"Я на Западе крайнем живу, - а сердце мое на Востоке" написал
Иегуда Галеви, знаменитый средневековый еврейский поэт и философ. Почему именно Восток был так важен для него?
Мизрах (מִזְרָח - восток, иврит), принятое у евреев Европы условное наименование направления молитвы в сторону Эрец-Исраэль, Иерусалима и Храма.
Шавуот - один из трех еврейских праздников, когда принято подниматься в Иерусалим, а во времена, когда Храм существовал, посещать Храм. Что же делали евреи, которые жили в рассеянии после разрушения Храма? Они молились повернувшись в направлении Храма, и в Европе это было, условно, на восток.
Шулхан арух принимает молитву на восток с добавлением: во избежание впечатления, что молящиеся поклоняются солнцу, следует обращаться не прямо на восток, а на юго-восток.
Именно благодаря этому в еврейских общинах Западной и Восточной Европы появились декоративные таблички "Мизрах", которые вешали на восточной стене еврейского дома. Табличка нужна, чтобы молящийся в одиночестве нашел нужное направление с легкостью и сконцентрировался бы на молитве. В синагогах также можно встретить такие таблички.
К сожалению, я не смогла найти ничего о том, когда появилась традиция вешать такие таблички. Единственное, что я нашла об этом: самая древняя из сохранившихся в Чехии табличка датируется концом 18 века. Все таблички, которые я видела относятся к 19 и 20вв.
Таблички делались из материалов, которые долго не хранятся и дошло до нас их не очень много.
У евреев, живших не в Европе, не было традиции таких табличек.
Это реконструкция комнаты в еврейском доме из
Эльзаского еврейского музея в Bouxwiller, вы видите тут множество знакомых ритуальных предметов: субботние подсвечники, свеча для проводов субботы, кидушная рюмка, ханукия. Над столом субботняя лампа, а на стене - табличка Мизрах. Наличие таблички на реконструкции говорит о признании ее важности в еврейской жизни евреев Эльзаса.
Это подчеркивают и работы художника Альфонс Леви, рассказывающие о самых разных моментах еврейской жизни в Эльзасе. Я сама с удивлением обнаружила, что на каждом изображении присутствует табличка Мизрах.
"Суккот"
Альфонс Леви, кон.19в..
Еврей с четырьмя видами растений (этрог, лулав, ива, мирт), которые используются в праздник.
Эти таблички обычно вешались в помещениях, в которых люди молятся, например, в гостиной или спальнях.
Канун субботы, зажигание субботнего светильника.
Альфонс Леви, кон.19в..
"Траур"
Альфонс Леви, кон.19в..
А это картина голландского художника Яна Воермана ст., "Траурные дни" 1884, масло на панели. На стене табличка со словом Мизрах, как и на работах А.Леви.
By
Jan Voerman - This image is one of the more than 5000 uploaded as part of the
Wiki Loves Art / NL project, organized by
Wikimedia Nederland and
Creative Commons Nederland.
All images with this template are transferred from the
pool on Flickr. Note that the copyright status of the photographed works have been validated by the respective museums and other copyright holders for licensing under Creative Commons BY and BY-SA licenses. For any questions regarding this project contact Hay (
Husky) by userpage or preferably by
e-mail. For technical questions regarding the transfer from Flickr to Commons contact
Multichill., Public Domain,
Link Работа художника Мане-Каца на еврейские темы, в центре табличка Мизрах.
Выставка
"Святыня. Искусство. Эстетика", Хайфа
Часто таблички Мизрах являлись и настоящим декоративным украшением дома. До нас дошли таблички, нарисованные на бумаге или пергаменте, вырезки из бумаги, тканевые аппликации, вышивки и даже коврики. Обязательно было слово "מזרח" (мизрах - восток) большими буквами, остальное вокруг могло быть очень разным. Были художники, которые специализировались именно на создании вырезанных табличек из бумаги. Были таблички как рукодельные так и печатные.
Таблички украшались типичными еврейскими символами и мотивами: Скрижали Завета; менора; Моисей и Аарон; части предметов интерьера Иерусалимского храма; Котель - Западная стена; символические изображения животных, птиц, растений; орнаменты.
Часто таблички отражали вкус хозяев дома.
Иегуда Пэн учитель М.Шагала, Эль Лисицкого и О.Цадкина в ранней молодости рисовал декоративные буквы и подписи в книгах, украшал пуримальные погремушки и рисовал таблички мизрах. Об этом сам художник писал в своих воспоминаниях.
Таблички - довольно скромные музейные экспонаты. Не в каждом еврейском музее они выставлены. Но если к ним внимательно присмотреться, он расскажут многое о еврейской традиции.
19в. (?)
Музей наследия и иудаизма Эльзаса Мармутье (Marmoutier), Эльзас На декоративных табличках встречаются изображения с определенным значением с точки зрения еврейской традиции:
• Менора - семисвечник, символизирующий свет Торы (Закон)
• Корона - «кетер тора», венец Торы
• Колонны - символ Храма в Иерусалиме
• Сюжеты и герои ТаНаХа
• Растение в горшке или дерево - Древо жизни
• Виноградная лоза - символ еврейского народа
• Лев и газель. Газель также является другим символом для народа Израиля («Цви Йисраэль» ») А лев символизирует величие и суверенитет.
На этой табличке написано не просто Мизрах (מִזְרָח). Здесь представлен еще один вариант традиционных надписей:
"От восхода солнца до захода прославляемо имя Господне" (Пс. 113)
"מִמִּזְרַח שֶׁמֶשׁ עַד מְבוֹאוֹ מְהֻלָּל שֵׁם ה'" תהילים קי"ג, ג
Кон. 19в. (?)
Музей популярных изображении в Паффенхоффене (Das Musée de l’image populaire de Pfaffenhoffen), Эльзас.
На мой взгляд, весьма древняя табличка с изображением принесением жертвы и курением благовоний в Храме. Почему-то написано Шивити, но нет изображения меноры.
Без даты.
Эльзаский еврейский музей в Bouxwiller, Эльзас.
Иногда табличка Мизрах совмещалась с табличкой шивити. Шивити (שויתי на иврите, в ашкеназском произношении - «шивиси») - это специфическое изображение меноры, используемое в некоторых еврейских общинах для концентрации во время молитвы.
By Mordecai Reicher, American, b. Ukraine, 1865-1927 - The Jewish Museum
[1], Public Domain,
Link В музеях можно увидеть просто декоративные таблички, которые использовались для украшения стен, а не только с религиозной целью. Они, кстати, были довольно большого размера.
Эти таблички сделаны в технике аппликации.
19-20(?) Это тоже шивити.
Выставка
"Святыня. Искусство. Эстетика", Хайфа
1926 или 1927г. (שנת תרפ"ז)
Выставка
"Святыня. Искусство. Эстетика", Хайфа
кон.19-нач.20 (?)
Музей наследия и иудаизма Эльзаса Мармутье (Marmoutier), Эльзас Таблички, вырезанные из бумаги.
"Мизрах (Восток), Польша, 1900г. 20(?)
Эльзаского еврейского музея в Bouxwiller Не отовсюду направление на Иерусалим было на восток, а традиция требовала именно использования слова "Мизрах" (Восток). Тогда появилась символическая расшифровка этого слова: "С этого направления исходит дух жизни".
Современная работа
Якова Неэмана.
Две таблички, которые рассказывают об одном интересном моменте из жизни евреев в галуте, о самоотождествлении. Евреи всегда были лояльны к государствам в которых жили, но как они себя определяли в первую очередь? Евреями или гражданами данного государства? Евреи стремились все совместить. Это отражено в предметах иудаики и в табличках Мизрах.
На двуглавом орле Российской империи написано Мизрах, а вокруг традиционная еврейская символика.
Автор Вольф Курцман, бумага, акварель, 1903г. Украина (Российская империя)
Еврейский музей Нью-Йорка Французские флаги и галльский петух на табличке.
1834г. Эльзас в то время Франция.
Эльзаский еврейский музей в Bouxwiller, Эльзас.
Еще одна необычная табличка, созданная на основе картины Эфраима Моше Лилиена "Aвраам" 1908. Может и сам художник автор этой таблички... Не знаю.
Движение Мизрахи (
Мизрахи - религиозно-сионистская организация и движение), Варшава 1920г., издатель Липскер.
"Еврейская Варшава - история о человеческом духе" - новая постоянная экспозиция в мемориальном музее Бейт Лохамей ха-гетаот Две таблички, на мой взгляд, начала 20в.. Они не традиционные, в основном, декоративные, как видите.
Первая четверть 19в., показывает сильное влияние окружающей культуры на еврейских художников.
Музей популярных изображении в Паффенхоффене (Das Musée de l’image populaire de Pfaffenhoffen), Эльзас.
Первая четверть 19в., показывает сильное влияние окружающей культуры на еврейских художников.
Музей популярных изображении в Паффенхоффене (Das Musée de l’image populaire de Pfaffenhoffen), Эльзас.
Самодельная, на мой взгляд, табличка. Может быть изображена могила Праматери Рахель.
Музей наследия и иудаизма Эльзаса Мармутье (Marmoutier), Эльзас Вот это очень интересная табличка Мизрах, выпущенная в 1960г.. Она полностью в традиции табличек, выпускавшихся в конце 19-нач.20. Помимо разных священных еврейских мест, изображен Еврейский квартал Иерусалима, находившийся на тот момент под иорданской оккупацией и полностью разрушенный. Можно опознать синагоги Хурва и Теферет Исраэль, видимо нарисовано с фотографий до 1948г.
Кроме того, эта табличек, которые использовали как украшение в Суккот.
Табличка Мизрах с порядком Ушпизин, 1960г., ТА., Музей Бар Давид, кибуц Барам
Как я уже писала выше, в синагоге тоже могла быть табличка Мизрах. Кстати, и в доме и в синагоге она могла состоять ровно из одного слова, как на этом изображении.
"Молитва",
Альфонс Леви, кон.19в..
Современные художники стремятся переосмыслить традицию. Пусть даже эти художники и не евреи. Как можно совместить, казалось бы, не совместимое.
"Элиос Ицхак", портрет, холст, масло, автор Kehinde Wiley, 2011.
Изображен выходец из Эфиопии на фоне характерной ашкеназийской таблички "мизрах" и рама оформлена характерным элементом ашкеназийских синагогальных ковчегов.
Еврейский музей Нью-Йорка Теперь, для тех, кому интересно, стихотворение "Сердце мое на Востоке" Иегуда Галеви.
Для автора Восток - символ Эрец-Исраэль, Иерусалима и Храма. Это стихотворение проходится в израильских школах и сдается на экзамене на аттестат зрелости.
לִבִּי בְמִזְרָח
לִבִּי בְמִזְרָח וְאָנֹכִי בְּסוֹף מַעֲרָב
אֵיךְ אֶטְעֲמָה אֵת אֲשֶׁר אֹכַל וְאֵיךְ יֶעֱרָב
אֵיכָה אֲשַׁלֵּם נְדָרַי וֶאֱסָרַי, בְּעוֹד
צִיּוֹן בְּחֶבֶל אֱדוֹם וַאֲנִי בְּכֶבֶל עֲרָב
יֵקַל בְּעֵינַי עֲזֹב כָּל טוּב סְפָרַד, כְּמוֹ
יֵקַר בְּעֵינַי רְאוֹת עַפְרוֹת דְּבִיר נֶחֱרָב.
СЕРДЦЕ МОЕ НА ВОСТОКЕ
Иегуда Галеви
Я на Западе крайнем живу, - а сердце мое на Востоке.
Тут мне лучшие яства горьки - там святой моей веры истоки.
Как исполню здесь, в чуждом краю, все заветы, обеты, зароки?
Я у мавров в плену, а Сион - его гнет гнет Эдома жестокий!
Я всю роскошь Испании брошу, если жребий желанный, высокий
Мои очи сподобит узреть прах священных руин на Востоке!
Перевод Л.Пеньковского
Кроме того, в европейских еврейских общинах к западу от Эрец-Исраэль слово "мизрах", "котель амизрах"(восточная стена) также относится к стене синагоги, обращенной на восток. Около нее находятся места для раввина и других уважаемых лиц.
Современная песня "Восточная стена" (иврит)
Click to view
Если еврей не может определить, с какой стороны находится Иерусалим, ему предписано "обратиться к Сиону сердцем".
Инфа:
http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Ceremonial_and_Decorative_Arthttps://www.rmichelson.com/artists/yehudit-shadur/jewish-papercuts/https://www.jewishmuseum.cz/glossary/detail/119/https://eleven.co.il/judaism/liturgy-prayer/12758/https://en.wikipedia.org/wiki/Mizrahhttp://old.galim.org.il/cgi-bin/week_issue/parasha.pl?parashaId=6&subject=2§ion=6https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%96%D7%A8%D7%97_(%D7%A7%D7%99%D7%A9%D7%95%D7%98)