И ум, и мир, как плащ, одеты

May 20, 2020 09:00



Прочитав автобиографическую книжку Гейзенберга, я сразу увидела, откуда растут ноги у «It from bit» Джона Уилера. Гейзенберг: «В современной квантовой теории едва ли можно сомневаться в том, что элементарные частицы в конечном счете суть математические формы, только гораздо более сложной и абстрактной природы». Или вот еще: «Современная физика идет ( Read more... )

мироздание

Leave a comment

Comments 522

lj_frank_bot May 20 2020, 14:02:05 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the category: Наука.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru May 20 2020, 14:29:02 UTC
Правильно, Фрэнк!

Reply

lj_frank_bot May 20 2020, 14:34:45 UTC
Классно

Reply


01a2c4d6 May 20 2020, 14:06:58 UTC
Мне нравится, я понимание всегда так и понимал.
Что до чисел, так всё есть продукт человеческого ума, включая объекты внешнего мира и самих людей. На бытовом же уровне числа как раз продукт человеческого ума в гораздо меньшей степени, чем всё остальное.

Reply

egovoru May 20 2020, 16:03:40 UTC
"всё есть продукт человеческого ума, включая объекты внешнего мира и самих людей"

Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду? Полагаете ли Вы, что, например, я - продукт Вашего ума? :)

Reply

01a2c4d6 May 20 2020, 17:30:42 UTC
Конечно, я же Вас совсем не знаю. Вы для меня - это блог с аватаркой, записи в этом блоге, исходя из которых я могу вообразить что угодно. Но даже насчёт друзей, близких - людей, которых мы знаем лично, нельзя быть уверенным, что они именно такие, какими нам видятся. Мне кажется, мы бы сильно удивились, увидев общего знакомого глазами другого знакомого. Это был бы совсем другой человек, включая внешность. То что другой человек видит людей, мир такими же как мы - очень смелое предположение.

Reply

egovoru May 20 2020, 22:15:45 UTC
Да, разумеется, каждый из нас имеет дело только со своими впечатлениями - мы не можем знать, существует ли вообще что-нибудь за пределами нашего сознания. Но философская позиция, основанная на том, что за этими пределами ничего не существует (солипсизм), просто такая скучная, что очень мало кто ее выбирает - большинство из нас все же считает, что за пределами нашего сознания что-то есть :)

Reply


marigranula May 20 2020, 14:12:50 UTC
"Примечательно, сколь важное место занимали в жизни автора туристические походы и горные восхождения, а также домашнее музицирование:."
Да??? Что то это мне напоминает :))))

Reply

egovoru May 20 2020, 16:16:04 UTC
Гейзенберг в юности состоял в некоем неназванном им в книжке "молодежном союзе" (моя первая мысль была - уж не Гитлерюгенд ли? - но нет, конечно: тогда этого югенда еще не было). Вики пишет, что это была Neupfadfinder, нечто вроде скаутской организации - там-то ему и привили любовь к походам. Судя по всему, он водил компанию с друзьями-скаутами до самой смерти :)

А что Вам это напоминает?

Reply

marigranula May 20 2020, 16:55:43 UTC
Ну советского интеллигента.

Reply

egovoru May 20 2020, 22:05:53 UTC
Мне кажется, в СССР туризм был особенно популярен только в относительно короткий период в середине 20-го века, и это было связано с поставленной партией задачей освоения Сибири и целины - вот здесь я изложила эту мысль несколько более подробно. Сейчас, например, уже никакого массового увлечения туризмом нет.

А вот в Германии эта традиция куда более укорененная, существует как минимум еще со времен Wilhelm Meisters Wanderjahre. У них даже император был турист: делил свое время между резиденциями в разных городах :)

Reply


hyperboreus May 20 2020, 14:22:20 UTC
Какие противоречия он имеет в виду?//

Ну, наверное апории Зенона Элейского ;)

А кое-кто еще делит людей на физиков и лириков :)//

Так то ж титаны! У них всё удавалось, на всё хватало времени. Куда нам там.

О том, как мир может быть из чисел, довольно популярно изложено у Тегмарка "Наша математическая Вселенная. В поисках фундаментальной природы реальности".

Reply

egovoru May 20 2020, 16:26:48 UTC
"популярно изложено у Тегмарка"

Да, я, кажется, читала и эту его книжку, и уж точно - статью, где он излагает эти свои взгляды в более компактной форме ( мы обсуждали последнюю вот здесь). Его аргументы меня не убеждают - более того, мне кажется, к платонизму/пифагорейству вообще никак нельзя придти чисто логическим путем, это именно предмет веры.

"У них всё удавалось, на всё хватало времени"

Увы, узкая специализация отчасти спровоцирована самими нынешними учебными программами :(

Reply

hyperboreus May 20 2020, 16:50:14 UTC
это именно предмет веры//

Не то ли вообще со всеми предельными физическими и космологическими убеждениями?

Увы, узкая специализация отчасти спровоцирована самими нынешними учебными программами //

Наследие тоталитарной идеи о человеке-винтике. Когда мы от нее откажемся?

Reply

egovoru May 20 2020, 21:59:45 UTC
"Не то ли вообще со всеми предельными физическими и космологическими убеждениями?"

На мой взгляд, там где начинается вера, физика кончается :) Другое дело, что никакая физика не может существовать вне некоей (не всегда осознаваемой самими физиками) мировоззренческой (философской) парадигмы.

"Наследие тоталитарной идеи о человеке-винтике"

Мне кажется, главная проблема тут в другом. Количество знаний, доступных человечеству, резко увеличилось. Чтобы их можно было усвоить в отпущенный нам срок, мы должны научиться извлекать из этих знаний существо дела, отсеивая второстепенные детали. Людей, которые на это способны, очень мало - а вузовские программы составляют другие люди, которые пытаются просто механически впихнуть все это второстепенное знание в программу. Ну и, разумеется, впихнуть хотя бы кое-как удается только знание по одному узкому профилю :(

Reply


gomazkov May 20 2020, 14:45:01 UTC
"...положить число в основу мироздания - ... то же самое, что вывести прошлое из будущего" - для меня уже эта фраза - гениальнее и непостижимее любой квантовой теории, о которой мне нет резона даже задумываться, - при том, что я сын физиолога и биохимички (простите за это слово)).

Reply

egovoru May 20 2020, 16:01:29 UTC
Нет ничего удвительного, что Вас смутила эта фраза, потому что я выразилась неправильно: нужно не "прошлое из будущего", а "прошлое из настоящего" :) Я имела в виду, что когда-то (в прошлом) на Земле не было людей, а, следовательно, не было и придуманных ими (в условном настоящем) математических понятий, а вот та физическая действительность, которую эти понятия призваны моделировать, уже была. Сейчас исправлю в тексте поста - спасибо, что обратили на это внимание!

Reply

gomazkov May 20 2020, 16:06:58 UTC
Воля Ваша, но лично у меня предположение, что на Земле не было людей, а математические понятия уже были, - не вызывает никакого протеста.)

Reply

egovoru May 20 2020, 16:33:14 UTC
А на чем же эти формулы были записаны - на седьмом облаке? :)

Reply


Leave a comment

Up