Четыре главные растения Суккота (часть 1)

Sep 23, 2018 09:33



Есть 2 сборные группы растений, особо почитаемые в иудаизме. Это 7 (семь) видов растений, которыми Всевышний благословил Землю Израиля и 4 (четыре) вида растений (лулав, этрог, мирт и ива), которые используют в Суккот. Среди них есть совершенно выдающееся растение, которое участвует и в той и в другой сборной группе. Это кокосовая финиковая пальма.
И только с одним растением, пальмой, то есть с ее побегом, лулавом, нет сомнений, именно так это и записано в Торе, а вот с определением остальных растений из 4х видов все сложнее.



У семи видов растений, которыми Всевышний благословил Землю Израиля, почти нет никаких проблем с определением, они точно указаны в Торе.
"...В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда..." (Дыварим 8-9:7,8).

...אֶרֶץ חִטָּה וּשְׂעֹרָה, וְגֶפֶן וּתְאֵנָה וְרִמּוֹן; אֶרֶץ-זֵית שֶׁמֶן וּדְבָשׁ...
(דברים ח' ז'-ח')

То есть в том, что предназначено для еды или для того, чтобы кормить животных, нельзя ошибиться, это вопрос выживания. Ну с медом есть некоторые проблемы: он - не растение.
Мишна (Бикурим 1:3:1) точно говорит о том, какие виды плодов, первые плоды которых подпадают под эту заповедь: пшеница, ячмень, виноград, смоква, гранаты, маслины, финики.
И хотя в ТаНаХе само слово "финик" не упоминается, в Иерусалимском Талмуде сказано: мед - это финики. То есть речь идет о том, что имеется в виду НЕ пчелиный мед.

Те растения, которые будут использованы с ритуальными целями в Суккот, не столь жизненно важны и поэтому четверка оказалась куда как более загадочной...

Сначала о всей четверке вместе.

וּלְקַחְתֶּם לָכֶם בַּיּוֹם הָרִאשׁוֹן פְּרִי עֵץ הָדָר כַּפֹּת תְּמָרִים וַעֲנַף עֵץ עָבֹת וְעַרְבֵי נָחַל וּשְׂמַחְתֶּם לִפְנֵי יְהוָה אֱלֹהֵיכֶם שִׁבְעַת יָמִי
(ויקרא כ"ג מ)

"И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые, ветвь дерева густолистого и ив речных, и веселитесь перед Господом, Богом вашим семь дней". (Ваикра 23:40).

Вот перед нами первоисточник, в котором только пальма указана точно, а все остальные названия растения в древности были безусловно известны, но или неточны или не совпадают с современными названиями. Первоисточник не называет ни лулав, ни этрог, ни мирт. А с ивой есть еще больше проблем, о которых ниже. Мы называем их, опираясь на традицию и можем поискать еще какие-то свидетельства или мнения для определения этих растений. Но об этом дальше, а пока поговорим о четырех видах вместе.

Иудаизм был весьма прагматичен в выборе четырех растений для праздника Суккот. В Эрец-Исраэль не было проблемы достать все 4 растения в древние времена. Считается, что этрог здесь выращивали, а остальные три росли в диком виде. Хотя пальмы были и культурные в больших количествах.

Можно сказать точно, что четыре вида растений в современном виде точно были известны во 2в.н.э.


Медальон сделан на основе монеты времен Восстания Бар Кохбы (132-136гг н.э.). На монете изображен Храм (слева) и справа четыре вида растений (лулав, мирт, ива, этрог). Этот медальон находится на фасаде здания, в котором когда-то располагалось отделение Англо-Палестинского банка в Хайфе. Постройка нач. 20 годов прошлого века. Архитектор Александр Бервальд. Это изображение было использовано и современных на монетах: старой израильской лире и 10 агорот.

Есть древнее историческое свидетельство использования четырех видов.
Записка Бар-Кохбы (135гг.н.э) главам общин Эйн-Геди и Кирьят-Аравая, где он просит прислать четыре вида растений в его главный лагерь. Значит и восставшие праздновали Суккот.


מאת מקור, שימוש הוגן, קישור

Сам праздник Суккот происходит в преддверии нового сельскохозяйственного года, а его успех в те времена в Эрец Исраэль напрямую зависел от воды.
У всех 4х растений есть связь с водой:
-ива она в Торе называется "речная ива" чаще всего растет у проточной воды.
-ветвь дерева густолиственного - мирт - вечно зеленый кустарник. В природе мирт растет в средиземноморских рощах, во влажной тени и нуждается в дождях и росе.
-финиковая пальма - дерево пустыни, но растет только там, где есть подземные воды, как пресные так и солоноватые. У пальмы очень длинные корни, которые добираются до подземных вод.
-этрог растет на орашаемых землях и требует полив водой высокого качества.
Таким образом 4 вида представляют виды источников воды, которые были доступны растительности Эрец-Исраэль во времена существования еврейских царств. Идея в том, что 4 вида выражают использование разных водных источников, которые позволяли вести сельское хозяйство в древности в Эрец-Исраэль. Что поделать, но не было тогда ни капельного орошения, ни очистки сточных вод, ни опреснения... Можно было рассчитывать только на то, что давала природа да на свои рабочие руки.

О проблемах как достать 4 вида к Суккоту говорили еще во времена существования древних еврейских царств. Если евреи жили в Европе, а не в Эрец-Исраэль, достать растения им было сложно. Еще тогда писали, что отцы оставляли сыновьям в наследство сухие этроги. У них не было и свежих лулавов. И это еще во времена Храма, когда евреи жили не так далеко от Эрец-Исраэль, где росли пальмы. После разрушения Храма евреи оказались в местах, где пальмы никогда не росли. Плиний старший писал, что в Италии не выращивали пальмы как сельскохозяйственное растение. Пальмы росли только на островах Крит, Кипр, Сицилия.
После разрушения Второго Храма евреи оказались в рассеянии в Европе и им приходилось потрудиться и заплатить большие деньги, чтобы добыть растения к празднику.
С началом галута начались самые большие проблемы с получением четырех видов. Особенно большие проблемы были в еврейских общинах Восточной и Центральной Европы.
Из документов известно, что было сложно достать свежие лулавы в 12 и 13вв. После этого с развитием международной торговли не было проблем с покупкой четырех видов.
Но и торговля спасала не всегда. Были времена, когда на всю общину был только один набор из 4х видов растений, и все стояли в очереди в синагоге, чтобы сказать благословение держа в руках эти растения.

Традиция говорит о том, что на праздник надо иметь один этрог, один лулав, 3 ветки мирта и 2 ветки ивы. В разных еврейских общинах могут быть вариации количества веток.



Религиозный еврей, живущий в Европе, был счастлив с гордостью показать своим друзьям чудесный этрог, который ему удалось добыть. Это работа художника Альфонса Леви, конец 19в., изображающая эльзасского еврея держащего в руках 4 вида растений. Посмотрите, сколько восторга на лице у человека, он явно смотрит на этрог.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)



По мотивам этой работы сделана и серебрянная тарелка, которую можно увидеть в Музее эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)

"Суккот", автор Leopold Pilichowski, 1894/95


By Leopold Pilichowski - easyart.com, Public Domain, Link



Поздравительная открытка к Рош Ашана с видами Эрец-Исраэль, а также с 4мя видами растений к празднику Суккот.
Конец 19 - начало 20 века, Музей Эрец-Исраэль.



"נטילת לולב", автор Борис Шац, основатель академии Бецалель. Из монографии "Борис Шац, жизнь и творчество", 1925г.



Раввин д-р Яков Алишковский и раввин Меир Берлин выходят из Большой синагоги после акафот. Тель-Авив, 1928г.
Выставка фотографий Шимона Корбана в Мигдаль Шалом (Тель-Авив).

Еврейская традиция говорит, что четыре вида растений, которые необходимы для исполнения заповеди праздника Суккот (нетилат-лулав) символ народного единения. Четыре вида вместе еще называют лулав, подчеркивая важность самого лулава.
В использовании 4 растений вместе подчеркивается важность сближение сердец и объединение народа.



Замечательная фотография неизвестного автора, неизвестного года и места. Выставлена в Музее Израиля (Иерусалим). А я еще ругаю провинциальные музеи за отсутствие этикеток... В Музее Израиля сейчас целая выставка фотографий без подписей...

В Суккот берут эти четыре вида и соединяют их. Лулав (набор растений) считается кашерным лишь тогда, когда в нем есть все четыре вида. Если хотя бы одного составляющего не хватает, это уже не лулав. Это учит нас тому, что мы должны смотреть на еврейский народ, как на общность, действующую совместно.
Мудрецы говорят, что растения символизируют евреев, находящихся в разных степенях близости к еврейству. Отличия растений - во вкусе и запахе:
-У этрога есть и вкус, и аромат, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой и творящие добро.
-Лулав - пальма, у плода которой, финика, есть вкус, но нет запаха, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой, но не совершающие добрых дел.
-Мирт благоухает, но не имеет вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, совершающие много добрых дел, но не занимающиеся Торой.
-Ива не имеет ни запаха, ни вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, не занимающиеся Торой и не преуспевшие в добрых делах.
Возможно, есть люди, неприятные нам, несмотря на это, мы должны иметь с ними дело. Мы не можем просто выбросить конкретных людей из нашего мира или сказать, что они не принадлежат к нам. Человечество - одно невидимое объединение. Осознание этого факта - основа счастья, потому что, осознав, что все мы связаны, мы сможем быть более терпимыми и толерантными друг к другу.

Существует большая разница в критериях кашерности 4 видов в древности и в наше время. В наше время усиливается тенденция чрезмерной строгости при поиске четырех видов, особенно этрогов. И этому есть простое объяснение - выбор товаров на рынке четырех видов к празднику просто огромен. На помощь традиции приходят самые передовые технологии сельского хозяйства и способы хранения растений. Можно позволить себе выбирать самое лучшее.

Это небольшой базар в Хайфе. Он, как говорится, для "чайников". В религиозных районах явно есть свои базары, а этот для тех, кто просто хочет приобщиться к празднику.



Здесь считанное количество прилавков. Продавцы молодые, да и покупатели разные.

3 вида можно купить в обычном наборе на базаре и не заморачиваться покупкой каждого отдельно. Но для того, кто хочет найти самый-самый правильный кашерный лулав или самые кашерные ветки мирта и ивы это не годится.
Их поиск очень тщательный. Это поиск мирта.


מאת Aviad2001 - נוצר על ידי מעלה היצירה, CC BY 3.0, קישור



Сфотографировала на базарчике, четыре вида в одном кадре.
Этрог в коробочке, лулав самый длинный, с небольшими листиками - мирт, а с длинными листиками - речная ива. Веточки, правда, подвядшие.

Еще несколько изображений с четырьмя видами растений.



Плакат из магазина при Институте Храма в Иерусалиме.



Гуш-Катиф, акафот, видимо, 2004 год.



Акафот в празник Суккот. Автор фото Марко Йона, Музей итальянского еврейства (Иерусалим)

Ветви пальмовые

В Торе речь о лулаве даже не идет. Само слово лулав появилось только в 1в.н.э.. Как выглядели до этого ветви пальмовые (כַּפֹּת תְּמָרִים), используемые в Суккот, я не нашла.

Но сначала о самой пальме.
Пальма, о которой мы говорим - Финик пальчатый (Phoenix dactylifera תמר מצוי), собственно финиковая пальма (настоящая финиковая пальма). Есть и другие виды финиковых пальм.

В древности в Эрец-Исраэль росли только эти финиковые пальмы. В те времена не было в Эрец-Исраэль финиковых пальм других видов, которые теперь распространены как декоративные или садовые растения. Финиковая пальма всегда была и есть культовым деревом Леванта.
Мало какое растение использовали полностью, как финиковую пальму. Ее плоды съедали; молодые побеги использовали в качестве лулавов; листья служили покрытием для шалашей, которые строили в праздник Суккот; из волокон ствола вили веревки, древесину использовали при строительстве домов, стволы высохших пальм использовали как трубы. Сейчас, как вы понимаете, часть этих использований уже не актуальна.

С ботанической точки зрения лулав - нераскрывшийся пальмовый лист, не ветвь. У пальмы есть только листья. У финиковой листья перистые. Но мы не будем придираться к Торе за незнание современной ботаники. В те времена еще не было ботаники как науки. А вот современные авторы вполне могли бы и почитать соответствующую литературу, чтобы писать или переводить грамотнее.

В древние времена не было проблемы достать лулав к празднику. Пальмы были очень распространены в Эрец-Исраэль в диком виде и росли в долине Иордана, в Араве, на побережье Средиземного моря.
Кроме того, в древней Иудее финиковые пальмы выращивали в течении долгого времени. Их культивировали ради плодов и тени, которая спасала от солнца. В Иудейском царстве 3000 лет назад и вплоть до начала новой эры пальмы давали хороший урожай. Царь Давид назвал свою дочь Тамар в честь финиковой пальмы (так пальма называется на иврите). Пальмы были символом благополучия Иудеи.

Лулав самый уважаемый из четырех видов растений. Все четыре растения вместе называют лулав. Лулав часто изображают и отдельно от четырех видов. Остальные растения самостоятельно появляются гораздо реже.
Менора, шофар и лулав вместе - часто встречающиеся изображения.


Кольцо с изображением меноры, шофара и лулава. 4в.н.э.
Музей Гехта в Хайфском университете



Табличка из римских катакомб с изображением традиционных еврейских символов: меноры (семисвечника), шофара, лулава) и сосуда с оливковым маслом. 3-4в.н.э. (?)



Менора, шофар и лулав. 5в.н.э.
Напольная мозаика синагоги в Ципори

Лулав придает четырем видам вместе хорошо узнаваемую внешность, он самый заметный. Поэтому не зря все 4 вида вместе называют "лулав".

Также интересен вопрос о лулаве, должен ли лист пальмы быть закрыт или открыт. Археологические находки монет времен Первой иудейской войны и мозаики из древних синагог показывают и тот и другой вариант. Можно предположить, что художники, стремясь улучшить красоту изображаемого предмета, могли лулав улучшить, т.е. развернуть лист. Нераспустившийся лист выглядит как палка или как сабля.



Лулав. Монета времен восстания Хасмонеев 128-37гг.д.н.э.. Музей Гехта, Хайфа



С одной стороны монеты пальма, с другой этрог между двумя лулавами, 68-70гг.н.э.
Монеты времен царя Ирода. Музей Гехта, Хайфа



Лулав. Монета времен восстания Бар-Кохбы (132-135гг.н.э). Музей Гехта, Хайфа



Менор, лулав и шофар. Надпись "Мир Израилю".
Синагога "Мир Израилю". Она получила это имя благодаря данной мозаике. Йерихо, 7 в.н.э.
Музей мозаики "Постоялый двор доброго самаритянина"



Бейт-Шеарим, захоронения, 3-4вв.н.э.



Еврей с четырьмя видами растений, обратите внимание на лулав, он не такой, как принят сейчас.
Работа художника Альфонса Леви, конец 19в.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)

Еще один пример раскрывшихся лулавов.


By Wolfgang Sauber - Own work, CC BY-SA 4.0, Link

В наше время в природе финиковая пальма растет в оазисах в Эрец-Исраэль, в Иорданской долине, на севере Синайского полуострова.

Был период в прошлом, когда лулавы, продаваемые в Израиле, импортировали из Египта. Теперь почти все лулавы выращиваются в долине Бейт-Шеана, в Иорданской долине и в Араве. Там есть специальные плантации на которых выращиваются только лулавы.



Ящик с лулавами на базаре, где продают 4 вида растений к Суккоту.



У дамы справа в руке упаковки с набором из 3 видов: лулав, мирт и ива.

Лулав не раскрывшийся пальмовый лист, который неправильно называют ветвью. До последнего времени большую часть лулавов срезали с финиковых пальм, на которых выращивали финики для еды. В последнее десятилетие начали выращивать специальный сорт пальм именно на лулавы, этот сорт называется "драй". Он характерен тем, что на нем появляется 40-60 лулавов в год, а главное эти лулавы имеют более высокое качество. Они также более длинные, чем у других сортов финиковой пальмы. Его цена также выше, чем у обычного лулава. Этот сорт сажают именно для выращивания лулавов, на его финики спрос небольшой.

Еще совсем недавно лулавы срезались за полтора месяца до праздника, и многие высыхали и плесневели. Сегодня можно срезать лулавы за полгода до праздника и сохранить их в хорошем качестве. Появились новые технологии хранения.

Срезать лулав надо очень осторожно, иначе можно нанести ущерб дереву. У пальмы листья выходят из одной точки роста, и если ее повредить, то дерево может погибнуть.
Каждый год местные советы борются с пиратами, срезающими лулавы с деревьев украшающих улицы городов.

Как добыть лулав, если пальма высокое дерево, достигает высоты 15-25 метров.

Есть способы, не требующие специальных приспособлений.


Так это делалось в 30-40е годы 20века. И я думаю, что и многие века до этого.
"Работа в пальмовой роще", Группа Кинерет, фотограф Нафтали Опенгайм, выставка "Люди Кинерета"



С помощью такой машины можно добраться до макушки пальмы в наши дни.

Я рассказывала о финиковой пальме подробно.

Плод дерева красивого

Прежде всего важно сказать, что Тора не называет конкретно этрог, сказано "плод дерева красивого". О конкретном фрукте нам рассказывает еврейская традиция.
"Плод дерева красивого" упоминается один раз среди 4х видов растений Суккота в Торе. Кроме того, никто точно не знает как и когда этроги попали в наши края.

"Плод дерева красивого" принято считать этрогом. А может быть речь идет просто об экзотическом культурном плодовом дереве, которое выращивалось в древности в Эрец-Исраэль? Невозможно спорить с тем, что цитрусовые - очень красивые деревья, а уж как пахнут их цветы... Кто хоть один раз был в цитрусовом саду во время цветения, никогда это не забудет.
Споры об определении этрога существовали среди духовных лидеров иудаизма на протяжении долгого времени.

Некоторые источники пишут, что этрог происходит из юго-восточной Азии и в наших краях он растет только при постоянном поливе и тщательном уходе.
Есть те, кто считает, что хотя родина этрога Индия, но он попал в Персию, Арам-Наараим, Израиль и Египет в глубочайшей древности. При археологических раскопках Древнего Вавилона были найдены косточки этрога относящиеся к 4000г.д.н.э., при раскопках египетских захоронений были найдены этроги, относящиеся к 1500г.д.н.э.
Есть версия, что этрог попал сюда с войсками Александра Македонского в 4в.д.н.э.
Хотя у меня нет изображений относящимся ко временам до нашей эры, но есть начало нашей эры. Сейчас на основании изображений на монетах и древних изображениях становится ясно, что речь идет о плоде, который в наше время называется этрог.

Давайте выясним, кто же такой этрог с ботанической точки зрения. По русски правильно он называется цитрон, цедрат (Citrus medica), растение рода Citrus семейства рутовых. Разновидность, о которой у нас идет речь, Citrus medica var. Ethrog Engl., этрог, אתרוג .
Этрог небольшое колючее дерево высотой до 3 м.
Этрог имеет самые крупные плоды из всех цитрусовых. Их длина составляет 12-40 см, диаметр - 8-28 см.
В 2006 году в заповеднике Неот-Кедумим на одном из деревьев вырос этрог весом 4кг, который был внесен в книгу рекордов Гинесса.
Плоды этрога продолговатые, цвет может быть от зеленого до жёлтого и на иврите в Средние века существовало специальное название такого цвета "этроговый".
Этроги - плоды обладают необычайно толстой (2,5-5 см) кожурой.
Здесь мы видим два сорта этрогов в разрезе, справа "Хазон иш-Гальперин", слева - йеменский этрог. У обоих очень толстая кожура.


מאת סול במול - נוצר על ידי מעלה היצירה, CC BY-SA 3.0, קישור.

Этрог - достойный представитель рода Цитрусовых - вечнозеленое растение, с цветами, обладающими невероятным запахом. Цветки белые, крупные, одиночные или в соцветиях, обоеполые или функционально мужские.

Внешность этрогов настолько характерна, что их сложно с чем-то спутать. Этрог не должен быть круглым, как лимон. У этрога своя характерная форма, сами посмотрите. У этрогов разных сортов форма разная. Они имеют выступы и пупырышки.


By Yankelowitz - Own work, Public Domain, Link

Посмотрите на старинные монеты, этрог легко узнаваем, его сложно перепутать даже с другими цитрусовыми.



С одной стороны монеты пальма, с другой этрог между двумя лулавами, 68-70гг.н.э.
Музей Гехта в Хайфском университете



Этрог
Монета времен восстаний Бар-Кохбы (132-135гг.н.э).
Музей Гехта в Хайфском университете

Вот такой характерный этрог, я бы сказала, с талией, изображен на монете времен Восстания Бар Кохбы и на полу синагоги в Бейт-Альфа, который я покажу ниже.


By Yankelowitz - Own work, Public Domain, Link



Синагога Бейт-Альфа 6в.н.э. Этроги легко найти, они находятся как раз напротив пасти каждого из двух львов.
Над менорой и между львами - изображения ритуальных предметов - лулав, этрог и сосуды для воскурения фимиама.

Этроги всегда были очень дороги и их надо было хранить в течение всего праздника. Для хранения имелись замечательные коробочки, сделанные с большим вкусом. Сейчас их можно увидеть в музеях. Большинство коробочек, которые мне удалось сфотографировать, относится к 19 веку и сделаны из серебра.



Вот пример коробочки для этрога из Эльзасского еврейского музея (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller). Тоже 19в.

Этрог - самый знаменитый из 4х видов растений Суккота, и один из выдающихся еврейских ритуальных предметов. Этрогу посвящено много легенд и сказаний. Религиозный человек получает огромное удовольствие в процессе поиска идеального этрога, такого, который будет соответствовать заплаченным за него деньгам.



Изображение 18(?) века. Как видите, еврей торжественно шествует в Суккот в синагогу, в правой руке сжимает этрог, в левой - лулав, мирт и ива.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).

Хочу вкратце пересказать одну знаменитую хасидскую притчу, рассказывающую о конкретных людях и о покупке этрога. Она дает представление о ценах в конце 18в., в окрестностях Львова, который тогда назывался Lemberg и входил в состав Австрийской империи Габсбургов. Главный герой - хасидский адмор Ури из Стрелиска (1757-1826).
Я бы это назвала эту притчу "Лошадь по цене этрога".
История произошла, когда Ури был очень молод и работал меламедом (учителем) в деревне Янев. У него уже была семья, которая с трудом сводила концы с концами. Но для Ури был очень важен хороший этрог к Суккоту и он целый год копил деньги. В праздник все приходили к Ури смотреть на его этрог, чтобы хотя бы раз произнести на него благословение. Ури хотел, чтобы вся его деревня знала, что его этрог самый лучший. Собрал он с помощью жестокой экономии 50 злотых, чтобы пойти во Львов на большой базар, где к празднику продавали четыре вида растений. Он отправился пешком, чтобы сэкономить деньги. По дороге остановился в придорожной гостинице отдохнуть. И тут услышал истошные крики, которые доносились с улицы. Выйдя на улицу он обнаружил извозчика, который рыдал около только что сдохшей единственной лошади. Извозчик рыдал и кричал, что теперь его жена и дети умрут от голода, так как он не сможет заработать денег. Вышел на улицу и хозяин гостиницы, который тут же предложил продать лошадь за 80 злотых. Ури подумал, что у него есть 50 злотых на этрог и за эти деньги он может попробовать спасти целую семью... Он стал торговаться и сторговал лошадь за 45 злотых. За оставшиеся 5 злотых он купил самый простой кашерный этрог, и чтобы не позорится в своей деревне, пошел на праздник в Лежайск, в общину адмора Элимелеха из Лежайска (1717-1787), где его никто не знал. Он сел в дальнем углу и старался, чтобы его никто не заметил. Но оказалось, что адмор Элимелех из Лежайска уже знал о благородном поступке Ури и сказал, что его скромный этрог имеет райский запах...

В наше время с этрогами нет никаких проблем, их может купить каждый желающий, как дорогие так и дешевые.


На современных базарах к празднику этроги продаются в коробочках и без.

Об этрогах я подробно писала тут

Благодаря дурацким ограничениям жж на размер постов, мне приходится разделить этот пост на 2 части.

Часть 2

еврейское, растения

Previous post Next post
Up