Как представить себе жизнь людей, живших больше 100 лет тому назад? Я часто задаюсь этим вопросом... чем зарабатывали на жизнь, что праздновали и как, что ели, что носили... иногда этому может помочь маленький провинциальный музей, как тот, что я посетила в Эльзасе, в небольшом городке Мармутье (Marmoutier). Он рассказывает о жизни еврейской общины этого города. Это простой, скромный музей без всяких современных аудио-визуальных шоу. Экспонаты говорят сами за себя. И самым интересным экспонатом музея, на мой взгляд, было меню к бар-мицве в 1894г. Да-да, именно меню напечатанное специально к мероприятию, с перечислением блюд и вин, которые приготовили для празднования, оказалось совершенно захватывающей возможностью заглянуть на более чем 100 лет назад.
Мармутье (Marmoutier) сегодня - коммуна, в которой проживает 2400 человек. Это не место массового туристического паломничества и первое, что бросается в глаза в таком небольшом городе - огромная церковь, явно городу не по размеру. Эта церковь досталась городу от Аббатства Мармутье, которое уже не существует. Надо отметить, что евреи появились в этом городе именно благодаря аббатству.
Буквально в двух минутах ходьбы от церкви находится бывший дом раввина, а ныне Музей Мармутье, в котором большая экспозиция посвящена жизни одной из старейших и важных еврейских общин Эльзаса, общины Мармутье.
Как уложить в один пост столетия существования еврейской общины? Я не знаю...
Нет документов, чтобы точно определить дату появления еврейской общины Мармутье.
Зная более чем сдержанную позицию католической церкви по отношению ко всякой коммерческой деятельности среди христиан, можно предположить, что настоятели Аббатства Мармутье привлекли евреев в Мармутье в 9ом или 10ом веках. Евреи нужны были, чтобы заниматься торговлей. Известно, что евреи всегда жили внутри крепостных стен города, т.к. аббатство, с одной стороны хотело защитить их, а с другой - контролировать.
Первое официальное доказательство еврейского присутствия в Мармутье датируется началом 14 века.
В 1497 году был подписан указ об изгнании евреев. Видимо этот указ не имел особого эффекта, потому что летописи упоминают, что в 1525 году было разграблено аббатство и еврейские дома. После Тридцатилетней войны аббатство осталось в руинах. Французские короли, ставшие новыми хозяевами этих земель, поддержали восстановление аббатства.
В то же время еврейская община снова начинает развиваться.
Печать с текстом на иврите, 17в., бронза
Еврейская община из менее чем 30 человек в 1650 году (все население Мармутье 250 человек), вырастает до 100 человек к 1700 году. Во второй половине 18в. аббатство прекратило свое существование, а евреи остались.
В середине 19-го века там живет около 500 евреев.
В начале 1848 года Франция переживает серьезный экономический и социальный кризис, который отражается и на Эльзасе. Начинаются антисемитские беспорядки. В ночь с 28 на 29 февраля 1848 года крестьяне из деревень, окружающих Мармутье, грабят еврейские дома. Лидеры, возглавлявшие крестьян, видят в этом отличную возможность избавиться от конкурентов. После этого в следующие два-три года некоторые еврейские семьи покидают город, чтобы поселиться в Страсбурге.
Улица имени синагоги.
В 18 веке синагога Мармутье располагалась на первом этаже частного дома. В 1822 году было построено здание синагоги. Община достигает своего пика в 1846 году, когда насчитывается 519 евреев в городе с населением 2739 жителей.
Аннексия Эльзаса Германией в 1871 году подтолкнула многих переехать во Францию или Америку.
В 1940 году синагога внутри была полностью разрушена нацистами.
К 1961 году синагога была полностью заброшена и здание перешло муниципалитету, который использует его в качестве общественного зала.
Еврейская школа действовала в Мармутье еще в 18 веке. В 1822 году она стала еврейской государственной школой, параллельно с католической государственной школой. В 1862 году ее даже разделили на школу для мальчиков и школу для девочек. Учителя пользовались большим уважением, о чем свидетельствует могильный памятник учителю, оплаченный по подписке его бывшими учениками.
Еврейская школа, фото 1919г., разрушена в 1936г. Я не уверена, та самая ли это школа или была другая, но сомневаюсь, что в таком небольшом месте было несколько зданий еврейской школы.
Музей находится в самом красивом доме в Мармутье, происхождение которого неизвестно.
Здание было построено в 1590 году как дом аристократа. Его размер, внешний вид и архитектура являются характерными атрибутами дома богатого и влиятельного землевладельца. Внушительный двухэтажный эркер с десятью окнами был в то время дворянской привилегией.
С 1680 по 1922 год в этом доме непрерывно жили еврейские семьи.
Во второй половине 19 века в доме жили раввины Мармутье.
До 1983 года крыша эркера (по красной стрелке) была плоской и съемной. Это позволяло жителям дома соблюдать ритуал праздника Суккот (Праздник кущей), когда полагается видеть небо сквозь крышу, т.е. создавать иллюзию шалаша.
Дом был хорошо приспособлен для жизни евреев не только с помощью съемной крыши эркера.
Внутри дома сохранилась
миква, построенная в 1710г..
Над миквой висит благословение ритуального очищения.
Только часть музея посвящена еврейской общине Мармутье. Другая часть посвящена эльзасцам и эльзаским традициям. Я расскажу про еврейскую часть.
Множество экспонатов музея свидетельствуют об активности еврейской общины.
Стакан для ритуального омовения рук. кон.19-нач.20вв. (?)
Сборник молитв к Суккоту, 1915г.
Менора, 19в.
Шофар.
Мужской головной убор.
Мужской головной убор на Рош Ашана.
А теперь о праздновании бар-мицвы, как я обещала выше.
Меню для бар-мицвы, на смеси французского и немецкого, это же Эльзас. 1894г., на тот момент Эльзас - часть Германии.
Впечатляющее меню, и еда и напитки. Я не сомневаюсь, что и мы бы с вами с удовольствием поели на этом празднике. В основном, блюда и вина нам хорошо знакомы!
Сами смотрите, я очень приблизительно перевожу.
Суп по-королевски
(Suppe à la reine), с
хересом (Sherry).
Страсбургский пирог (straßburger pastetchen), еще Пушкин о нем писал. По утверждению вики: деликатесный паштет из фуа-гра с добавлением трюфелей, рябчиков и перемолотой свинины. Свинину, наверно, заменяли гусем или каким-то другим кашерным мясом.
Голубая форель с голландским соусом. Вино Marlenheimer, судя по тому, что в Эльзасе есть город Marlenheim, и там сейчас производят вино, то оттуда.
Говяжье филе в мадере, вино из Бордо
St. Julien MédocЭскалоп из оленя
(Escaloppes von Reh) к нему вино рислинг
Deidesheimer Kieselberg из Пфальца
Артишоки
(Fonds d'artichauts a la Barigoule)Молодой жареный гусь с салатом и компотом, к нему рислинг
Rauenthaler Berg 1889г. Rheingau
Замороженный лед (?) (Gefrorenes) с шампанским
Moet & Chandon, Sillery и коньяк, какой не указан. Также
Kirsch, крепкий алкогольный напиток из черешни
Десерт
Кофе
Обратите внимание на торговые связи с другими странами Европы, вино это хорошо демонстрирует. Были ли эти вина кашерными? Не знаю...
Какое, однако, разнообразие блюд в таком небольшом городке, как Мармутье. И мясо, и гусь, и говядина, явно свои. Может и олень из соседнего леса. А форель из речки.
Вот и ножи для кашерного забоя животных.
Чем же занимались жители городка, чтобы иметь возможность устраивать столь пышное и недешевое празднование? Каков был уровень их жизни?
До 19-го века это точно неизвестно. Часто встречается в документах словосочетание "еврейский торговец", но это не указывает на характер и масштабы деятельности.
В 19 веке появляются акты гражданского состояния и нотариальные записи, включая посмертные списки, завещания и брачные контракты, которые дают ценную информацию. Благодаря этому можно нарисовать портрет еврейской общины Мармурье в начале 19-го века. Она насчитывала 350 человек, 70 семей.
9 семей можно считать очень богатыми. Главы семьи, которые называют себя купцами или торговцами, владеют землей, которую они арендуют для эксплуатации у крестьян-христиан; они занимаются крупными коммерческими операциями: поставками для армии, операциями с недвижимостью и особенно часто денежными ссудами не только крестьянам-христианам, но и другим еврейским торговцам.
Очень прибыльной деятельностью была торговля лошадьми, учитывая огромные потребности наполеоновских армий.
27 семей можно охарактеризовать как состоятельных торговцев; это специализированные торговцы: торговцы скотом, шкурами, мехом, пшеницей и мукой.
34 семьи, чьи профессии очень разнообразны: розничные торговцы, брокеры, посредники. На самом деле это люди, которые занимаются любой деятельностью, которая дает им возможность выживать.
Торговец скотом. Рисунок
художника Альфонса Леви, уроженца Мармутье. В течение многих лет, чтобы поддержать семью, дед художника шел пешком каждую неделю на рынок скота в Саверне, в шести километрах от деревни. Это был нелегкий труд.
Розничный торговец, весь свой товар носил на себе.
Эти люди постоянно жили на грани нужды, в зависимости от текущей ситуации.
Положение этих семей несколько смягчается тем, что и тогда существовала еврейская благотворительность (цдака).
Рука для стола, на котором собирали пожертвования, в синагоге Мармутье.
В исследовании нищеты в Нижнем Рейне, проведенном в 1858 году сообщается о количестве неимущих в еврейских общинах, но случаи публичного попрошайничества практически отсутствуют.
Еще одни важным моментом жизни еврейских общин всегда были свадьбы.
Церемониальное свадебное кольцо, серебро, без даты. С двух сторон изображение меноры.
Свадебная церемония. 18-19вв (??)
Ктуба, брачный договор 1732г., Падуя, Италия.
Тут сверху изображен Иерусалим и горы вокруг него, и менора, и Ковчег Завета, знаки зодиака (их стало принято изображать у евреев в первые века новой эры.) В нижней части Моше со Скрижалями завета, Давид с головой Голиафа, лестница Якова, Первосвященник в Храме... Еще более мелкие изображения, которые мне не удалось отождествить... И парочка "путти" (итал. putti - «детишки, малыши», от putto - «младенец»), все равно сюда забрались. Италия же, без них никак нельзя :)
Ктуба, брачный договор 1750г., Падуя, Италия.
Изображено множество сцен из Танаха с текстом, но сверху все равно Амур со стрелами и много "путти"...
Ктуба, брачный договор 1815г., Рим. Красиво оформленный, явно художником-христианином. Нет никакой еврейской символики, кроме текста на иврите. Очень характерно именно для итальянского еврейства. Брак был заключен в Риме, как документ попал в Эльзас? Не знаю. Может наличие трех таких документов из Италии говорит о прямых связях с Италией? Кто-то вышел замуж или женился и переехал?
Несмотря на то, что в иудаизме запрещены изображения, евреям хотелось как-то украсить стены домов, в которых они жили. Вот то, что традиционно вешалось на стены.
Этот коврик очень традиционный. Он напоминает о святости субботы. И кроме цветочного и геометрических орнаментов, только текст.
Вышивка, начало молитвы "Шма Исраэль..." и изображение Скрижалей Завета.
Моше со Скрижалями Завета. Без даты и описания.
Интересный пример взаимного влияния культур.
"Жертвоприношение Ицхака", литография, отпечатанная в мастерской, хозяином которой был
Jean Frédéric Wentzel (1807-1869), известный французский гравер.
Эта литография, я уверена, не имеет никакого отношения к евреям. Просто кому-то из евреев она понравилась, сюжет-то из Торы, ну и подписал текст на иврите и на идиш от руки.
Конец 19-нач. 20в. дал еврейским художникам возможность изображать людей, не меняя религии.
В йешиве. Неизвестный автор, конец 19-нач.20вв.
Сидящий человек. Нач. 20в., окрашенная терракота.
"Прочитать важный отрывок" G. Kohn, 1924г.
Еще предметы, которые евреи постоянно использовали.
Субботний подсвечник с изображением Моше. Его легко узнать по рогам лучам, исходящим из его головы. Рога на многих христианских изображениях появились из-за того, что на иврите луч и рог одно и тоже слово.
Ритуальные предметы, используемые на исходе субботы, для церемонии Авдала. 3 емкости для хранения пряностей "адас" и плетеная свеча.
Кувшин для вина и кидушная рюмка, серебро, конец 19в.
Субботняя лампа, которая горела всю субботу. 19в., бронза. Украшена изображениями Моше.
Это лента, полоса ткани с вышивкой называется в Эльзасе маппа (Mappa), в Германии вымпел Торы (Torawimpel). Традиция ашкеназских общин Эльзаса, некоторых общин Германии и Центральной Европы. Подробнее об этом в конце
этого моего поста Не уверена, что такую посуду использовали на упомянутой бар-мицве, мне кажется, что она изготовлена позже. Но сам факт изготовления посуды с маген-давидами радует :)
Из статьи Пьера Каца (1927-2006), последнего представителя еврейской общины Мармутье. Очень вольный перевод.
В течение почти десяти веков в городе Мармутье существовала большая еврейская община рядом с общиной христиан, крестьян и ремесленников. До конца 19-го века евреи составляли 20% населения. Каковы были отношения между этими двумя сообществами?
Слово, которое точно описывает ситуацию - это сожительство. Действительно, в Мармутье, как и во всех эльзасских деревнях, где существовали еврейские общины, никогда не было отдельного еврейского района, «гетто». Еврейские и христианские жилища были совсем рядом, их жители жили дверь в дверь, знали друг друга, ходили друг к другу за небольшими услугами. Христиане знали особенности еврейской жизни, еврейский календарь и даже часть ритуалов. Мои родители долго жили в доме, во дворе которого находилась обувная мастерская; и я до сих пор слышу этого сапожника, не еврея, который в 30-х годах 20в. громко заколачивал гвозди в ботинки и пел при этом
"Леха доди..." Но не стоит представлять идиллическую картину. Жители Мармутье, как и все христиане, были воспитаны католической церковью. Для них еврей оставался ответственным за все, был козлом отпущения если что-то пошло не так. Они всегда следили за поведением каждого еврея: церковь заставила их забыть, что еврей может вести себя просто по-человечески. Несмотря на этот неоднозначный климат, сожительство оставалось в целом мирным. Даже во времена кризиса, такого как в 1848 году, многие христиане, жители Мармутье, старались защитить "своих" евреев от угроз снаружи. Можно сказать, что эльзасцы признают право уважать или презирать, и даже наказывать "своих евреев", но отказывают в этом праве любому другому человеку со стороны.
Эркман-Шатриан - популярные французские авторы, творившие в середине-конце 19в. Они были хорошо знакомы с бытом французской, а особенно эльзасской, деревни; изображали её жизнь и нравы. По их произведениям была выпущена серия керамических тарелок. И вы сами можете видеть, каков образ еврея Эльзаса в творчестве Эркмана-Шатриана (Erckmann-Chatrian).
В конце 19-нач.20вв. Мармутье разделил судьбу всех сельских еврейских общин: молодое поколение постепенно переселилось в крупные города, которые предлагали более широкие возможности для их коммерческой, промышленной и прочей деятельности. В 1910 году в общине насчитывалось 140 человек, но на момент начала войны в 1939 году осталось всего пятьдесят человек.
Во время Катастрофы погибло 14 человек из этих 50ти. В 1945 году около сорока евреев поселилось в Мармутье, но большинство из них были уже старыми, и через двадцать лет еврейской общины не стало.
Этот занавес для синагогального ковчега меня заинтересовал, так как он очень современный - 1962г. Может быть была попытка возрождения общины?
Музей занимает немного места, но здесь так много всего... И это не музей в который стекаются экспонаты из разных мест. Здесь собраны предметы, которые сопровождали жизнь еврейской общины Мармутье.
Музей создан группой добровольцев.
Сайт музея
https://www.museedemarmoutier.fr Музей открыт:
Май и июнь: каждое воскресенье и праздничные дни с 10 утра до 12 вечера и 14 вечера до 18 вечера (закрыты 1 - го и 8 мая)
в июле, августе и сентябре: среда, четверг и пятница с 14:00 до 17:00, а по воскресеньям и в праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00.
Октябрь: каждое воскресенье с 10 до 12 часов и с 14 до 18 часов.
проверяйте
https://www.museedemarmoutier.fr/horaires-tarifs/horaires-tarifs Карта еврейских мест Мармутье
https://jguideeurope.org/fr/region/france/alsace/marmoutier/ Инфа:
http://judaisme.sdv.fr/synagog/basrhin/g-p/marmout.htm http://judaisme.sdv.fr/histoire/document/erckmann/rneher.htm http://www2.culture.gouv.fr/public/mistral/joconde_fr?ACTION=CHERCHER&FIELD_1=REF&VALUE_1=M0531029704 Из-за ограничений по размеру поста в жж, этот пост полностью не вошел. Полный пост
https://dona-anna.dreamwidth.org/2334563.html