Еврейский музей Нью-Йорка, основная экспозиция.

Feb 13, 2019 11:47



Я уже рассказывала о выставке в Еврейском музее Нью-Йорка, "Шагал, Лисицкий и Малевич, русский авангард в Витебске 1918-1922", теперь хочу рассказать о постоянной экспозиции.

Если просто сказать, что Еврейский музей Нью-Йорка меня разочаровал, то это ничего не сказать... Может, конечно, у меня были слишком большие ожидания? Не знаю... Но тот восторг, который я ощутила в маленьких еврейских музеях Эльзаса, видимо, уже никогда не будет повторен. Это ощущение огромного интереса к своим корням и неформального отношения к созданию музея, пусть даже не новомодного в плане экспозиции.
И я не могу сказать, что в нью-йорском музее нет интересных экспонатов...



Я пыталась понять, почему же этот музей такой, какой он есть.

В США в свое время приехало огромное количество евреев. Еврейская община США долгое время превосходила количеством евреев государства Израиль. В конце-концов, они же везли с собой какие-то предметы иудаики? Или же потом, когда стали богатыми, не стремились собрать коллекции этих предметов? Все жертвовали Израилю после образования государства? Собирали частные коллекции? Хотели перестать быть евреями и стать американцами? Я так и не получила ответов на эти вопросы...



Еврейский музей был основан в 1904 году в библиотеке Еврейской теологической семинарии, где он находился более четырех десятилетий. Еврейский музей был первым учреждением такого рода в Соединенных Штатах и ​​одним из старейших еврейских музеев в мире.
В основу коллекции музея легла коллекция традиционного еврейского искусства судьи М. Зульцбергера, которую он пожертвовал библиотеке Еврейской теологической семинарии с предложением создать еврейский музей.
В 1944 году Фрида Шифф Варбург, вдова выдающегося бизнесмена и филантропа Феликса Варбурга, который был попечителем семинарии, пожертвовала семейный особняк на Пятой авеню, для использования в качестве музея. Здание расположено на Музейной миле Нью-Йорка и спроектированное в стиле французской готики архитектором Чарльзом П.Х. Гилбертом, оригинальное здание было построено в 1908 году и является домом музея с 1947 года.

Сегодня музей имеет коллекцию из почти 30 000 предметов. Сейчас на выставке представлено около 600 объектов. Хотят и постоянную экспозицию менять, чтобы привлечь посетителей? Может быть, если бы выставлено было больше, так и музей производил бы большее впечатление? Не знаю...



Фрагмент саркофага, Восточное Средиземноморье, 3 или 4вв.н.э.



Ступка, бронза, автор Джозеф де Левис, Верона, 1605г.
Семья де Левис были мастерами по работе с бронзой и делали еврейские ритуальные предметы, а также церковные колокола. Также легко заметить, что фамилия образована от традиционного еврейского имени Леви.



Контейнер для пряностей ("Адас"), используемый на исходе субботы для церемонии авдала. Между 1550 и 1650гг., Франкфурт на Майне (?).



Сосуд для мытья рук, бронза, 12в., Северная Германия.
В двенадцатом веке причудливые кувшины в форме животных и людей стали использоваться для ритуального мытья рук в европейских церквях и синагогах, а также использовались дома. На этом сосуде в форме льва есть еврейская надпись, которая, вероятно, была добавлена ​​несколько веков спустя.



Кофейник, автор М.Майерс, между 1770 и 1776гг., Нью-Йорк.



Набор для Седер-Песах, автор Людвиг Йегуда Вольперт, оригинал 1930, Франкфурт, повторение в 1978г., Нью-Йорк.
Людвиг Йегуда Вольперт - один из первых дизайнеров, делавших предметы иудаики в стиле Баухаус. Как видите, все очень функционально и просто. Оригинал был сделан в 1930г. во Франкфурте и утерян во время войны. В 1978г. набор был воспроизведен автором, перебравшимся в США.



Чаша Мирьям, автор Ами Кляйн Рейхерт, 1997г.
Благодаря феминистическим тенденциям и в еврейских общинах, художник создал чашу Мирьям (Мирьям - сестра Моше) по аналогии с чашей Элиягу-Анави, которую ставят на стол во время песахального седера.



Ковер, Оттоманская империя, конец 19 - нач. 20вв.



Свадебный стол или настенная панель, мозаика, Италия, нач. 19в.



Футляр для Торы с гранатами, Ирак, 1850-85гг.
Футляр очень типичный для изготовленных в Ираке.



Футляр для Торы с гранатами, автор Маурицио Майер, Париж, 1870г.
Стиль футляра является некой комбинацией стиля Второй империи и стиля футляров Италии, Ближнего Востока и Северной Африки. Он был сделан по заказу семьи выходцев из Туниса.



Синагогальный ковчег, дерево, автор Авраам Шулькин, 1899, США



Элиос Ицхак, портрет, холст, масло, автор Kehinde Wiley, 2011.
Изображен выходец из Эфиопии на фоне характерной ашкеназийской таблички "мизрах" и рама оформлена характерным элементом ашкеназийских синагогальных ковчегов.



Табличка "мизрах" (восток), автор Вольф Курцман, бумага, акварель, 1903г.
Такие таблички принято вешать в домах у евреев в галуте, они указывают направление молитвы на восток, в сторону Иерусалима.



Пуримальные трещетки. Особенно впечатляют ноги - нигде еще такого не видела :) Она современная, 2002г., автор András Böröcz, Венгрия.



Часы с еврейскими мотивами, 18в. (?), Европа.



Часы с еврейскими мотивами, кон. 18-нач 19вв., Европа



Часы и музыкальная шкатулка, 19в., Вена



Поздравление с Рош Ашана, 1910, моржовый клык, Аляска.
Видела я всякие поздравления с Рош Ашана, но чтобы такое...



Заповеди на ракушке - и такое было... Хоть подписи и забыла сфотографировать, но думаю конец 19-нач.20вв.

Художественные игральные карты из Эрец-Исраэль, ок. 1920г.. Художник Зеэв Рабан https://dona-anna.livejournal.com/912077.html
В качестве образов использованы герои Танаха и еврейская символика, в частности менора, маген-давид, листья инжира и гранат.


Царь Давид.



Йегудит.



Йонатан.



Царица Савская



Бат Шева



Поздравительная открытка "Шана това", нач.20в., Германия.



Открытка "Ришон ЛеЦион", 1920-30гг., фото Яакова Бен-Дова, Подмандатная Палестина



Открытка "Реховот", 1920-30гг., фото Яакова Бен-Дова, Подмандатная Палестина



Амулет, Курдистан, кон.19-нач.20вв.



Плитка из пола синагоги El Transito, Толедо, Испания, 1360г.



Желтые маген-давиды из разных стран. Отличительные знаки, которые нацисты заставляли носить евреев во время Катастрофы.
Слева направо: Германия или Австрия, Нидерланды, Франция. 1941-1942гг.



Часы, автор P.P.Happacher, 1818-43гг.



Чаша, 12в., Афганистан



Декларация независимости государства Израиль, автор A.Szyk, 1948г., США.



Автопортрет, художник Moritz Daniel Oppenheim , 1814-1816гг.



Тарелка для Седер-Песах, 1900г., Вена, Австрия



Гранаты для свитка Торы, Персия (ныне Иран), перв. половина 20в.



Пряжка, Морокко, 1900-25гг.

Чтобы я не говорила, такой музей стоит посмотреть. Будете рядом - советую посетить.

Сайт музея Jews museum NYC https://thejewishmuseum.org/

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2322498.html.

музей, еврейское

Previous post Next post
Up