Сегодня в Израиле отмечается День Иерусалима. Не могу не сказать хоть пару слов к этому дню.
Иерусалим - город к которому стремились мысли и надежды евреев 2000 лет из самых разных концов мира. Каждый еврей в галуте мечтал о посещении этого города, каждый пытался представить себе, какой он, этот великий Город. Но мало кому в древности удавалось его посетить. Тем не менее, было множество изображений Иерусалима по рассказам тех, кому удалось добраться. Множество художников изображало Иерусалим срисовывая с других изображений. На эти изображениях не всегда реальный город. Часто это город-символ. Часто символ еврейской надежды на возрождение своей страны, на возвращение из рассеяния.
Только 19 век с его возможностями путешествий и фотографией предоставил всем новые возможности увидеть реальный город, таким, какой он есть, в его самые радостные и драматические моменты.
Как выглядел Иерусалим в древности? Может быть так?
Со всей страны евреи поднимались в Иерусалим, к
Храму. И до сих пор на иврите при разговоре даже о самой обычной поездке в Иерусалим могут сказать "поднимемся". Но в самом Иерусалиме Храмовая гора - это не самая высокая гора.
Художник изобразил как это могло быть во времена
Второго Храма.
Легко себе представить простых людей, идущих издалека и спрашивающих: "Где тут у вас дорога к Храму?"
Мечтать о Иерусалиме стали, конечно же, после разрушения Храма, самого города и ухода большинства евреев в изгнание.
"Разрушение Храма, менора" Abba Fenichel. Музей Бар Давид, кибуц Барам
На улице Кардо в Иерусалиме можно увидеть копию фрагмента карты Медва - византийской мозаичной карты, служившей полом церкви 6-го века в городе Медва (сегодня Мадаба, Иордания). На карте Иерусалим и хорошо видна улица Кардо, она идет в центре изображения.
Иерусалим не просто город, он центр мира.
"Иерусалим - центр мира", карта, автор Генрих Бантинг, 1581 году. Ее в виде керамического панно сделал
А. Дариан, и она находится у входа в иерусалимский муниципалитет, на Кикар Сафра.
План Иерусалима с Храмовой горой в центре, конец 17 века.
Музей Израиля, Иерусалим.
"Вот он теснится на этих вечных холмах и сверкает на солнце, чтимый народами древний город; весь белый, со множеством куполов, надежно построенный, окруженный высокой серой стеной". Так писал об Иерусалиме Марк Твен в своей книге
"Простаки за границей". М.Твен побывал в наших краях в 1867г. Но именно так представлен Иерусалим и на более ранних изображениях.
Иерусалим и Храм, изображение 17-18(??)в.,
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).
Очень часто на изображениях Иерусалима мы видим одно и тоже здание, которое на изображении выше даже украшено маген-давидом. И это совершенно конкретное здание, которое и сейчас существует на Храмовой горе. После захвата Иерусалима арабами, на месте разрушенного Храма в 687-691 был построен Купол Скалы, исламское святилище над камнем основания. Это не мечеть, чтобы там не говорила википедия на русском. На еврейских изображениях этого здания иногда пишут "место Храма", а часто просто "Храм", так как религиозные евреи точно знают, где был\будет Храм.
Ктуба, брачный договор 1732г., Падуя, Италия.
Изображен Иерусалим и горы вокруг него,
Музей наследия и иудаизма Эльзаса Мармутье (Marmoutier), Эльзас Котель (Западная стена) и сооружения на Храмовой горе. Изображение 18 или 19в. (?),
Музей Эрец-Исраэль, ТА.
Надпись сверху:
"И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы." Йешайа (1-2:2)
Надпись снизу:
"...помните вдали о Господе и да будет Йерушалаим в сердце вашем." Йирмейа (51:50)
Три следующие работы хоть и 19 века, но авторы явно Иерусалим не посещали. Все изображения очень условны.
"Иерусалим и танахические места", Х.Д. Браверман, 19в. Выставка
"Иерусалим 19 века в графике и фотографии", Национальный морской музей (Хайфа).
Изображение еврейских мест в Эрец-Исраэль, Алжир, 1864.
Очень заметно мусульманское влияние и то, что художник ничего этого не видел своими глазами. Может видел какие-то отдельные изображения.
Выставка
"Уехать и не возвращаться никогда", Музей Эрец-Исраэль (ТА) Главная роспись шалаша к празднику
Суккот - это изображение Иерусалима с Западной стеной (Котель Маарави), копия с изображения Иерусалима иерусалимского художника 19 века.
Музей Израиля (Иерусаллим)
В течение веков Иерусалим, святой город, вызывал огромный интерес. Подробное описание города были основной темой в книгах о путешествиях в наши края в 19 веке. Художники изображали город основываясь на книжных описаниях, рисовали город с натуры, и добавляли из своего воображения.
В конце 30х годов 19 века, через короткое время после появления фотографии, уже фотографы, специально приезжавшие в Иерусалим, создавали изображения города. Многие художники создавали графические изображения города, основываясь на этих фотографиях.
Вот изображение гораздо более конкретное и показывающее более реальный город.
"Еврейский квартал", Л.-П. Балтард, литограф Энгельманн, 1819г.
Выставка
"Иерусалим 19 века в графике и фотографии", Национальный морской музей (Хайфа).
"... глядели на город; от которого нас еще отделяла широкая долина, мы отыскивали взглядом места; которые по картинкам, знакомы каждому со школьных лет и уже не забываются до самой смерти."
Марк Твен,
"Простаки за границей".
"Иерусалим, взгляд из долины Йехошафат", С.Дж. Нили, 1819г.
Выставка
"Иерусалим 19 века в графике и фотографии", Национальный морской музей (Хайфа).
"Иерусалим" Alexius Geyer, 1850. Музей Бар Давид, кибуц Барам
"Иерусалим", неизвестный художник, 18\19 век.
Выставка
"Иерусалим 19 века в графике и фотографии", Национальный морской музей (Хайфа).
Эта картина хоть и написана в 20в., но полностью соответствует традиционным изображениям.
"Иерусалим, старый город"
Яков Штейнхардт, 1939г. Музей Бар Давид, кибуц Барам
"... у каждого из нас в голове теснились мысли, образы и воспоминания, навеянные славной историей освященного веками города, лежащего перед нами, и, однако, не раздалось ни одного рыдания."
Марк Твен,
"Простаки за границей".
"Еврей около Котеля", 1868г, Жан-Леон Жероме. Выставка "Вечный жид", Музей Израиля, Иерусалим.
Но не только Храмовая гора и Котель были темой изображений.
"Северо-западный район Храмовой горы" Дж.-Ф. Жиро де Парнеги, 1842г., дагеротип.
"Цитадель гора Сион", А.Гейер, 1850г..
"Общий взгляд на Иерусалим, исторический и современный", Адольф Эльтцнер около 1862г. Здесь автор вписал Храм в Иерусалим конца 19 века.
Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?"Такой вариант изображения тоже вполне традиционен.
Две памятные таблички "Памяти разрушения Храма" с вполне реалистичными изображениями Иерусалима.
"Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя" (Тегилим 137)
אם-אשכחך ירושלים- תשכח ימיני
תהילים פרק קלז
Иерусалим, конец 19в., Музей Израиля
"Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя" (Тегилим 137)
אם-אשכחך ירושלים- תשכח ימיני
תהילים פרק קלז
Иерусалим, конец 19в., Музей Израиля
О крышах Иерусалима нам тоже рассказал Марк Твен:
"Он весь шишковатый от бесчисленных маленьких куполов, точно тюремная дверь, обитая гвоздями. На каждом доме до полудюжины этих каменных, выбеленных известкой куполов; широкие и приземистые, они сидят посреди плоской крыши, где по одному, а где и тесной кучкой. И когда смотришь с холма на сплошную массу домов (они так тесно жмутся друг к другу, будто здесь вовсе нет улиц и все здания срослись воедино), видишь самый шишковатый на свете город, за исключением Константинополя. Кажется, что весь он от центра и до окраин покрыт перевернутыми блюдцами."
Так выглядела ашкеназийская часть Еврейского квартала до Войны за независимость. Самое высокое здание -
синагога Хурва "Иерусалим, Старый город " 1934г., Анна Тихо. Дом Анны Тихо, Иерусалим.
Видите круглые, старинные крыши домов? Они сохранились в Иерусалиме в относительно большом количестве и их можно увидеть поднявшись на восстановленную синагогу Хурва.
Тот же Марк Твен написал и об иерусалимских улицах конца 19в.:
"Улицы здесь неровно, кое-как вымощены камнем, все кривые, до того кривые, что кажется, вот-вот дома сомкнутся ...и сколько бы путник ни шел по ним, его на оставляет уверенность, что ярдов через сто он упрется в тупик. Над первыми этажами многих домов выступает узкий портик, или навес, который ни на что не опирается, и я не раз видел, как, отправляясь в гости, кошка перепрыгивала через улицу с одного навеса на другой. ... едва ли нужно говорить, что карете тут не проехать. Этим экипажам нет доступа в священный город".
Как показывает следующее изображение, к 30м годам 20века ничего не изменилось...
"Иерусалим, Старый город " 1934г., Анна Тихо. Дом Анны Тихо, Иерусалим.
Фотография дает нам возможность увидеть Иерусалим во время самых разнообразных моментов его жизни.
Профессор Давид Шор дирижирует концертом в пользу Еврейского национального фонда у подножия башни Давида, Иерусалим, 1926г., Шмуэль Йосеф Швайг.
Выставка «Разбито и восстановлению не подлежит», Музей Эрец-Исраэль. 29 ноября 1947г. Множество людей ликовало на улицах Иерусалимапо поводу решения ООН о принятии Плана по разделу Палестины и о создании государства Израиль. Празднования продолжались до утра следующего дня. Утром Давид Рубингер сфотографировал британский броневик в сердце Иерусалима и на нем множество молодых людей, которые размахивали самодельными флагами будущего государства Израиль.
Выставка фотографий Давида Рубингера в Музее Эрец Исраэль в Тель-Авиве. Страшные и драматические моменты в жизни города во время его захвата Иорданией в 1948г. на одной из самых знаменитых фотографий того времени.
Беженцы оставляют Бейт Махсе, Бейт Ротшильд. На переднем плане солдат Иорданского легиона.
Фото Джона Филиппса для Life.
Выставка "Одни на стенах Старого города", синагога Хурва, Иерусалим. Вот это очень интересная табличка Мизрах, выпущенная в 1960г. полностью в традиции табличек на разные темы, выпускавшимися в конце 19-нач.20. Изображен Еврейский квартал Иерусалима, находившийся на тот момент под иорданской оккупацией и полностью разрушенный.
Табличка Мизрах с порядком Ушпизин, 1960г., ТА., Музей Бар Давид, кибуц Барам
Фотографии разных этапов освобождения Старого города в 1967г. говорят больше, чем миллион слов.
Автор фото Амос Цукер.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме Автор Амос Цукер.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме Макет объединенного Иерусалима с Храмовой горой в центре.
Выставка "Дотронуться до мгновения" в Центре Дэвидсона в Иерусалиме.
Серия стаканов с изображениями Иерусалима: менора у Кнессета, еврей трубящий в шофар, ул. Бен-Йегуда. После 1967г.
Выставка "За жизнь этого народа" (לחיי העם הזה), Музей Эрец-Исраэль. Эту
поздравительную открытку "Шана Това" не могу не показать...
Она демонстрирует преемственность поколений, от макавеев до АОИ, на фоне башни Давида в Иерусалиме. И в уголочке Моше Даян "стерва одноглазая" министр обороны. В те "либеральные" времена министр еще мог ходить в военной форме или портрета другого не было в типографии... Несмотря на свою "большую любовь" к женщинам и археологическим артефактам он остается "священной коровой" любимцем определенных слоев израильского общества.
После 1967г.
Закатные виды старого города из окна Бейт-Шмуэль.
Современная картина, тоже в традиции, и мы выше такую видели: город и возрожденный Храм.
"Небесный Иерусалим", картина продается на улице Кардо, Иерусалим. Автор неизвестен.
Еще один "Небесный Иерусалим" можно увидеть в комплексе
Четыре сефардские синагоги, Еврейский квартал, Иерусалим Фреска работы художника Жана Давида.
Несколько работ именно на тему "Небесный Иерусалим" моего большого друга,
художника Виктора Кинуса ака
paintervic. На мой взгляд, он эту тему раскрыл замечательно.
Пожелаем этому Городу, нашей столице, мира и процветания на долгие века.