Начало см. :
http://eho-2013.livejournal.com/434619.html http://eho-2013.livejournal.com/435694.html http://eho-2013.livejournal.com/435850.html http://eho-2013.livejournal.com/438027.html http://eho-2013.livejournal.com/439374.html http://eho-2013.livejournal.com/441327.html http://eho-2013.livejournal.com/443204.html http://eho-2013.livejournal.com/445494.htmlhttp://eho-2013.livejournal.com/448191.html По сравнению с другими эмигрантами княжеское семейство Палей поначалу оказалось в лучшем положении - у них был большой нарядный дом в Булонском лесу, к тому же Павел Александрович, уезжая из Парижа, на всякий сучай оставил в банке приличный счет... Но послевоенная инфляция сделала счет не таким уж и приличным. Доходов княгиня Палей не имела, а ее болезнь требовала дорогостоящего лечения. Дом содержать тоже было очень дорого, к тому же Ольга Валерьяновна никак не могла отказаться от прежних привычек богатой женщины. Дом пришлось продать. И хотя в послевоенном Париже конъюнктура на рынке недвижимости была не такой уж блестящей, дом у Ольги Палей купили - под частную школу для девочек. Вырученная сумма на какое-то время поддержала семью, но вскоре княгиня с дочерьми снова оказалась в положении, которое в Париже называли "позолоченной нищетой".
Княгиня Палей с Наташей
Старшая дочь княгини Палей Ирина в 1923 году вышла замуж за Федора Александровича, сына великого князя Александра Михайловича Романова и великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II. А младшей, Наташе, пришлось поискать какую-нибудь работу, чтобы позаботиться о матери и о себе...
Свадебная фотография Ирины Палей; верхний ряд: Дмитрий Павлович, Федор и Александр Михайлович Романовы, нижний ряд: Ксения Александровна, Ирина Палей, Ольга Палей, Мария Павловна
Так получилось, что в окружении Натальи Палей многие занялись кутюром. Ее сводная сестра Мария Павловна, перебравшаяся из Лондона в Париж с мужем и братом Дмитрием, в поисках заработка приобрела машину для вышивания и стала разрабатывать модели модной одежды с орнаментами, основанными на старо-русских вышивках и монастырском рукоделии Севера России. Ее модели имели такой успех, что Мария вскоре основала небольшую мастерскую, предложив работу еще нескольким русским эмигранткам, а потом и собственный Дом моделей "Китмир", сотрудничавший с Коко Шанель. Правда, ее путь к успеху был не простым - Мария так много работала, буквально днем и ночью, что у нее порой не хватало сил дойти вечером до дома. Она засыпала в мастерской прямо под верстаком, чтобы утром, проснувшись и проглотив чашку кофе, снова начать работу... Но глядя на ее успехи свой Дом моделей открыла и сестра Федора Александровича Ирина со своим мужем, князем Феликсом Юсуповым. Их Дом получил название "ИРФЕ" (Ирина и Феликс).
Наталья Палей способности к конструированию одежды или рукоделию не имела. Она просто стала работать манекенщицей. Это давало скромный, но постоянный заработок и помогало сводить концы с концами.
У Наташи была хорошая фигура, природная грация и хореографическая подготовка, что помогало ей в выбранном деле. Но княгиня Палей была просто в отчаянии. Она написала в своих мемуарах, что к ее дочерям в эмиграции отностятся как к "отбросам общества"...
«У манекенши Наташи,
Маленькой мидинетки,
Праздники редки.
Целые дни Наташа
Как рыбка в сетке:
Повернитесь, Наташа!
Пройдитесь, Наташа!
Примерьте, Наташа!
Праздники редки,
Горькая чаша -
Жизнь мидинетки...»
(Из стихотворения Валентина Горянского «Манекен Наташа», написанного в 1920-е годы)
Повзрослевшая Таша из обыкновенной курносенькой и смешливой девочки превратилась в красивую девушку, обращающую на себя всеобщее внимание. Наталья относилась к тем женщинам, кому перенесенные горе и страдания, память о которых спрятана в душе, только добавляют красоты и очарования, делая их лица загадочными, а взгляды глубокими. Грустная, слегка отстраненная и молчаливая княжна Натали Палей сверкала красотой... У ее сводного брата Дмитрия Павловича как раз случился роман с Коко Шанель. Обладавшая острым взглядом Шанель сразу оценила потенциал младшей сестры своего возлюбленного и порекомендовала ее знаменитому французскому кутюрье Люсьену Лелонгу.
Коко Шанель и Дмитрий Павлович
Лелонг сделал принцес (княжну) Натали лицом своей фирмы, она представляла его лучшие модели на престижных дефиле и регулярно появлялась на обложках лучших модных журналов, таких как Вог.
"Принцес Палей" быстро становится королевой подиума и иконой стиля в Париже. Она олицетворяла собой образ красавицы 1920-х годов, отчасти определив его критерии, и просто вскружила всем голову... Женщины пытались ей подражать, копируя манеры, прическу, макияж... Имя Натали, Наташа надолго вошло в моду, и его получили многие девочки в нескольких поколениях француженок.
А Лелонг безумно влюбился в княжну, ставшую его музой, развелся с женой и в 1927 году обвенчался с Натали...
Родственники Наташи были недовольны, особенно мать. Внучка русского императора и какой-то портной, да еще и неказистый с виду! Ольга Валериановна забыла, что не так уж давно она сама считалась совершенно неподходящей парой для своего избранника... Но рычагов, чтобы воздействовать на дочь у нее уже не было.
Свадьба Натали и Люсьена Лелонга...
Между тем, Наташа стала своей не только в светском обществе Парижа, но и в кругах парижской богемы. Судьба сводила ее с самыми знаменитыми творческими людьми, среди которых у Натали оказалось много поклонников...
Серж Лифарь, Джулиан Вест и Натали Палей
Продолжение следует.