Собираясь поехать в Рим, город в котором еврейская община существует более 2000 лет, я с удивлением обнаружила очень небольшое количество рассказов об этой удивительной общине и о еврейском гетто Рима на русском языке. О римском гетто рассказы совсем короткие и поверхностные, которые ввели меня в удивление. Ведь не может быть, чтобы в таком непрерывно существовавшем городе не осталось бы никаких следов евреев, которые жили там почти на протяжении всей его истории. И оказалось, что как раз все наоборот - во многих музеях и районах города можно найти затерявшиеся следы этой упрямой еврейской общины, начавшей свою историю еще до разрушения Второго Храма, жившую в Риме на протяжении его античных времен, Средневековья, Возрождения и дожившей до наших дней, не смотря на Катастрофу европейского еврейства во время Второй мировой...
Я уж не говорю о том, какую роль Рим сыграл во всей еврейской истории.
Это далеко не все, что есть в Риме на еврейскую тему. Это то, что мне удалось собрать за неделею туристического отдыха. В конце-концов, я не исследователь по теме "Слон Рим и еврейский вопрос"
Первое упоминание о евреях в Риме, это упоминание о послах Иехуды Маккавея, заключивших с сенатом Римской республики договор, относится к 161 г. до н. э. Вероятно, в это время какое-то количество евреев уже постоянно жило в Риме и это были еврейские торговцы, приезжавшие сюда из Александрии.
В 1 в. до н. э. евреи селились в основном на правом берегу реки Тибр, где образовался еврейский квартал, сейчас этот квартал называется Трастевере.
В 4 г. до н. э. 8 тыс. евреев Рима сопровождали по улицам города делегацию из Палестины, приехавшую после смерти Ирода I просить сенат о низложении Идумейской династии. Есть те, кто считает, что в те времена в Риме жило уже 20-40 тысяч евреев. Хотя эти последние цифры вызывают некоторое сомнение:) Для сравнения: сейчас в Риме живут 15.000 евреев.
Октавиан Август (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.), сфотографировала в Национальном римском музее - палаццо Массимо (Museo Nazionale Romano - Palazzo Massimo alle Terme)
В период правления в городе существовали синагоги. По распоряжению Августа евреям ежемесячно выдавалось зерно, как и остальным жителям города; если это происходило в субботу, то для евреев выдачу переносили на следующий день. Необыкновенно либеральное отношение к евреям, если сравнить со Средневековьем.
Римская империя всегда разделяла свое отношения к евреям, жившим в Риме и к войне, которую Рим вел с Иудеей.
Император Тит (39-81г. н.э.), бюст из Капитолийского музея.
В честь победы над Иудеей, Веспасиан, отец Тита, в период с 69 по 79гг. выпустил монету, знаменитую IVDEA CAPTA - "Поверженную Иудею", которую я сфотографировала в Национальном римском музее - палаццо Массимо (Museo Nazionale Romano - Palazzo Massimo alle Terme). Эту монету мы обнаружили в двух (!) вариантах.
Обратите внимание, на этой монете римлянин победитель изображен больше захваченной грустной Иудеи. Все логично.
А на этой монете, аналога которой я не нашла в сети, захваченная Иудея гораздо крупнее завоевателя, что странно со всех точек зрения. Вообще, эта курпулентная Иудея мне нравится больше общепринятого варианта. Долго ее рассматривая, я обнаружила, что на ее лице играет ехидная ухмылка по поводу стоящего за пальмой мелкого завоевателя. Может она видит на пару тысяч лет вперед?:)
Монет таких выпущено было много и в разных местах, понятно что не было единой формы и были разнообразные вариации.
Это сам Веспасиан (9-97гг.), отец Тита. Сфотографировала в Капитолийском музее.
Он построил знаменитый Колизей, на постройке которого трудилось 100.000 пленных, захваченных в Иудее.
Вот и сам Колизей, построенный рабами из Иудеи.
Вообще, удивительно, насколько огромная Римская империя гордилась победой над крошечной Иудеей. Может быть причиной тому награбленные там богатства, позволившие построить Колизей? Или подсознательное ощущение, что это временная победа, пусть и на долгое время?
Тит, уже во время своего правления в 79-81гг., снова выпускает монету IVDEA CAPTA.
Она похожа на монеты Веспасиана, но заметно отличается, и текст почему-то сокращен.
Но для празднования триумфа этого оказалось мало и император Домициан (51-96гг.), брат Тита и сын Веспасиана строит в 81г. триумфальную арку, Арку Тита, которая дошла до наших дней.
После поражения Иудеи евреям еврейскими законами было запрещено ходить под аркой.
Но в 17 веке каждого вновь избранного папу еврейская делегация должна была приветствовать под аркой Тита; папа принимал от евреев свиток Торы, а затем возвращал его в знак бесчестия.
После образования государства Израиль, в Рим приехала специальная делегация, которая прошла под аркой в обратном направлении движению триумфаторов. В отдельных источниках говорится, что это были евреи Рима.
Конечно, это был символический жест. Но он имел огромный смысл для всех евреев, имхо.
Кроме того, я слышала, что находясь около арки еврею полагается плюнуть, что мы, кстати и сделали:)
Для нас важен один из барельефов арки, изображающий триумфальное шествие победителей с богатой добычей и пленными.
Само триумфальное шествие очень подробно еще в 70г. описал Иосиф Флавий в своей книге
"Иудейская война":
"...с наступлением же утра Веспасиан и Тит появились в лавровых венках и обычном пурпуровом одеянии и направились к портику Октавии..." Обратите внимание на портик Октавии - это место всегда играло важную роль в жизни евреев Рима.
"...Великолепное убранство их одновременно восхищало и поражало; многие были обвешаны золототкаными коврами и на всех их были установлены художественные изделия из золота и слоновой кости. Множество отдельных изображений чрезвычайно живо воспроизводило войну в главных ее моментах. Здесь изображалось, как опустошается счастливейшая страна, как истребляются целые толпы неприятельские, как одни из них бегут, а другая попадать в плен; как падают исполинские стены под ударами машин; как покоряются сильные крепости, или как взбираются на самый верх укреплений многолюднейших городов, как войско проникает через стены и наполняет все кровью; умоляющие жесты безоружных, пылающие головни, швыряемые в храм, дома, обваливающиеся над головами своих обитателей, наконец, после многих печальных сцен разрушения, водяные потоки,-не те, которые орошают поля на пользу людям или животным, а потоки, разливающиеся по охваченной повсюду пожаром местности. Так изображены были все бедствия, которая война навлекла на иудеев.... Предметы добычи носили массами; но особенное внимание обращали на себя те, которые взяты были из храма, а именно: золотой стол, весивший много талантов, и золотой светильник, имевший форму отличную от тех, какие обыкновенно употребляются у нас. По самой средине подымался из подножия столбообразный стержень, из которого выступали тонкая ветви, расположенная наподобие трезубца; на верхушке каждого выступа находилась лампадка; всех лампадок было семь, символически изображавших седмицу иудеев. Последним в ряду предметов добычи находился Закон иудеев."
Интересно, что Флавий первый описывает 7 ветвей меноры в честь 7 дней недели. Больше нигде это не описано. Но сам Флавий происходил из коэнов, так что будем надеяться, что он знал, что писал:) Под Законом иудеев имеется в виду Тора.
Видимо так выглядел портик Октавии во времена триумфального шествия, когда вдоль него гнали евреев-пленных и торжественно вышагивали победители.
Еврейское население Рима не пострадало во время Иудейской войны, наоборот, его численность значительно увеличилась за счет евреев, взятых в плен Титом. Часть вольноотпущенных рабов селилась рядом с уже жившими в Риме евреями. Евреи Рима занимались разнообразной торговлей, как мелкой, так и крупной: ввозом хлеба, было много ремесленников: портных, мясников и т.д.; были и представители свободных профессий (актеры и художники).
Император Адриан (117-138 гг. н. э.), сфотографировала в Капитолийском музее. Его нельзя его не помянуть недобрым словом. На его счету решение построить языческий город на месте разрушенного Иерусалима, который он назвал Элия Капитолина и подавление восстания Бар-Кохбы. А на вид такой зайчик...
Его антиеврейские законы, видимо, не распространялись на Рим, еврейское население которого выросло за счет пленных, привезенных сюда после подавления восстания Бар-Кохбы.
Рассказывают, что каждый год в годовщину падения Бейтара, 9-го ава, идеолог боевой организации «Лехи», профессор истории
Исраэль Эльдад приходил в музей Израиля, подходил к бронзовому бюсту Адриана, подавившего восстание Бар-Кохбы, и спрашивал: «Где ты и где мы?» Ответа, конечно же, он не получал....
Император Каракалла (188 - 217), сфотографирован в Национальном римском музее - палаццо Массимо (Museo Nazionale Romano - Palazzo Massimo alle Terme).
В 212г. он предоставил римское гражданство всем свободным жителям империи, в том числе и евреям, которым даже разрешили занимать должности в государственном аппарате; иудаизм был разрешенной религией.
В катакомбах Рима сохранились надписи, рассказывающие о жизни евреев того времени. Большинство из них сделано на греческом языке - разговорном языке евреев Римской империи.
Вот такие таблички я сфотографировала в Капитолийском музее:
Это надпись 3-4 века нашей эры, сфотографирована в Капитолийском музее. Написано "Здесь жил Амиас, еврей из Laodicea. Он прожил 85 лет. Шалом" Весь текст написан на греческом, кроме "шалом". Шалом написан на древнем иврите и нарисована менора.
Еще одна табличка из катакомб с изображением традиционных еврейских символов:
меноры (семисвечника),
шофара (рога), лулава (пальмовой ветви) и сосуда с оливковым маслом.
Император Константина I (306-337), сфотографировала в Капитолийском музее.
В годы его правления, благодаря принятию им христианства, евреи, как и язычники, стали гражданами второго сорта, им были запрещены браки с христианами.
Захват Рима вандалами в 455 г. и его разграбление имели тяжелые последствия для всего населения Рима, в том числе и для евреев. Когда король Теодорих (493-526) образовал остготское государство в Италии, он даровал евреям ряд привилегий, приравнивавших их к остготам и римлянам.
После завоевания Рима Византией в 555 г. власть в городе фактически переходит в руки римских пап. С 756 г. Рим - столица Папской области. Судьба римских евреев определялась папской политикой, основы которой были заложены еще папой Григорием I (590-604). С одной стороны, он считал евреев гражданами второго сорта, которые должны подчиняться действующим антиеврейским законам, но в то же время требовал, чтобы их не притесняли, позволяли соблюдать все предписания иудаизма, и выступал против крещения насильственного.
Среди римских евреев в 8-12 вв. было много состоятельных людей: торговцев, финансистов, встречались даже землевладельцы. Они имели тесную связь с папским двором и ходатайствовали за своих единоверцев в других странах. В 10-13 вв. Рим был крупным центром еврейской учености. (
Отсюда)
С древних времен евреи Рима жили в районе Трастевере, на правом берегу Тибра. Следов еврейской жизни тут не осталось, хотя остались узкие улицы, как в Средние века.
Сменилось множество пап, которые относились к евреям то получше, то похуже, но в целом еврейская община Рима жила и развивалась.
До середины 16 в. она еще находилась в более благоприятной ситуации по сравнению с большинством еврейских общин Италии и Европы. Отношение к евреям заметно ухудшилось с начала Контрреформации, и папская политика наложения ограничений на евреев продолжалась более трех веков.
В день Рош АШана, 4 сентября 1553 г., были сожжены книги Талмуда и многие другие еврейские сочинения. Они были сожжены на площади Piazza Campo de' Fiori. Как известно,тот кто сжигает книги, на книгах не останавливается...
Так сегодня выглядит площадь Piazza Campo de' Fiori. На площади стоит памятник Джордано Бруно, которого сожгли на этой же самой площади в 1600г. Сейчас площадь превратилась в рынок, где продают фрукты, овощи, пасту и всякие местные продукты.
Папа Павел IV был возмущен, что рядом с христианами живут эти противные не верящие в правильного бога евреи и решил поселить их в зверинце гетто и создать им там такие условия, чтобы они сами, просто бегом бы, побежали креститься...
В 1555 г. папа Павел IV издал 14 предписаний: жить евреям следует на одной, единственной улице, запертой воротами, если обитателям места не хватает можно добавить ещё закрытые улицы, (таким образом образуется гетто) в этом закрытом пространстве может быть построена лишь одна синагога; всю недвижимость необходимо продать христианам, мужчинам надо носить особую шапку, а женщинам - шаль; не должно быть никакого общения с христианами, в частности запрещается иметь слуг - христиан, христиане не должны выражать евреям знаков уважения; евреям нельзя работать в христианские праздники; торговать можно только старьём и только внутри гетто, и там же разрешено ссужать деньги. Все эти предписания были действительны для всего папского государства; все привилегии были отменены. Эдикт сразу же был претворён в жизнь. Через две недели евреи надели жёлтые шапки, через два месяца на берегу Тибра были возведены ворота и стены гетто, через шесть месяцев у евреев не осталось недвижимого имущества. Попытка евреев откупиться - они предложили папе 40 тысяч скудо - была отвергнута. (
Отсюда)
По иронии судьбы или папа Павел IV хорошо знал историю Римской империи, но именно к тому самому портику Октавии, у которого прошло триумфальное шествие Тита с пленными евреями, евреи вернулись жить в римское гетто. Портик Октавии оказался в еврейском квартале и можно сказать, еврейская жизнь Рима происходила вокруг него...
Римское гетто не было первым еврейским гетто, первым считается
веницианское.
Вот в таком виде портик встретил евреев в гетто. Портик стал главным входом в гетто.
Уже в 8 веке в сам портик встроили церковь Sant Angelo in Pescheria, сохранившуюся до наших дней и игравшую важную роль в еврейской жизни. Сюда евреев насильно сгоняли слушать проповеди против иудаизма. Папы пытались заставить евреев принять христианство. Но упрямые евреи упорно цеплялись за свой иудаизм, не смотря на чудовищные условия жизни в гетто.
Григорий XIII в 1577 г. предписал евреям (не менее чем 100 мужчинам и 50 женщинам) каждую субботу присутствовать на проповедях, призывавших к обращению в христианство. Общине удалось добиться разрешения посылать на проповеди лишь около 10 человек; для этой цели стали подбирать глухих, однако вскоре обман был раскрыт, и власти возобновили прежние предписания. Кроме того, евреи вставляли в уши тампоны или заливали уши воском... борьба шла не на жизнь, а на смерть.
Внутри гетто находилось несколько церквей и непосредственно рядом с гетто были построены новые церкви исключительно для того, чтобы убедить евреев креститься.
Портик Октавии, 1664г., Jan Miel.
У портика со средних веков находился рыбный рынок: близость Тибра, речного порта были удобны для рыболовецких лодок, приходящих из Остии. Церковь Sant'Angelo стали называть церковь Sant'Angelo di Pescheria, Pescheria - рыбный рынок.
Все рыбные отходы с рынка выбрасывали за церковь. Бедные еврейские женщины приходили к церкви и собирали рыбные отходы, все что найдут: головы, кости, плавники и хвосты. Все это годилось только, чтобы сварить в воде и получить рыбный бульон. Теперь это одно из популярных блюд римской еврейской кухни.
В 17 веке римская община постоянно испытывала тяжёлый кризис. Поборы были непомерные, большинство профессий находились под запретом, банки были закрыты. Жители гетто существовали починкой тряпья и перепродажей старья. В гетто стоял мрак, застой, вонь. Люди вели почти растительный образ жизни, а рядом гораздо более благополучно жили христиане. Но евреи веру менять не хотели и все тут.
Портик Октавии, 1774г., Giovan Battista Piranesi
В 17-18 вв. на маленьком пространстве, которое занимало гетто, в условиях большой скученности проживало около десяти тысяч евреев.
Рыбный рынок у портика Октавии, центр гетто, 1860г.
Рыбный рынок у портика Октавии, 1870г., Benoist
Рыбный рынок просуществовал у портика Октавии до 1876 года, потом был перенесен в другое место.
Художник Этторе Розлер Франц узнав о решении властей Рима о модернизации города в соответствии с современными санитарными и архитектурными нормами, создал серию эскизов, акварелей и фотографий зданий, которые предполагалось снести. Благодаря ему остались свидетельства жизни в гетто в конце 19 века.
Портик Октавии, 1880г., Roesler Franz (
Википедия)
Переулок в гетто, 1880г., Roesler Franz (
Википедия)
Vicolo Capocciuto, 1880г., Roesler Franz (
Википедия)
Портик Октавии, предположительно конец 19 - начало 20вв. Фотография.
Портик Октавии в наши дни и встроенный в него средневековый дом.
Сейчас портик весь в лесах, идет реставрация.
Церковь Sant'Angelo di Pescheria благополучно существует на том же месте.
В эту круглую капеллу евреи тоже были вынуждены приходить, чтобы слушать христианские проповеди и поношения иудаизма.
Фонтан Черепах (Fontana delle Tartarughe) на площади Матеи стоит с конца 17 века. Он был единственным источником воды в гетто (есть авторы, которые утверждают, что он был одним из двух источников). В таком виде видели его евреи, жившие в гетто. Около этого фонтана находились одни из ворот гетто.
Так фонтан выглядит сейчас.
В гетто было запрещено строить синагоги, и поэтому одну действующую на момент запрета превратили в пять синагог разных направлений. вы же понимаете, что евреи не могут молиться вместе, т.к. принадлежат к разным направлениям иудаизма. Так синагоги выглядели на момент перестройки гетто (конец 19в.). Здание было снесено.
Такую карту гетто продают сейчас. Не знаю, кого времени эта карта, но думаю именно в таком размере гетто дошло до момента, когда городские власти решили сносить старые дома гетто.
часть 2 Инфа:
http://www.eleven.co.il/article/13523http://www.machanaim.org/history/europe-j/Italia.htmhttps://www.youtube.com/watch?v=JGGz5dtbGQYhttp://www.masa.co.il/article/4644/%D7%98%D7%99%D7%95%D7%9C-%D7%A9%D7%95%D7%A8%D7%A9%D7%99%D7%9D%3A-%D7%9E%D7%98%D7%99%D7%98%D7%95%D7%A1-%D7%9C%D7%97%D7%95%D7%9E%D7%95%D7%AA-%D7%94%D7%92%D7%98%D7%95/http://www.masa.co.il/article/4644/%D7%98%D7%99%D7%95%D7%9C-%D7%A9%D7%95%D7%A8%D7%A9%D7%99%D7%9D%3A-%D7%9E%D7%98%D7%99%D7%98%D7%95%D7%A1-%D7%9C%D7%97%D7%95%D7%9E%D7%95%D7%AA-%D7%94%D7%92%D7%98%D7%95/http://www.laboratorioroma.it/Sguardi/Ghetto/guida_ghetto.htm This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/