Трудно говорить о Судном дне и ему предшествующем, еще труднее это показать.
В этот раз мне очень повезло: в недавнюю поездку по Франции и Германии я обнаружила изображения этого дня в нескольких небольших еврейских музеях.
Эти скромные черно-белые изображения дают нам возможность увидеть, как проходил этот день и то, что ему предшествовало, более 100 лет назад.
Меня подкупило во всех этих изображениях, то, что они не пафосные, не парадные. Это ежедневная привычная жизнь эльзасских деревенских евреев, изображенная теми, кто знал о ней не понаслышке. Это, может быть, единственные свидетелем эльзасского сельского иудаизма, который теперь полностью исчез. Об этом специфическом направлении иудаизма я еще напишу подробнее.
Накануне Судного дня евреи особенно должны заботиться о том, чтобы предстать перед Всевышним обновленными. Они непременно просят прощения друг у друга за совершенные провинности. Традиционный подход говорит, что подлинная богобоязненность выражается, именно в человеческих отношениях. Только религиозное рвение не компенсирует недостаток порядочности или терпимости к людям.
"Примирение в канун Йом Кипур", гравюра Hermann Junker (1838-1899)
Так просьбы о прощении друг у друга изобразил Hermann Junker. Целый день перед Судным днем евреи ходили друг к другу и просили прощения. Христиане наблюдали за ними с удивлением.
К сожалению, небольшие музеи грешат тем, что не всегда указывают авторов изображений и время, когда они были созданы.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).
До сих пор распространён ритуал "капарот" (ивр. כפרות), обряд искупления, когда произносится ритуальная фраза "Да будет это моим искуплением…" и живую курицу или петуха крутят над головой. После совершения обряда птицу относят к резнику (шойхету) и дарят её или её примерную стоимость бедным. Ритуал практикуется религиозными евреями накануне Йом-Кипур.
Неизвестный мне автор изобразил происходящее с юмором, обратите внимание на лица детей.
На мой взгляд, это конец 18 века.
Музей эльзасского наследия и иудаизма в Мармутье (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier).
Неожиданным открытием для меня стали работы Альфонса Леви (Alphonse Levy), французского художника еврейского происхождения, как это принято теперь называть.
Альфонс Леви (1843-1918) в свои работах рассказал нам о повседневной жизни сельских евреев Эльзаса с иронией и нежностью. Сам он родился в деревне Мармутье (Marmoutier), где находится один из еврейских музеев, которых я посетила.
Работы Альфонса Леви плохо воспринимались в парижской еврейской общине. Его обвиняли в том, что он показывал "жалкую и уродливую человечность" еврейского местечка. А мне его работы напомнили произведения Шолом Алейхема...
Все работы Альфонса Леви на еврейские темы относятся к концу 19 - началу 20вв.
Об этом художнике я еще расскажу подробно и покажу его графические листы и живопись, а пока несколько его работ на тему Судного дня.
В Йом-Кипур принято одеваться в белые одежды, и обратите внимание, как одеты эльзаские евреи.
Выход в синагогу утром в Йом-Кипур.
Рисунок древесным углем на бумаге.
Одна из иллюстраций художника к "Еврейским рассказам" Л. фон Захер-Мазоха.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).
Евреи падают ниц в синагоге один раз в год, в Йом-Кипур.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).
В Йом-Кипур запрещено обувать кожаную обувь, даже если из кожи сделана только одна её составная часть. Художник это подчеркивает - обратите внимание во что обут изображенный на литографии еврей. Мне это напоминает плетеные лапти.
Сцена внутри синагоги в Йом-Кипур.
Литография.
Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier).
Молящийся еврей. Почему-то мне кажется, что молящийся еврей с предыдущей литографии повернулся к нам лицом.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).
Молитва "Кол нидрей" (арам. כָּל נִדְרֵי, букв. «Все обеты») - молитва, читаемая в синагоге в начале вечерней службы Йом-Кипур. Провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их.
Молитва "Кол нидрей" в синагоге Вормса, 1925г., автор L. Neu.
Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms).
Во дворе синагоги в Йом-Кипур, конец 19 - нач. 20вв., Альфонс Леви
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).
Конечно, эти скромные изображения не сравнимы по своей известности с
картиной Мауриция Готтлиба "Йом Кипур (Судный день)" или с
"Молитва в Йом-Кипур в германской армии в 1870г.", но они столько нам рассказывают об общине эльзаских евреев, которая уже не существует. И вспомнить ее в этот день, это как поставить свечку по давно умершим людям.
Всем хорошей записи! גמר חתימה טובה
Линки на сайты музеев, о которых шла речь:
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller) Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier) Музей-Дом Раши (Раби Саломон Бен Исаак) в Вормсе (Jüdisches Museum - Raschi-Haus, Worms) This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/ This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2259386.html.