Мертвое море для любителей активного отдыха: часть первая, музейная.

Sep 28, 2014 11:08



Вот не люблю я пляжно-матрасный отдых. Даже живя в стране, где есть несколько морей.
Именно поэтому, когда я получила приглашение на двухдневную экскурсию в районе Мертвого моря, каждые два часа новый туристический объект в сорокаградусную жару, я сразу поняла, что это моё:)
Не смотря на то что в этом районе я была уже очень много раз и с экскурсиями и без, оказалось, что я увидела много нового. Кроме того, я ехала на Мертвое море необычной для себя дорогой, через Иерусалим, той самой дорогой, о которой написала Номи Шемер в своей знаменитой песне "Золотой Иерусалим":

נשוב נרד אל ים המלח
בדרך יריחו

"...Снова будем спускаться к Мертвому морю Йерихонской дорогой". Простым языком это дорога №90.
Объектов было много, так что будет эпопея во многих частях:) Сначала музей мозаики "Постоялый двор доброго самаритянина" или как его еще называют "Музей доброго самаритянина". Туда мы заехали именно благодаря дороге №90.





Это относительно новый музей, он открылся в 2009г. Это единственный в своем роде музей мозаики в Израиле, да и в мире, говорят, таких музеев немного.
В музее собраны мозаики найденные в развалинах древних синагог и христианских церквей на территориях Иудеи, Самарии и Газы. Мозаики были собраны сюда из тех мест, где их сохранность не была гарантирована.
Часть экспозиции находится внутри здания, а часть - снаружи, на улице. Кроме мозаик в музее представлено какое-то количество артефактов и из других мест.
Музей находится недалеко от Маале Адумим. Он расположен в том самом месте, где, по преданию, произошла евангельская встреча с "добрым самаритянином". В византийскую эпоху на этом месте была воздвигнута церковь, но и в более ранние эпохи, начиная с древних времен, в этом месте жили и молились люди - здесь есть и развалины синагог, и пещеры первобытного человека, и артефакты эпохи Второго храма.



Внутри музея

Часть экспонатов аутентичны, часть - копии.

Экспонаты из еврейских синагог.



Маген-давид встречает нас у входа в музей. Он найден на городище es-Simadi.

В этом музее мне нехватало датировки экспонатов. Что-то я нашла в сети, а что-то - нет:( При том, что у меня сфотографированы почти все таблички.



Царь Давид играет на лире. Копия.
Синагога в Газе. Ориентировочно 6 в.н.э.



Изображение меноры с надписью "Мир Израилю".
Синагога "Мир Израилю". Она получила это имя благодаря данной мозаике. Йерихо, 7 в.н.э.



Мозаики были и чисто текстовые. Текст на иврите.
Синагога Сусия, 4-7 вв.н.э.



Синагога в Сусие.



Изображение меноры из Хирбет ед-Даша.



Текст на древнем иврите и на арамейском с горы Гризим.



Текст на древнем иврите с горы Гризим.

Экспонаты из самаритянских синагог.
Кто такие самаритяне? По их утверждению - истые потомкам колен Леви, Эфраима и Менаше - сыновей Иосифа.
Но мнения насчет происхождения самаритян различны. Еврейская традиция рассматривает их как пришлые племена, которые были переселены сюда ассирийцами (проводившими политику перемешивания народов) и усвоившими, с некоторыми искажениями, местную религию и обычаи. Исторические данные примерно подтверждают эту версию. При этом однозначно и то, что частично они все же перемешались с еврейским населением.
История самаритян неразрывно связанна с историей еврейского народа. Это один из немногих древних народов, который сумел сохраниться. Но нас все-таки Б-г жалел больше и доказательство тому, что к началу 20 века самаритян осталось 100 человек. В наше время ситуация существенно лучше, их 750 человек, половина живет на горе Гризим, а половина - в Холоне. Еще о самаритянах тут



Реконструкция самаритянской синагоги в Эль-Хирбе, 4в.н.э.



Напольная мозаика из Эль-Хирбе. Изображена менора, под ней совочек, которым собирали золу на жертвеннике.
В середине стол, а дальше в разных источниках по-разному, в одних самаритянский Ковчег завета, в других самаритянский синагогальный ковчег.
Надпись на греческом.



Вот менора с совочком по-крупнее.

А вот металлический совочек, найденный при археологических раскопках.



Я его сфотографировала во время экскурсии по мастерским Управления древностей.

Самаритянская синагога Хирбет Самара.
Находится около современного поселения Эйнав. Построена в 4в.н.э. на развалинах более раннего римского сооружения. В напольной мозаике использованы элементы, характерные для еврейских синагог: изображение Храма.



Реконструкция синагоги.



Реконструкция мозаики.













Изображение винограда. В этой мозаике множество изображений растений... Вот если бы еще понять, что это за растения:) В мозаиках, обычно, изображали то, что видели.



Здесь растения:) Про левое я бы сказала, сальное дерево, но сомневаюсь, что у нас тут такие тогда сажали:) Второе сосна пиния, по мнению Википедии. Четко изображены шишки этого дерева.



Это тоже очень загадочно:)



На плакате показаны консервация и восстановление мозаик.

Во дворе выставлены мозаики из церквей и другие артефакты. Наверно, все относятся к 4-6 вв. н.э.
Много мозаик с геометрическим или растительным рисунком.









Здесь кроме растений есть и птицы.











Совсем простой рисунок.





Древний каток для уплотнения штукатурки на крышах и полах. Античный период, гора Гризим.



Водосборник времен Второго Храма.

Те, кто интересуется мозаиками, может посмотреть мои посты:

В погоне за древностями: миллионы очень маленьких камешков....

Ципори, мозаики

Ципори: неправильная синагога?

Остальные части этой поездки:
Каср-Эль-Яхуд и Дейр Хиджле
Ресторан Лидо и заповедник Эйнот-Цуким
Гостиница Дэйвид-Ризорт, прогулка по ручью Бокек и бот. сад кибуца Эйн-Геди

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

музей, синагога, Израиль, экскурсии

Previous post Next post
Up