В Израиле есть милая традиция приглашать на зажигание свечки Хануки каких-то известных людей. Виртуальный мир дает нам просто неограниченный возможности. В этот раз я, можно сказать, пригласила зажечь первую свечку Хануки художника Альфонса Леви, хорошо известного в Эльзасе.
Если кто-то помнит, два года назад я приглашала зажигать свечку Хануки
художника Зеэва Рабана, одного из ведущих художников школы Бецалель.
Художник Альфонс Леви мало известен в рунете, и его работы стали неожиданным открытием для меня в еврейских музеях Эльзаса.
Начнем, естественно с зажигания
ханукии.
Мальчик зажигает ханукию, похожую на эти, из
Еврейского музея в Bouxwiller.
Вот и сам Музей эльзасского наследия и иудаизма в Marmoutier, красивое желтое здание 16 века. В этом доме когда-то жил местный раввин...
Marmoutier, улица имени синагоги. Название да действующее еврейское кладбище - все, что осталось в этой деревне от своеобразнейшей еврейской общины, существовавшей в Эльзасе со второй половины 12 века. В самом Marmoutier присутствие евреев задокументировано с 14 века.
В этом самом городе Marmoutier родился Альфонс Леви.
Старый Marmoutier, 19 век.
Дед художника, Иоахим (Joachim) Леви, был торговцем скотом. Уже взрослым Альфонс рисует таких торговцев...
Торговец скотом.
В течение многих лет, чтобы поддержать семью, дед шел пешком каждую неделю на рынок скота в Саверне, в шести километрах от деревни. Это был нелегкий труд.
Торговец скотом.
Продавец лошадей
Старый Иоахим разбогател, он купил много земли в течение последних двадцати лет жизни.
Он даже приобрел дом, расположенный прямо перед еврейской начальной школой, где и родился Альфонс Леви 8 января 1843 года.
Еврейская школа, фото 1919г., разрушена в 1936г. Я не уверена, та самая ли это школа или была другая, но сомневаюсь, что в таком небольшом месте было несколько еврейских школ.
Несмотря на то, что разбогател, дед соблюдает еврейскую традицию: в 1823 году с двумя друзьями он купил дом, примыкающий к синагоге, чтобы превратить его в еврейский хоспис.
Зима 1848 года была особенно тяжела в Эльзасе. В маленькой деревушке Marmoutier, хоть и в тени внушительного аббатства, бедность крестьян росла ежедневно, с ней рос их гнев. Далеко в Париже правительство все больше и больше теряет доверие народа. Возбужденное население быстро находит идеального преступника, еврея.
Еврейская община составляла почти одну пятую от 1500 жителей деревни. 28 февраля еврейские дома были разграблены. Чтобы защитить евреев, мэр деревни попросил помощи жандармерии Саверн. Двадцать пять гусаров отправляются на место происшествия...
Грабежи продолжались до апреля, национальная гвардия бездействовала...
Пятилетний Альфонс видел невероятное насилие и ничего не понял. Он не знал, почему его семья особенно пострадала. Объяснялось это просто: соседи не могли простить Иоахиму, что он разбогател.
Может быть маленький Альфонс был похож на мальчика, которого он изобразил уже будучи взрослым художником...
Мальчик в кипе.
Вскоре после беспорядков Марк Леви (сын Иоахима), его жена Розетта и маленький Альфонс покидают Мармутье, чтобы поселиться в Страсбурге. Мальчик идет учиться в Имперскую среднюю школу, где он обнаруживает страсть к рисованию.
Альфонс Леви быстро понял, что он не будет торговцем, как его родители. Он будет художником, как Рембрандт, которым он так восхищался. В 1860 году, в возрасте семнадцати лет, он окончательно покинул Эльзас и переехал в Париж.
Он посещал студию Jean-Léon Gérôme, академического живописца, очень известного в то время. Gérôme учит Альфонса Леви искусству рисования, но классицизм учителя не может удовлетворить свободный дух молодого эльзасца.
Как раз в это время появляется новая пресса, где юмор, сатира и рисунок занимают преобладающее место. Комические иллюстрированные газеты и журналы появляются почти каждый день, чтобы исчезнуть, иногда, через несколько дней.
Альфонс Леви сотрудничает со многими журналами. В 1865 году, когда его первые рисунки были опубликованы, прошло всего пять лет с тех пор, как он покинул Страсбург. Альфонсу Леви было тогда только двадцать два года.
1870 год. Война с Пруссией. Альфонс Леви подписывает свои каррикатуры псевдонимом Саид, критикуя и Вторую Империю и прусских врагов. Он рисовал карикатуры и на Наполеона III.
wikimedia.org 1871 год, Парижская коммуна. Саид с карандашом в руке встал на сторону повстанцев. Но надежды на коммуну не оправдались и Альфонс Леви возобновил сотрудничество с сатирическими газетами.
Примерно в 1876 году Альфонс Леви возвращается к своим еврейским корням, в чем находит свое призвание и начинает создавать работы на еврейские темы. Он работает над серией литографий, иллюстрирующих еврейскую жизни в Эльзасе. Тот кто сделал себе имя в карикатуре, становится художником оставившим потомкам замечательные работы - свидетельства, рассказавшие об эльзаском деревенском иудаизме.
Молитва.
Надпись מזרח (восток). Евреи в галуте, в частности в Европе, молятся на восток, в сторону Иерусалима.
В 1886 году Альфонс Леви иллюстрировал "La vie juive" (Еврейская жизнь) Léon Cahun.
Несколько иллюстраций из этой книги.
Седер Песах (фрагмент)
Торговец
Суккот, украшение шалаша.
Два года спустя, в 1888 году, он иллюстрирует «Еврейские рассказы" (Contes juifs) Л. Захер Мазоха (Léopold von Sacher-Masoch). Несколько иллюстраций из этой книги.
Евреи падают ниц в синагоге один раз в год, в Йом-Кипур.
В Йом-Кипур принято одеваться в белые одежды, и обратите внимание, как одеты эльзаские евреи.
Выход в синагогу утром в Йом-Кипур.
Рисунок древесным углем на бумаге.
Иллюстрация к рассказу Захер Мазоха "Званный ужин". На празднике Адольф Тигсонн (официальный шут еврейской общины Линденберга) заключил пари, что покажет лошадь с таким количеством глаз, сколько дней году. Он торжественно представил лошадь, которая выглядела как любая другая ... это было 2 января!
А. Леви был признан искусствоведами, и Люксембургский музей покупает и демонстрирует некоторые из его литографий. С 1874 года он каждый год демонстрирует в Парижском Салоне свои скульптуры, картины, акватинты, литографии. Он был призером в номинации "литография" на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
В 1903 году он опубликовал серию из 120 литографий под названием «Еврейские семейные сцены», в которых рассказал о повседневной жизни сельских евреев Эльзаса с иронией и нежностью.
Я покажу далеко не все работы из этой серии, а только то, что я сфотографировала в двух эльзаских еврейских музеях.
Что меня просто подкупила в этих литографиях, когда я увидела их в музеях, еще ничего не зная об авторе, это их удивительная человечность. В этих образах нет ничего пафосного, они естественные в своей привычной повседневной жизни. Они очень живые, радуются простым человеческим радостям и гордятся своими маленькими ежедневными успехами. На некоторых листах даже указано, кто изображен.
Я разделила работы по темам, так, мне кажется, лучше воспринимается.
Песах
Песхальные яйца от бабушки
Кашерно на Песах
Уборка перед Песахом
Еще одна гордая хозяйка, готовящая пищу к Песаху. В музее витрина посвящена гусю, птице, которую использовали во многих ипостасях, а не только ели: например, гусиными перьями писали священные тексты.
Седер Песах (на блюде лежит то, что традиционно принято использовать в Песахальную трапезу)
Призванный в художественных кругах Альфонс Леви избегает своих единоверцев.
Его работы плохо воспринимались в парижской еврейской общине. Его обвиняли в том, что он показывал "жалкую и уродливую человечность" еврейского местечка. А мне его работы напомнили произведения Шолом Алейхема... Деревенские эльзаские евреи не выбирали свой образ жизни, как и жители еврейских местечек Российской империи. Они выживали как могли, упорно соблюдая традицию и радуясь тому, что есть.
Йом-Кипур
В Йом-Кипур запрещено обувать кожаную обувь, даже если из кожи сделана только одна её составная часть. Художник это подчеркивает - обратите внимание во что обут изображенный на литографии еврей. Мне это напоминает плетеные лапти.
Сцена внутри синагоги в Йом-Кипур.
Молящийся еврей. Почему-то мне кажется, что молящийся еврей с предыдущей литографии повернулся к нам лицом.
Во дворе синагоги в Йом-Кипур.
Еврейская община Парижа обвиняет Леви в жалкой и уродливой карикатурности, с которой он изображал евреев. Эти упреки раздражали его. Немецкий еврейский журнал "Ost und West", который выходил в Берлине, в 1905г. опубликовал статью, где цитировал слова художника:
"...Выросший в скромной и простой обстановке, я мог наблюдать сцены моего детства, которые я пытаюсь изобразить, наивные, деревенские сцены, обычаи, которые кажутся смешными... это персонажи моего народа, еще не испорченные контактом с великим центром.
Мои модели я выбираю среди скромных, наивно благочестивых деревенских жителей, для которых трюки нашей цивилизации по-прежнему остаются загадками... мои модели еще не пересекли границы их деревень Эльзаса или Лотарингии, и где до сих пор живет моя семья...
...этот народ является доблестным, сильным в своих семейных добродетелях, в своей стойкой трезвости... я также знаю, что все эти добродетели уничтожены пребыванием в больших городах...
...Меня часто критикуют за то, что я рисую карикатуры. Это не является моим намерением, я считаю, что харАктерность будет более точным определением...
...пока Бог оставит мне здоровье тела и души, я смогу возвращаться к скромным сценам, которые мне нравятся, и от которых не останется ни одного следа примерно через двадцать лет."
Суккот
Суккот.
Суккот.
Еврей с четырьмя видами растений (этрог, лулав, ива, мирт), которые используются в праздник.
Религиозный еврей был счастлив с гордостью показать своим друзьям чудесный
этрог, который ему удалось добыть. Этрог стоил больших денег, а большинство евреев не были богаты.
По мотивам этой работы сделана и серебряная тарелка из Музея эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier).
На фоне принятых в те времена классических изображений и стремления к идеализации, такие человеческие образы, наверное, были непонятны ассимилированным парижским евреям... Но нам они доносят колорит деревенской жизни и добавляют ощущение реальности.
Суббота
Канун субботы, зажигание субботнего светильника.
Женщина зажигает субботний светильник и произносит благословение.
Во дворе синагоги в субботу.
Суббота
Траур
Годовщина на могиле его жены (M. et A. Rothé)
Траур.
Брит мила (обрезание)
Брит мила.
Брит мила.
Дети.
Встреча раввина и любимого ученика, готовящегося к бар-мицве на променаде.
Бабушка и дедушка с внуком (M. et M. Warschawski)
Цицит Еда
Должна заметить, что еда занимала важное место в жизни простых людей. Во-первых, не каждый день ели до сыта - не было рядом супера с сегодняшним изобилием и просто не было денег... Поэтому вкусная еда вызывала настоящую радость.
Кугель.
Кугель с картофелем.
Кугель
Вермишель
Прекрасная рыба к субботе.
Кстати, рецепты эльзаской еврейской кухни на французском вы можете найти
тут Еврейская традиция
Раввин читает
Раввин Elischa
Я не нашла подписи к этому листу. Но думаю, что это переписчик священных текстов, здесь, похоже он пишет тфилин. А может быть это и раввин - в небольших общинах раввина часто совмещали несколько должностей.
О переписчиках священных текстов я писала
тут Еще работы Альфонс Леви
Еврейская пара
Старик
Игроки в карты.
Еврей со свитком Торы
Старуха.
Портрет Hippollyte Honel (двоюродный брат художника), 1880г.
Несмотря на признание, его произведения плохо продавались до самой его смерти. Он живет с трудом, находя небольшую помощь от другого еврейского художника того времени, Жюля Бенуа-Леви и его семьи, живущих в Алжире. Он часто ездит в Алжир и знакомится с евреями Северной Африки. В 1904 году он начал рисовать жизнь евреев Алжира в новом стиле, полностью уйдя от карикатуры. Может быть смена стиля объяснялась тем, что он не чувствовал жизнь другой общины, как чувствовал жизнь той, в которой вырос?
Альфонс Леви (Alphonse Lévy en 1895),
wikimedia.org Каждую зиму он оставлял свою маленькую парижскую квартиру на улице Сен. Вдали от квартала художников он находил в Северной Африке еврейскую подлинность.
Евреи Алжира
Он скончался в Алжире 2 февраля 1918 года, только что отпраздновав свое семьдесятипятилетие.
С его смертью еврейская публика обнаружила, что Альфонс Леви не только сохранил иудаизм прошлого, но и был живой связью между двумя еврейскими общинами, ашкеназийской и сефардской, в Европе и Северной Африке.
Вскоре после Первой мировой войны сельский иудаизм в Эльзасе почти полностью исчез также как и еврейские общины Северной Африки, в том виде как их застал Альфонс Леви. В настоящее время о них осталась только память во многом благодаря работам Альфонса Леви.
Иллюстрации из:
Эльзасского еврейского музея (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller) Музя эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier) Инфа:
http://judaisme.sdv.fr/perso/alphonse/index.htmhttp://judaisme.sdv.fr/perso/alphonse/imag.htm http://judaisme.sdv.fr/perso/axweill/humour.htmhttp://judaisme.sdv.fr/perso/alphonse/plume/plume.htmhttp://catalogue.gazette-drouot.com/ref/fiches-ventes-aux-encheres.jsp?id=118828&r=Alphonse+LEVY+(1843-1918)
http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:P1755983204http://judaisme.sdv.fr/perso/alphonse/alph-dia.htmhttp://cartes-postales-judaica.over-blog.com/serie-exceptionnelle-les-juifs-alsaciens-dessines-par-alphonse-levy-au-xix-eme-sieclehttp://judaisme.sdv.fr/dialecte/lexique/schule/index.htmhttp://judaisme.sdv.fr/perso/alphonse/plume/plume.htm №7
http://www.jewage.org/wiki/ru/Profile:P1755983204http://www.museedemarmoutier.fr/visite/judaisme/109-alphonse-levyhttps://fr.wikipedia.org/wiki/Alphonse_L%C3%A9vy This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2268878.html.