"В шалашах живите семь дней..."

Oct 04, 2016 14:30



Суккот - важный еврейский праздник, да вы и сами знаете... Он включает в себя много всего, что невозможно вместить в одном рассказе. Поэтому я сосредоточусь на нескольких отдельных элементах праздника, а об остальном в другой раз. Сегодня мой рассказ о шалашах и коробочках для этрогов.



Шалаш - естественно, самый главный элемент праздника, от которого и происходит название.

Шалаш - סוכה сукА (иврит). От этого слова и происходит название праздника, Суккот. Почему шалаш?
Тора отвечает в книге Ваикра, в гл. 23-й: "В шалашах живите семь дней: всякий коренной житель в Израиле должен жить в шалаше - дабы знали во всех поколениях ваших, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда выводил их из страны Египетской".
Что это были за шалаши, в которых жили евреи после ухода из Египта?
Считается, что речь идет о шалашах в буквальном смысле слова: о временных постройках, в которых обычно живут кочевники в пустыне.

Шалаш не должен располагаться ни под каким строением, он не может быть накрыт никаким навесом, он должен находиться под открытым небом.

Шалаш должен иметь крышу из срубленных веток, которая с одной стороны не должна быть сплошной, сквозь нее должны быть видны ночью звезды, а с другой, она должна быть достаточно густой, чтобы давать тень днем. Можно использовать в качестве крыши циновку. Это важно, так как многие живут в шалашах всю неделю праздника, то есть и спят и едят.

Я бы сказала, что современный шалаш мало эстетичен снаружи, но дешев, надежен и практичен... С другой стороны, какой эстетичности можно требовать от жилья кочевников в пустыне? :)

Часто мы видим тканевый бюджетный вариант шалаша, который продается в магазинах.


Оказывается тканевый вариант был известен с древности: Вавилонский Талмуд рассказывает нам об использовании полотнищ в качестве стен шалаша. На эти стены вешалась часть украшений шалаша, остальные свешивались с не сплошной крыши. Использование простыней в наших краях, в Эрец-Исраэль полностью соответствует жаркому климату. Талмуд описывает эти простыни как расписные и на них вешались орехи и фрукты, такие как персики, гранаты, виноград, а также венки из колосьев, корзины с винами и маслами.
В более северных общинах шалаши делали из более капитальных материалов, например из ковров и даже из занавесей синагогального ковчега.



Вот современные варианты, более капитальные, но тоже готовые. Подростки в Меа Шеарим как раз собирают такой шалаш, рядом видны еще не установленные части.



Рестораны тоже строят шалаши для своих клиентов.



У кого есть балкон достаточного размера, может поставить шалаш прямо на балконе. Тут два самых распространенных варианта шалашей, слева капитальный, деревянный, а справа тканевый. Деревянный покрыт циновкой.

Пока мне не удалось найти изображения древних шалашей, более ранних, чем изображения 14 века, да и не знаю, сохранились ли они.
Во всех изображениях, которые я нашла, четко видно соблюдение еврейской традиции, несмотря на разное время и разные страны. Особенно подчеркнута не сплошная крыша шалаша.

1374 год.


By unknown to me - http://samgrubersjewishartmonuments.blogspot.com/2010/07/sukkah-for-new-york.html, Public Domain, Link

1662 год.


By The National Library of Israel Sukkot Collection - The National Library of Israel collections, Public Domain, Link

1722 год, автор гравюры Bernard Picart


By Bernard Picart - http://samgrubersjewishartmonuments.blogspot.com/2010/07/sukkah-for-new-york.html, Public Domain, Link

1724 год, Германия. Здесь очень интересная крыша шалаша, есть часть сплошной крыши, которая может открываться и закрываться, видимо, на случай дождя.


By Paul Christian Kirchner, Jungendres, Sebastian Jacob, 1684-1766, Georg Puscher; Center for Jewish History, NYC - Flickr: Sukkot, 1724, from Juedisches Ceremoniel, Public Domain, Link

Шалаш из Туркестана, 1860г. Обратите внимание, его стены сделаны из ковров.


By Kun, Aleksandr L., 1840-1888 - http://dl.wdl.org/10716.png
Gallery: http://www.wdl.org/en/item/10716/, Public Domain, Link

Так этот шалаш мог выглядел изнутри.


By Kun, Aleksandr L., 1840-1888 - http://dl.wdl.org/10714.png
Gallery: http://www.wdl.org/en/item/10714/, Public Domain, Link

Гравюра 1868 года, автор Moritz Daniel Oppenheim.


By diverse - scan eines Bandes im Eigenbesitz
http://de.wikisource.org/wiki/Die_Gartenlaube_(1868), Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=25528630
Как видите, этот вариант шалаша напоминает современные, деревянные, капитальные. Это капитальный шалаш из дерева, что не удивительно - в европейских странах не так тепло в сентябре-октябре, как в Израиле.



Картонная модель шалаша, Бреслау, Германия, 1925-1928 год.
Музей Израиля, Иерусалим.

Шалаш из алюминия.
История, найденная в сети.
Все знают что еще 30-35 лет назад в СССР было запрещено соблюдать еврейские заповеди. Евреев, которые учили Тору или иврит, сажали в тюрьму. Но отдельные евреи оставались приверженными иудаизму тайными способами.
Одним из таких упорно соблюдающих был немолодой еврей. Каждый год во время Суккота он строил "крышу" из веток и листьев на своем маленьком балконе и приглашал друзей. Своим детям он не рассказывал, что и почему он делает, так как опасался преследования со стороны режима. Тем не менее, он получал удовольствие от происходящего.
Когда он умер, его сын Моше решил также каждый год "накрывать" балкон. Он был уверен, что отец использовал листья и ветки по-бедности, так как у него не было денег на настоящую крышу. Он решил, что он все сделает по-другому: у него был друг, который работал с алюминием и Моше заказал крышу из алюминия для балкона. И он устанавливал эту крышу на балконе в Суккот, все годы пока существовал СССР. Когда советский режим перестал существовать и стало наконец возможно открыто изучать иудаизм, в небольшом еврейском сообществе местечка, где жил Моше, появился раввин. В Суккот раввин построил шалаш и пригласил всех евреев местечка в этот шалаш. Когда Моше вошел в шалаш и поднял глаза, он увидел, что крыша сделана из ветвей. Раввин использовал ветви как и отец Моше. Моше спроси раввина про крышу и тот объяснил ему почему крыша именно такая. И тут Моше понял, что долгие годы он строил "неправильный, некашерный шалаш", думая, что он улучшает то, что делал его отец. И очень сожалел об этом. Но раввин ему сказал, что он уверен, что небеса очень довольны его "алюминиевым шалашом", так как он не учил Галаху, но хотел соблюдать заповеди, как и его отец.

Шалаш полагается украшать и делается это самым разным способом.


Тут как видите, современный шалаш, украшеный незатейливо.
Основным растительным материалом, который используется в современном Израиле для строительства шалашей, являются ветки финиковой пальмы. Они, чаще всего, используются для изготовления крыши, но могут быть использованы и для украшения шалаша.

Считается, что важно украсить вход в шалаш, так как именно через него войдут в шалаш важные гости (ушпизин).

Есть варианты украшения шалашей, которые можно увидеть в музеях.

Удивительным образом дошли до нас картины на ткани, которые вешались на стены в шалаше Главного раввина Дании, раввина Фриденгера. Во время Второй мировой войны раввин был арестован, а его жена бежала в Швецию. Какое-то время она жила в Стокгольме в семье Этлингер и в благодарность она им подарила эти картины.
Темы картин: события из жизни Моше и скитания евреев в пустыне.
Рисунки акварелью на ткани, Дания, Копенгаген, конец 18 - начало 19 века. Музей Израиля, Иерусалим.



"Море расступается перед сынами Израиля".



"Моше и Скрижали Завета".



"Иерусалим"

Украшение шалаша, 1886 год, Эльзас.


By Alphonse Lévy (1843-1918), "La Vie juive" de Léon Cahun publié en 1886. - Collection Emmanuel Haymann, Public Domain, Link

В Музее Израиля находится целый, расписной, деревянный шалаш второй половины 19 века из Фишах, Южная Германия.
Шалаш принадлежал семье Деллер. Роспись на шалаше у местного художника заказали Циля и Нафтали Деллер во второй половине 19 века. До прихода фашистов к власти их потомки ставили этот шалаш во дворе своего дома. В 1935 году с помощью друзей семьи шалаш был переправлен в Иерусалим и находился в Академие Бецалель.





Главная роспись шалаша - это изображение Иерусалима с Западной стеной (Котель Маарави), копия с изображения Иерусалима иерусалимского художника 19 века.

Как говорится, всем сестрам по серьгам, и на другой стене шалаша ...


... изображено как местный барон, патрон евреев этого местечка, выходит на охоту.



Справа от барона изображен дом семьи Деллер.



Панель от суккотного шалаша "Получение Торы", роспись по дереву, Венеция, Италия,19 век.
Музей итальянского еврейства (Иерусалим)

Украшение для стен шалаша из Сегед (Венгрия), конец 19 - начало 20вв. Роспись масляной краской на ткани, затем наклеено на доски. Музей Израиля, Иерусалим.
В книге Зогар написано: «Сыны Израиля, покидающие свои дома ради сукки, удостаиваются присутствия Шхины, и все семь верных друзей Царя спускаются из Ган Эдена (рая), чтобы посетить их там, и пользуются их гостеприимством».
Изображения этих семи гостей (ушпизин) мы и видим.


Справа налево Авраам, Ицхак, Яаков



Справа налево Йосеф и Моше



Справа налево Аарон и Давид, а также умывальник для сопровождающих.



Менора-семисвечник.
Предполагают, что умывальник и менора были добавлены к оформлению этого шалаша позже, чтобы показать, что гости (ушпизин) шалаша будут сопровождать Мессию и строительство Третьего Храма.

1938 год, евреи Грузии празднуют Суккот. Художник Шалом Кобошвили.
Обратите внимание на оформление потолка.


By Shalom Koboshvili - www.amuse-all.net, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18843590

Тематика украшения шалашей в Эрец-Исраэль менялась на протяжении времени аналогично изменению тематики поздравительных открыток Шана Това.
Во времена старого ишува (18 век), до Первой алии (начиная с 1882 года) основными мотивами оформления были пейзажи Эрец-Исраэль: могила Праматери Рахели, Западная стена (Котель), пещера Махпеля (могила патриархов) в Хевроне, и также изображения шофаров, свитков Торы, синагогальных ковчегов и тому подобное.
В период Первой алии, а особенно в 20е годы прошлого века, приехавшими было основано много сельскохозяйственных поселений и шалаши стали оформляться изображениями крестьянских хозяйств; самих крестьян, обрабатывающих землю; изображениями сельскохозяйственных культур и пр...
Украшения шалаша начала прошлого века были некачественные, но с 40-50гг. , когда улучшилось качество цветной печати, в продаже появились яркие и красивые печатные украшения. В 50е годы с развитием цветной фотографии появились и украшения на основе цветных фотографий, к которым добавляли "золото", как на поздравительных открытках. Во времена, когда было принято посылать красивые открытки "Шана това", было принято ими украшать шалаши.
Эйфория победы в Шестидневной войне нашла свое отражение и в украшениях шалаша: украшения стали большего размера и более шикарными, темами их изображений были Армия обороны Израиля и ее командиры; виды освобожденного Иерусалима; фотографии солдат; раввин Горен, трубящий в шофар около Западной стены и тому подобное...
В более поздние времена, вместе с экономическим подъемом, появились украшения, на основе семейных фотографий, демонстрирующих экономическое благополучие: семья у входа в новый дом; семья едет на машине; семья сидит в салоне квартиры у телевизора.

В наше время шалаш украшают разными способами, часто с использованием элементов домашнего творчества: это могут быть детские рисунки или украшения сделанные своими руками. Кроме того, в продаже есть множество украшений на любой вкус и кошелек.



Готовые украшения, которые можно купить на базарчике перед Суккотом.



Изображение шалаша, вырезанное из бумаги, работа Ципоры Неэман.
Из моего рассказа Искусство вырезки из бумаги - старинная еврейская традиция

Как мы убедились за долгие годы существования Израиля, многое, что у нас строится, вызывает в мире неадекватную реакцию... Так и шалаш, о котором идет речь в сатирической песне канала Латма (לאטמה). Хотя песня написана в 2010 году, практически ничего не изменилось.

image Click to view



Коробочки для этрогов

"Суккот", автор Leopold Pilichowski, 1894/95


By Leopold Pilichowski - easyart.com, Public Domain, Link
Все мы знаем о четырех видах растений, которые важны для евреев в Суккот. Это этрог, лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь), мирт и речная ива. Здесь мы как раз видим их всех в руках у пожилого человека стоящего слева.
И на скамье, героиня этой части моего рассказа, коробочка для этрога.

Этрог Citrus medica var. Ethrog Engl. - это разновидность цитрона (Citrus medica).
Цитрон, цедрат (Citrus medica), растение рода Citrus семейства рутовых имеет самые крупные из всех цитрусовых плоды. Их длина составляет 12-40 см, диаметр - 8-28 см. Они продолговатые, жёлтые, как лимон, иногда оранжевого цвета, с необычайно толстой (2,5-5 см) кожурой и кислой или кисло-сладкой, слегка горьковатой не сочной мякотью.
В Израиле этрог выращивается специально на плантациях.

Есть и любители, которые выращивают этроги сами.


Так этроги растут на дереве в поселении Ротем, о котором я писала тут

Я как-нибудь еще расскажу об этроге отдельно.

Перед праздником большинство покупает этроги на специальных базарах перед Суккотом.
До конца 19 в. центром выращивания этрога был о. Корфу, откуда плод поступал в еврейские общины Европы. Позднее этрог стал поступать в Европу из Эрец-Исраэль. Сегодня израильские производители этрога полностью обеспечивают местный спрос и экспортируют плод во многие еврейские общины мира.
К самому этрогу предъявляются серьезные требования, и покупка хорошего этрога вещь непростая и недешевая.


Эти в ящике на базаре, явно дешевые, но очень живописные.

Именно из-за важности и дороговизны этрога в Суккот, этот плод во время праздника хранится в специальной коробочке. Сама коробочка может являться произведением ювелирного искусства, часто изготавливается из серебра и имеют разнообразные формы. Часто являлась предметом роскоши и гордости хозяев и передается по наследству.
Я не нашла пока материалов об истории появления этих коробочек, но надеюсь наверстать в будущем.

Коробочка 1625 года, как видите, повторяет форму этрога.


By Center for Jewish History, NYC - https://www.flickr.com/photos/center_for_jewish_history/4990951285/, No restrictions, Link

1680г., серебро, Германия.


By Buchhändler - Own work, Public Domain, Link



Коробочка для этрога, 1780г., Москва.
Музей итальянского еврейства (Иерусалим)
Этот экспонат меня сильно удивил своим происхождением:) Наверно итальянские евреи заказали его в Москве. На сайте музея ничего не указано.

Коробочка изготовленная в 19 веке, имеет сверху изображение этрога.


By Center for Jewish History, NYC - https://www.flickr.com/photos/center_for_jewish_history/4570671179/, No restrictions, Link



Коробочка 19века из богемского стекла (кобальт) с позолотой, Богемия.
Музей Израиля, Иерусалим.



Коробочка производства Школы Бецалель (Иерусалим), 1908-1929гг., серебро, филигрань, полудрагоценные камни. Музей Израиля, Иерусалим.
Коробочка оформлена цитатами из Торы. На передней части изображен еврей, пашущий землю, как символ основной идеи сионизма о возвращении народа к земле.
В 2013 году изображение этой коробочки было использовано на израильской марке.



Вторая половина 19 века, серебро, Лемберг, Австро-Венгерская империя (сейчас Львов, Украина).
Музей Израиля, Иерусалим.
Очень похожа на коробочку, которая мы видим выше, 1780г., сделанную в Москве и находящуюся в Музей итальянского еврейства (Иерусалим).



Коробочка слева 1860 год, серебро, Австралия; справа в виде утки: 19 век, Ирак, серебро.
Музей Израиля, Иерусалим.
В 2013 году изображение коробочки в виде утки было использовано на израильской марке.



Этроги продаются и в бумажных коробочках, в которых их можно хранить.

Всем празднующим веселого праздника Суккот!

Инфа:
http://toldot.ru/tags/sukkot/
http://nostal.co.il/
http://meirkids.co.il/Blog/Show?Idx=5967816

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2235443.html

музей, еврейское

Previous post Next post
Up