реставрационные расходы Исаакия), как это происходит с другими городскими музеями.

В. Отдавать в безвозмездное пользование объект организации с весьма "подмоченой" финансовой репутацией, - "лопнул" уже 4-й банк РПЦ МП.

Неясно и то, что это еще за: "...исчерпывающие гарантии в части возможностей и наличия у Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее - РПЦ) источников финансирования для осуществления текущей эксплуатации Исаакиевского собора и проведения текущих реставрационных работ..." мог получить губернатор Полтавченко (о чем он написал в ответе на коллективный депутатский запрос) от такой организации. Юридически значимых финансовых Гарантий. На триста миллионов в год. Как минимум.

Глас народа по-поводу: У РПЦ и города нет денег на возрождение бывшего учительского дома на территории Александро-Невской лавры, который представляет собой почти руины. Церковь полагает, что его надо разобрать и собрать занов (13.02.17.) - "Если у РПЦ нет денег на восстановление двухэтажного дома, то как она собирается содержать Исаакиевский собор?"

Г. Отдавать (вдобавок) такое сложное инженерно-техническое сооружение (уникальный, единственный в мире "плавающий" собор) тогда, когда уже и Глава экспертного совета РПЦ (Калинин) признал наличие проблем в сфере реставрации храмов.

В общем, как мы видим, речь идет не о вере, а об объекте недвижимости. И доходном, и затратном, и сложном.

В интервью от 2 марта всё тот же Калинин де-факто подтверждает эти аргументы. В т.ч. и о том, что существенная разница ситуаций с Исаакиевским и Покровским соборами состоит "в огромном материальном компоненте, которого у церкви просто физически нет", - Покровский собор нерентабелен, в отличие от Исаакия. Посему  пока и не нужен. Но ситуация может измениться, - так по сети 7-й год гуляет ролик "Вести.Ру" от 26.10.2010 "Церковь не будет претендовать на главные петербургские храмы", опровергнутый суровой действительностью в 2015-м.

Статья, соб-но:

В РПЦ сочли ненужным добиваться передачи собора Василия Блаженного. 02 марта 2017.

Москва. 2 марта. INTERFAX.RU - Глава экспертного совета Московского патриархата по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин не видит необходимости возвращать Русской православной церкви собор Василия Блаженного на Красной площади.

"Я считаю, нынешний статус собора Василия Блаженного (находится в ведении Государственного исторического музея - ИФ) оптимален. Я не вижу никакой необходимости передавать его церкви, потому что с передачей передаются не только права, но и обязанности", - заявил священник в четверг в интервью "Интерфаксу". По его словам, эти обязанности выражаются "в огромном материальном компоненте, которого у церкви просто физически нет".

"У церкви просто нет ресурсов, чтобы содержать, например, собор Василия Блаженного. Одна перекладка кровель стоила бы не один десяток миллионов рублей, потому что это сложнейшая стропильная система, система водоотводов и так далее. Реставрация, живопись, отопление - все это вместе неподъемная сумма", - заявил отец Леонид, который также является древлехранителем Московской городской епархии.

Он рассказал, что собор Василия Блаженного, как и Успенский собор Кремля, относится к патриаршему подворью в Зарядье, включающему комплекс храмов, где в силу их уникальности и древности действует особый режим богослужений.

По словам собеседника агентства, в храме Василия Блаженного по воскресеньям и большим праздникам совершаются литургии. При этом он мало приспособлен для больших богослужений, поэтому совершать ежедневные службы в этом соборе, а также в Успенском соборе Кремля не стоит, полагает священник.

"Во-первых, там достаточного количества прихожан не наберется, а если наберется, то это будут только туристы. А во-вторых, это большая нагрузка на памятник архитектуры", - сказал он.

Исаакий как Ватикан

Что касается Исаакиевского собора в Петербурге, то, как отметил глава экспертного совета, в этом храме "нужны и служба, и хор - все должно быть на высочайшем уровне", но "музейная составляющая, безусловно, должна быть, и она должна быть еще больше развита, чем сейчас".

"Это как Ватикан, - пояснил священник. - Ватиканский музей - один из лучших в мире, он принадлежит Римско-католической церкви, но там совершаются и службы, когда нужно и сколько нужно".

По словам собеседника агентства, Русская церковь хочет в случае с Исаакием взять модель Ватиканского музея, собора Святого Петра в Риме, который функционирует и как музей, и как храм "без всяких проблем как для верующих, так и для неверующих".

интриги, РПЦ МП, власть, СПб, РФ

Previous post Next post
Up