"...возьмите себе в первый день плод дерева красивого..." (Ваикра 23:40)

Oct 04, 2017 10:13



Этрог - самый знаменитый из 4х видов растений Суккота, и один из выдающихся еврейских ритуальных предметов. Этрогу посвящено много легенд и сказаний. Религиозный человек получает огромное удовольствие в процессе поиска идеального этрога, такого, который будет соответствовать заплаченным за него деньгам.
Сегодня я хочу остановиться на одной истории из жизни этрогов, произошедшей в 19 веке в Эрец-Исраэль и ее окрестностях.



Вы будете смеяться, но основное выращивание этрогов в 19 веке происходило в Ум Эльфахме(!!). Плоды были некрасивые и мелкие, но кашерные. Почему? Об этом ниже.

וּלְקַחְתֶּם לָכֶם בַּיּוֹם הָרִאשׁוֹן פְּרִי עֵץ הָדָר כַּפֹּת תְּמָרִים וַעֲנַף עֵץ עָבֹת וְעַרְבֵי נָחַל וּשְׂמַחְתֶּם לִפְנֵי יְהוָה אֱלֹהֵיכֶם שִׁבְעַת יָמִי
(ויקרא כ"ג מ)

«И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые, и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь перед Господом, Богом вашим, семь дней» (Ваикра 23:40)

Прежде чем перейти к основному рассказу, хочу сказать пару слов о том, когда и как этроги появились в Эрец-Исраэль. Сказать об этом очень просто: этого точно никто не знает. Некоторые источники пишут, что этрог происходит из юго-восточной Азии и в наших краях он растет только при постоянном поливе и тщательном уходе.

"Плод дерева красивого" упоминается один раз среди 4х видов растений Суккота в Торе. Именно этот "плод дерева красивого" принято считать этрогом. А может быть речь идет просто об экзотическом культурном плодовом дереве, которое выращивалось в древности в Эрец-Исраэль? Споры об определении этрога существовали среди духовных лидеров иудаизма на протяжении долгого времени.
Есть те, кто считает, что хотя родина этрога Индия, но он попал в Персию, Арам-Наараим, Израиль и Египет в глубочайшей древности. При археологических раскопках Древнего Вавилона были найдены косточки этрога относящиеся к 4000г.д.н.э., при раскопках египетских захоронений были найдены этроги, относящиеся к 1500г.д.н.э.
Есть версия, что этрог попал сюда с войсками Александра Македонского в 4в.д.н.э.
Хотя у меня нет изображений относящимся ко временам до нашей эры, но есть начало нашей эры. Сейчас на основании изображений на монетах и древних изображениях становится ясно, что речь идет о плоде, который в наше время называется этрог.

Внешность этрогов настолько характерна, что их сложно с чем-то спутать. Этрог не должен быть круглым, как лимон. У этрога своя характерная форма, сами посмотрите. У этрогов разных сортов форма разная. Они имеют выступы и пупырышки.


By Yankelowitz - Own work, Public Domain, Link

Посмотрите на старинные монеты, этрог легко узнаваем, его сложно перепутать даже с другими цитрусовыми.



С одной стороны монеты пальма, с другой этрог между двумя лулавами, 68-70гг.н.э.
Музей Гехта в Хайфском университете



Этрог
Монета времен восстаний Бар-Кохбы (132-135гг.н.э).
Музей Гехта в Хайфском университете



Медальон сделан на основе монеты времен Восстания Бар Кохбы (132-136гг н.э.). На монете изображен Храм (слева) и справа, как раз к Суккоту, четыре вида растений (лулав-нераскрывшаяся пальмовая ветвь, мирт, ива, этрог), которые используются для молитвы в Суккот. Этот медальон находится на фасаде здания, в котором когда-то располагалось отделение Англо-Палестинского банка в Хайфе. Постройка нач. 20 годов прошлого века. Архитектор Александр Бервальд.
Это изображение было использовано и современных на монетах: старой израильской лире и 10 агорот.

Вот такой характерный этрог, я бы сказала, с талией, изображен на монете времен Восстания Бар Кохбы и на полу синагоги в Бейт-Альфа, который я покажу ниже.


By Yankelowitz - Own work, Public Domain, Link



Синагога Бейт-Альфа 6в.н.э. Этроги легко найти, они находятся как раз напротив пасти каждого из двух львов.

Уважения этрогу добавляет еще и то, что наши предки считали, что древо познания, росшее в Раю - этрог.


Именно этрог во рту у змея. Так его изобразил Эль Лисицкий, после посещения деревянных синагог Галиции, относившихся к 17-19вв.

И закончу я этот, так сказать, исторический обзор вот этим изображением 18(?) века.


Как видите, еврей торжественно шествует в Суккот в синагогу, в правой руке сжимает этрог, в левой - лулав, мирт и ива.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).

Страсти по этрогам.

Я хочу остановиться на одной истории из жизни этрогов, произошедшей в 19 веке в Эрец-Исраэль и ее окрестностях.

В течение 150 лет этроги в Эрец-Исраэль выращивали только арабские крестьяне. В Шхеме и Йерихо были сконцентрированы плантации этрогов, но основные посадки были в Ум Эльфахме.



By Wolfgang Sauber - Own work, CC BY-SA 4.0, Link

Именно там, считали евреи-жители Старого ишува, этроги выращивают по древней традиции из поколения в поколение. Этроги оттуда были мелкие и некачественные, но не было опасения некашерных привоев.
Тут самое время разобраться, что же такое привой, подвой и прививка, иначе будет непонятно, в чем проблема.
Приви́вка - вегетативный способ размножения растений путём объединения частей нескольких растений, применяющийся в садоводстве. Наиболее часто применяется для размножения деревьев и кустарников.
подво́й - растение, у которого используется стебель и корневая система;
приво́й - прививаемые к нему стебель, листья, цветки или плоды второго растения.
При прививке стебля побег культурного растения прививается к стеблю и корневой системе другого, часто неокультуренного и потому более устойчивого к внешним условиям и заболеваниям растения. Отсюда

Самой важной тема спора между сектором, выращивания этрогов, и иудаизмом на протяжении истории, была тема прививок деревьев-этрогов. У дерева-этрога слабый ствол и чтобы увеличить урожай этрогов, к стволу лимона (подвой) прививали ветку этрога (привой) и тем очень увеличивали урожайность. По еврейской традиции привитый этрог некашерен для использования так как это не оригинальный этрог, который рос в Эрец-Исраэль в давние времена. Таким образом, пока на рынке этрогов были только этроги, выращенные арабскими крестьянами, можно было не опасаться прививок. Умение делать прививки требовало знаний в сельском хозяйстве, а уровень таких знаний в Ум Эльфахме говорил, что опасаться любых прививок не стоит.



Это современные этроги в ящике на базаре, явно дешевые, но очень живописные.

Торговля этрогами в Эрец-Исраэль на протяжении сотен лет была бизнесом нескольких иерусалимских семей евреев-сефардов, для которых торговля этрогами была их специальностью и переходила из поколения в поколение в семье. Они хорошо знали арабский язык, и это позволяло им вести торговлю с арабскими крестьянами, которые выращивали этроги, как уже говорилось, в основном в Ум Эльфахме. Их бизнес процветал до землетрясения 1837 года в Цфате.



Развалины после этого землетрясения мы видим до сих пор.

Цфатские торговцы - ашкеназы, оставшиеся в живых после землетрясения, переехали жить в Иерусалим и начали конкурировать с сефардами, торговцами этрогами. Таким образом начинают проявляться разногласия между сефардами и ашкеназами.

Было два основных разногласия, которые омрачили отношения между сефардами и ашкеназами в Старом ишуве: забой скота и распределение денег, которые собирались в других странах для бедных и для учащихся йешив. Cсора из-за этрогов, усилившаяся в следующие годы, внесла дополнительное напряжение и опасение раскола между еврейскими общинами.



Рынок этрогов из Эрец-Исраэль в те годы практически отсутствовал, несмотря на его огромный потенциал. Как известно, в те времена "голубой мечтой" огромных еврейских общин Европы были этроги из Эрец-Исраэль. Они были готовы платить золотом по весу плодов, независимо от их размера и формы. Но транспортные возможности по перевозке между Эрец-Исраэль и Европой не позволяли в те годы продажу этрогов отсюда туда.

Получение "оригинальных" этрогов из Эрец-Исраэль было возможно только, если в Европу перед Суккотом приезжал представитель Старого ишува для сбора денег. Посланец привозил с собой этрог, если намеревался посетить зажиточную общину перед Суккотом.
Посланец с этрогом отправлялся в синагогу общины и приходящие покупали у него право подержать плод в руке короткое время и произнести благословение. После того, как все это сделали, посланец устраивал аукцион между присутствующими и тот, кто давал наибольшую сумму получал этрог, который гордо демонстрировал всем у себя в суке.



Религиозный еврей был счастлив с гордостью показать своим друзьям чудесный этрог, который ему удалось добыть. Это работа художника Альфонса Леви, конец 19 - начало 20вв., изображающая эльзасского еврея держащего в руках 4 вида растений. Посмотрите, сколько восторга на лице у человека, он явно смотрит на этрог.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)



По мотивам этой работы сделана и серебрянная тарелка, которую можно увидеть в Музее эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)

В описываемые времена евреям в Европе приходилось довольствоваться этрогами из Средиземноморья, в частности с острова Корфу. Большие и красивые плоды оттуда лидировали на рынке этрогов.
На острове Корфу была процветающая еврейская община и в нее входили торговцы этрогами. Коробочка с этрогом была послана ими в Иерусалим в качестве "как бы подарка". Но основной причиной было развитие коммерческих связей и укрепление торговой марки.

Лирическое отступление: мои любимые коробочки для этрогов.

Повторюсь: этроги были очень дороги и их надо было хранить в течение всего праздника. Для хранения имелись замечательные коробочки, сделанные с большим вкусом. Сейчас их можно увидеть в музеях. Большинство коробочек, которые мне удалось сфотографировать, относится к 19 веку и сделаны из серебра.



Коробочка с Корфу вполне могла быть и вот такой, с изображением этрога, как эта из Эльзасского еврейского музея (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).



А эти две коробочки из меди, их дата изготовления не указана в музее. Они имеют нехарактерную форму, чем все остальные.
Мне они кажутся более ранними, может 18 век (?).
Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)



19 век., Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms)



19 век., Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms)



19 век., Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms)



19 век., Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)



19 век., Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)



Эта необычная коробочка из бамбука сделана уже в 20 веке. Явно расчитана на 2 этрога.
Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier).

Коробочки для этрогов хорошо продавались и поэтому их даже подделывали!


Набор обычной серебряной посуды, Германия, 18в.. На сахарницу добавлен текст на иврите בורא עץ הדר (создавший цитрусовое дерево) и таким образом превратившим сахарницу в коробочку для этрога, а весь набор посуды в "иудаику", которую можно продать за бОльшие деньги.
Выставка "Подделка?", Тель-авивский художественный музей.

Еще коробочки я показывала тут

Теперь вернемся к нашим баранам этрогам.

На острове Корфу в центре Адриатики между Италией и Грецией в середине 19 века была большая еврейская община, включавшая в себя 5.000 жителей (еврейская община Корфу была полностью уничтожена во время Второй мировой войны). Отношения между евреями и христианами, жителями острова, были терпимыми, но и там евреям было запрещено владеть землей продолжительное время. Часть евреев занималась международной торговлей, используя семейные связи в разных странах.

Что было на Корфу на продажу в те времена? В основном оливковое масло и этроги. Христиане - жители острова использовали немного этрогов для варки варенья, а большую часть продавали через еврейских торговцев острова и еврейских торговцев из Европы в еврейские общины Европы. Крестьяне Корфу, выращивавшие этроги и евреи-торговцы этрогами, хорошо зарабатывали на этом.

Важное событие для этрогов в Эрец-Исраэль произошло в 1842г. В этот год коробочка с этрогами была послана с Корфу в Иерусалим. Отправителем был раввин еврейской общины с Корфу Йегуда Бибс, а получателем в Иерусалиме был "Первый в Сионе" (титул Главного сефардского раввина) раввин Авраам Гагин. Это, конечно же, было красиво, послать этроги, чтобы проявить уважение "Первому в Сионе". Но основной целью посылки этрогов в Иерусалим было продвижение торговой марки корфских этрогов. Понятие о хорошем пиаре существовало и тогда. Надо помнить, что корфские этроги конкурировали на европейском рынке с этрогами итальянскими и мароканскими. В Европу в те времена не могли добраться этроги из Эрец-Исраэль из-за проблем транспортировки. Вот торговцам этрогами с Корфу и пришла в голову идея, послать этроги "Первому в Сионе". Это было сделано чтобы добавить к торговой марке указание, что именно эти этроги использует САМ "Первый в Сионе". Между прочим этот способ маркетинга "подарок в обмен на рекламу" и сейчас общепринят. Раввин Овадия Йосеф до самой своей смерти получал посылки от сотен крестьян, выращивающих этроги в Израиле. Это было только для того, чтобы он выбрал один для использования. Тот, кто его вырастил мог бы гордо указать, кто его использует.

И вдруг оказалось, что коробочка этрогов даст возможность раввину Йегуде Алеви из Рагузы осуществить сионистскую мечту.
Раввин Йегуда Алеви был выходцем из Рагузы, а работал раввином Яффо. (Рагуза - название города Дубровник до 1918г., ныне город в Хорватии). Йегуда Алеви родился в Дубровнике, его семья использовала этроги с Корфу, когда они проживали в Дубровнике.


מאת רבי יהודה הלוי הצטלם בעצמו, בחנות צילום באלכסנדריה. - קטע מתמונה הנמצאת ברשות הציבור, נחלת הכלל, קישור

Программа раввина Йегуда Алеви связанна с коробкой этрогов с Корфу, которая с точки зрения истории, была первым большим вкладом и прорывом в развитие сионизма в Эрец-Исраэль. Факт, что коробка с этрогами с Корфу прибыла и находится у "Первого в Сионе", достиг ушей раввина Йегуда Алеви. Факт того, что этроги с Корфу находят в Эрец-Исраэль разбудил воображение раввина и он создал многоступенчатую программу для того, чтобы изменить жизнь евреев в Эрец-Исраэль. Евреи, в массе своей, йешиботники, жили в Эрец-Исраэль, в основном, на деньги, собираемые в Европе и не занимались ручным трудом. У раввина была идея создать еврейские сельскохозяйственные поселения в Эрец-Исраэль.

Важно подчеркнуть, что это был 1842 год, за 40 лет до основания первого еврейского поселения (Петах Тиква) в Эрец-Исраэль и за 60 лет до Первого сионистского конгресса. Фактически, раввин Йегуда Алеви был первым настоящим сионистом, но к сожалению, его заслуги нигде не отмечены по-настоящему, кроме улицы в Яффо его имени.
На первом этапе своей сионистской программы он отправился на почту и отправил телеграмму "Первому в Сионе" в Иерусалим, с просьбой переслать ему этроги после Суккота. После получения этрогов, раввин осуществил второй этап своей программы: он купил участок земли 100 дунамов северо-восточнее Яффо, на берегу ручья Аялон. Он основал первую еврейскую плантацию цитрусовых в Эрец-Исраэль, где работали только евреи. Это была плантация этрогов, хозяином которой была еврейская сефардская община Яффо. Таким образом община возвращала себе самоуважение, потерянное из-за появления ашкеназийских торговцев этрогами, вытеснивших их с рынка этрогов в Эрец-Исраэль.

Через некоторое время, когда плантация уже процветала и приносила плоды, раввин перешел к следующему этапу своей программы и в 1855 году он обратился к сэру Моше Монтифьери. Он предложил знаменитому благотворителю посмотреть первую еврейскую плантацию этрогов, которая доказывала, что евреи способны обрабатывать землю и добиваться успехов в сельском хозяйстве. Наличие такой плантации доказывало, что не только исключительно арабы могут работать в сельском хозяйстве.

Моше Монтифьери, портрет из Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона.


By Unknown - .torrent with info-hash 323EBA8FBD7C6A3F30C1147B39760E978C95BB9B, Public Domain, Link

Монтифьери согласился с мечтой раввина Йегуда Алеви и купил плантацию этрогов, сменил ей имя на "Плантация Монтифьери". Он вкладывал деньги и развивал плантацию, как пример первого еврейского сельскохозяйственного предприятия в Эрец-Исраэль. К этрогам на плантации добавились лимоны и апельсины. С нее брались саженцы цитрусовых деревьев для первых еврейских сельскохозяйственных поселений, которые только появились. И это было за долго до того, как барон Ротшильд начал вкладывать деньги в еврейское сельское хозяйство в Эрец-Исраэль. Плантация Монтифьери существовала 80 лет, до 1922г., когда была выкорчевана для строительства на ее месте "Района Монтифьери". До недавнего времени у дома 12 на улице Йегудит росло дерево-этрог с плантации. Затем дерево аккуратно выкопали и пересадили в Тропический сад Ганей-Йешуа, где оно благополучно продолжает расти и сегодня.

Нет хорошего без плохого: успех сефардских этрогов добавляет проблем между сефардами и ашкеназами в Эрец-Исраэль. В 1869 году начал работать Суэцкий канал и плавание в восточной части Средиземноморья стало безопасным. Корабли из европейских портов (Марсель, Одесса, Венеция и др.) стали посещать порт Яффо. Возвращаясь в Европу, они привозили апельсины из Яффо и к Суккоту качественные крупные этроги с яффской плантации, которой управляли евреи-сефарды. Иерусалимские торговцы-ашкеназы увидели, что доминирование на рынке этрогов уходит снова к торговцам-сефардам. И кто из европейских евреев захочет теперь покупать мелкие и некрасивые этроги из Ум Эльфахма, когда есть красивые яффские этроги? Европейские евреи с удовольствием и за дорого покупали яффские этроги.

И тогда, чтобы вернуть себе господство на рынке, торговцы-ашкеназы предпринимают хитрый "маркетинговый" ход, утверждая, что яффские этроги некашерны, так как они сняты с деревьев, которые были привиты. Они обращаются в ашкеназийский религиозный суд, который выносит вердикт, обвиняющий яффские этроги в некашерности. Их поддерживает газета "HaLevanon", первая еврейская газета в в Эрец-Исраэль.


מאת יחיאל ברי"ל - עיתון הלבנון, GFDL, קישור

Кроме того, посланцы ашкеназийской общины садятся на корабли в Яффском порту и отправляются в крупные европейские еврейские общины имея при себе вердикт ашкеназийского религиозного суда и газету "HaLevanon", рассказывающую, что яффские этроги хоть и красивы, но некашерны из-за опасения прививок. И понятный посыл, что подлинные этроги из Эрец-Исраэль продают только ашкеназийские торговцы, и это единственные этроги, кашерные этроги без опасений, что дерево прививалось. И кроме того, все благословения яффских этрогов отменяются...

Проблема между торговцами сефардами и ашкеназами была серьезной и чтобы ее решить, была, естественно, создана комиссия.

Евреи-сефарды вышли на бой за свою жизнь, так как речь шла не только о деньгах, но и о чести. Им на помощь пришла газета "Хавацелет", конкурент "HaLevanon".


מאת ישראל ב"ק (1797-1874), רשות הציבור, קישור

"Хавацелет" обвинила ашкеназийское руководство в обмане еврейской общественности. Обвинения с каждой стороны были очень серьезные, все взаимные обиды за прошедшее время, связанные с распределением денег из Европы. Как будто открыли не ящик с этрогами, а ящик Пандоры. Взаимная вражда нарастала и жизнь еврейских общин стала невыносимой. И тогда создается комиссия, в которую входят уважаемые люди ашкеназийской и сефардской общины из Иерусалима. Задача комиссии посетить все плантации этрогов в Эрец-Исраэль и решить какая плантация кашерна, а на какой есть привитые деревья. В каждом выезде комиссии участвовало 2 журналиста, один из "Аавацелет", другой из "HaLevanon". Важность этой комиссии была не только в составлении отчета, но и в том, что это был первый раз, когда в еврейских газетах Эрец-Исраэль появились подробные описания поездок по Эрец-Исраэль. Эти описания давали читателям другую, более живую и оптимистичную картину пейзажей здешних мест, по сравнению с той, которую обычно описывали рассказы о еврейских поселениях, в основном в Иерусалиме, Цфате, Хевроне и Тверии. Читатели увидели окружающую землю иначе. Это было в те времена, когда туризм не был общепринятым и мало кто ездил далеко от дома. Начал развиваться новый газетный жанр, рассказывающий о красоте Земли Израиля и передающий огромную любовь к ней. Эти публикации имели большое влияние на развитие еврейского заселения Эрец-Исраэль, которое началось в 80е годы 19 века.

Ситуация в комиссии была не столь удачна: большинство ее участников было ашкеназами, а часть членами семей иерусалимских торговцев этрогами. Соответственно, в отчете комиссии говорилось, что этроги с яффской плантации с привитых деревьев, а этроги из Ум Эльфахма оригинальные, непривитые. Опираясь на это ашкеназийский религиозный суд сказал, что ашкеназийские этроги из Ум Эльфахма кашерны, а сефардские этроги из с еврейской яффской плантации некашерны. Благодаря этому еврейский мир был в состоянии полной неразберихи, ашкеназы бойкотировали сефардские этроги, а сефарды - ашкеназийские. В результате всего этого все торговцы из Эрец-Исраэль потеряли европейский рынок этрогов, что привело к серьезным финансовым проблемам. Благодаря этому на освободившийся рынок этрогов вышли торговцы с Корфу...

В 1891 году за несколько дней до Песаха во дворе еврейского портного на острове Корфу было найдено обезглавленное тело еврейской девочки восьми лет. Сразу же по острову расползлись слухи, распространяемые христианами, что это не еврейка, а христианка и она была убита ритуальным способом, чтобы ее кровь была использована для выпечки мацы. Это был кровавый навет, который был организован греческими антисемитами и он вызвал волны жестоких погромов и резни на острове Корфу. Десятки евреев были убиты, сотни ранены, из 5000 евреев острова 3000 его покинули, в основном состоятельные люди.

Еврейский мир был в страшной тревоге: прошло меньше 10 лет после страшных погромов произошедших в Российской империи, и евреи решили ответить бойкотом этрогов с Корфу, и использованием этрогов только из Эрец-Исраэль.

Как говорится, беда одного - благословение другого. В то время как еврейская община Корфу почти полностью покидает остров, включая евреев-торговцев этрогами, еврейские торговцы из Эрец-Исраэль торопятся занять их место на рынке этрогов. И ашкеназы и сефарды объединяются, чтобы занять рынок. Они требуют отменить выводы комиссии и из Иерусалима раздается призыв ко всем еврейским общинам Европы, говорящий, что в данный момент все этроги из Эрец-Исраэль кашерны. К этому присоединяются большинство раввинов, включая ашкеназийских, и отменяется запрет на этроги с яффской плантации и всех остальных запрещенных комиссией.

Чтобы гарантировать рыночный успех этрогов из Эрец-Исраэль на европейском рынке, ашкеназийские и сефардские торговцы все вместе проводят агрессивную коммерческую компанию против этрогов с Корфу и призывают бойкотировать этроги с Корфу. Еврейские общины откликаются на призыв и начинают покупать исключительно этроги из Эрец-Исраэль. Отрасль выращивания этрогов на Корфу быстро рушится, в то время как в Эрец-Исраэль начинает процветать.



Поздравительная открытка к Рош Ашана с видами Эрец-Исраэль, а также с 4мя видами растений к празднику Суккот.
Конец 19 - начало 20 века, Музей Эрец-Исраэль.
Из-за ограничений по размеру поста в жж, этот пост полностью не вошел. Полный пост https://dona-anna.dreamwidth.org/2259739.html

#еврейскиепраздники, #еврейское, сельское хозяйство, #сельскоехозяйство, еврейское, растения

Previous post Next post
Up