Мой адрес - не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз...

Apr 24, 2011 21:09

Из серии
"Ретро-статьи"
(парочка статей из тогдашней советской прессы -
разбавлено фотографиями на мой вкус):




***

Где начинается коммерция
(послесловие к фильму «АББА»)

В Сиднее дождь.
Гром и молния,
и свинцовые тучи над головой.
Но вот на сцене появляется четверка «супершведов»:
Аннифрид в блестящих трусиках, Агнета в умопомрачительном трико,
Бенни и Бьерн в золотых шарфиках.

«Привет, Сидней!
Мы заставим вас забыть про дождь!»
- обещает зрителям «АББА»,
и толпа испускает восторженный стон.

Под бодрящие аккорды
Фрида и Агнета стремительно мчатся по сцене,
«заводя» публику гимнастикой показного экстаза.
На их лицах -
масса косметики и эстрадно-кинематографического счастья...

image Click to view



Так начинается фильм,
повествующий о триумфальном пятилетней давности
турне шведской поп-группы
«АББА»
по Австралии.

Фильм длится один час сорок минут,
и все эти один час сорок минут
операторская камера цепко держит два плана:
ритмично подергивающиеся трусики-трико певиц
и искаженные судорогой восторга лица зрителей.

На гарнир к этим основным блюдам
подается история незадачливого репортера,
пытающегося взять интервью у известной группы.

«АББА» -
самый ходовой товар на рынке поп-музыки»,
- сообщает репортеру его предприимчивый шеф.

Ну, а товар,
пусть даже самый ходовой,
нуждается в рекламе.




И «АББА» получает рекламную «легенду»:
они очень просты, эти ребята из «АББА»,
они почти застенчивы!
Посмотрите,
как мило тушуется Фрида от нескромных опросов репортеров!

А Бенни - свойский парень!
Он даже собственноручно проверяет,
удобно ли будет зрителям сидеть на пластиковых стульях
во время концерта.
Он добродушно позирует с толстухой австралийкой
для любительского снимка!

Ну кто заподозрит в этих милых ребятах финансовых воротил,
прибравших к рукам производство велосипедов,
картинную галерею, нефтяные скважины, общественные бани
Стокгольма
и прочую доходную всячину?




Посмотрите, к примеру,
на Агнету.
Вот она на фото десятилетней давности -
невзрачная девица с дешевым перманентом и щербинкой между зубами.

Кто бы мог подумать,
что маленькая телефонистка автомобильной фирмы,
обернувшись блистательной поп-дивой,
не ровен час заткнет за пояс сам автомобильный концерн
«Вольво»!

Они такие же, как вы,
но только подретушированные деньгами и успехом,
уверяет легенда об «АББА».
Легенда,
рождающая в воображении обывателя
дразнящий мираж преуспеяния.

«Мы хотим «АББА»!»
- скандируют юные австралийки и австралийцы
с мученическими плачущими лицами
и протягивают руки к своим кумирам.




И «АББА» наклоняется к толпе,
позволяя прикоснуться к себе,
ощутить реальность их баснословного мифа -
слегка, кончиками пальцев...

А затем «боги» покидают Австралию
и держат курс на север.
И мы ждем,
что вот теперь-то на суровой земле Швеции,
в краю, где темны леса и светлы озера,
мы услышим наконец настоящую «АББА» -
услышим песни,
настоянные на прозрачной, кристально чистой гармонии
шведской народной музыки, услышим язык,
на котором говорили белокурые викинги, герои романтических саг.

Увы,
наши ожидания напрасны.
Ничего шведского в шведском фильме нет.
Низвергнувшись прямо с небес в очаровательный скромный коттеджик,
«АББА» приветливо машет нам ручкой...

image Click to view



Фильм «АББА» был изготовлен режиссером
Лассе Хальстрёмом
без особых творческих затей:
сначала он смонтировал кадры,
отснятые в австралийском турне,
а потом нашпиговал полученную концертограмму сюжетом о репортере.

В итоге весь сценарий уложился...
в пять страниц машинописного текста.
Получился рекламный ролик, верный законам своего жанра:
минимум мысли творческой - максимум мысли коммерческой.

Этот ролик прокатился, в частности,
и по нашим кинотеатрам.

И надо сказать,
оставил в недоумении немалую часть зрительской аудитории,
задавшейся резонным вопросом:
чего ради пригласил нас кинопрокат на это коммерческое шоу?

Предвижу ответ самый невинный:
развлечения ради...

И, действительно,
что дурного в том,
что зритель после трудового дня
развеется сладкозвучными песенками
да полюбопытствует на анатомическое строение
«звезд»?

Вроде бы ничего дурного.
Но мне лично этот вариант досуга
напоминает ситуацию в плохом ресторане,
когда услужливый официант,
забаррикадировав столик клиента «горючим»,
желает ему «приятного отдыха»,
отлично зная,
что клиент накачается и, не исключено,
очнется в вытрезвителе.

«АББА», фантомасы,
анжелики и «пустьговорящие» рафаэли
накачивают клиента на свой лад:
безвкусицей и пошлостью.

И самое удручающее,
что эта дешевая кинокарамель всякий раз подается на киноэкран
как основное блюдо -
заесть ее нечем.

Рядом с «АББА» не стоит в кинорепертуаре
ни одного мало-мальски серьезного,
ни одного значительного зарубежного музыкального фильма,
который дал бы зрителю возможность сравнения и выбора.

Уверена - не в пользу «АБВА».
Между тем, такие фильмы есть.
Не так давно на западном экране
с успехом демонстрировался мультипликационный фильм
«Желтая субмарина»,
соавторами которого были
«Битлз».

Фильм имел ярко выраженную антивоенную окраску,
острый социальный привкус.
Фильм «О, счастливчик!» -
полная сарказма и горечи
история адаптации личности в мире капитала,
рассказанная под аккомпанемент прекрасных баллад
Алана Прайса,-
мелькнул на экранах кинотеатров лет шесть назад
и бесследно исчез.

«Слышавшие» об этом фильме
и по сей день ищут его в киноафишах...
Этот список можно продолжить.

Я не знаю причин,
по которым названные фильмы прошли мимо наших экранов.
Думаю,
большинство зрителей пребывает в том же неведении.

Или хуже того - в приятном заблуждении,
что «АББА» - лучшее,
что есть сегодня в музыкальном кинематографе.

Ведь зритель,
особенно юный зритель,
доверчиво полагает,
что уж если выбрали за него,
то, несомненно, выбрали лучшее,
как же иначе?

Стало быть, и АББАлваниться не грех...
Я не знаю,
почему при выпуске лицензионного диска
Адриано Челентано
выбирается самая неинтересная его работа,
к тому же англоязычная,
тогда как певец этот стал знаменит
своими родными итальянскими песнями,
а не англоманскими.

image Click to view



Почему уже в третий раз с завидным упорством
выпускаются диски все той же
«АББА».
Хотя вместе с приятными мелодиями группы
тиражируются их сомнительные принципы:
прыгай и танцуй, найди себе богатого жениха,
деньги - все в этом мире!

Бенни Андерссон явно кривит душой,
когда уверяет шведского журналиста,
что они, «АББА»,
не вкладывают в свои песни ровным счетом никаких идей.

В их песнях есть одна сверхидея -
стать максимально ходовым товаром, угодить всем и вся,
чтобы, не приведи господи,
кто-то не прошествовал мимо «АББА» с застегнутым кошельком.

В репертуаре ансамбля -
ни единственной песни на родном языке.
Творческий почерк шведской группы
явно страдает английским наклоном...
К чему бы это?

Уж не к тому ли,
что так тоже легче продавать и быть проданным?

«АББА» - самый ходовой товар на рынке поп-музыки»...
Товар,
плотно упакованный в прокрустово ложе законов купли-продажи,
законов, нивелирующих личность и упраздняющих творчество Законов,
по которым искусство -
всего-навсего безропотная служка Его Величества Бизнеса...

- Я никогда не выскажу своих политических взглядов, - заявляет Бенни.

- Почему? - спрашивает его журналист.

- Да потому, - отвечает Андерссон, - что,
если я объявлюсь «левым»,
моих песен не купят «правые» -
и наоборот...

Этого интервью в фильме нет.
Нет в нем курса акций концерна
«АББА».

Не показан их стокгольмский дворец
с золотыми и платиновыми дисками по стенам.




Зато дважды в кадре - «хижина» на островах,
где якобы написано большинство песен,
лицемерно-дружеские улыбки «звезд» толпе,
из карманов которой выкачиваются
деньги, деньги, деньги...

Искусство кончается там,
где начинается коммерция,
эти слова известного американского исполнителя народных песен
Пита Сигера -
лучшее резюме к творчеству «АББА» и иже с ними.

К этим словам мне добавить нечего.

(О. Дмитриева
«Комсомольская правда» - 11 февраля 1982 г.)

П.С. Просто шЭдЭврально!
А слог-то какой!

***




Деньги, деньги...

Шведская эстрадная группа
«АББА»
уже несколько лет пользуется мировой известностью.

Пластинки этой «великолепной четверки»
расходятся огромными тиражами, концертные залы,
где она выступает,
до отказа заполняются восторженными почитателями этих артистов.

Имена участников ансамбля
- Агнеты Фальтскок, Бьорна Улвеуса, Бенни Андерсона и Аннифрид Лингстад -
известны миллионам молодых любителей эстрадной музыки.




Но мало кто знает,
что сегодня в активе «АББА» -
не только десятки пластинок,
но и... целая финансовая империя,
могуществу которой иной раз завидуют
даже руководители таких промышленных концернов,
как автомобильные фирмы
«Вольво» и «СААБ».

Один из западногерманских журналистов
саркастически заметил,
что первая же песня,
принесшая группе ошеломляющий успех на родине,
была во всех отношениях символической,
ибо называлась она
"Деньги, деньги».

image Click to view



Действительно,
именно она положила начало не только взлету
«домашней» славы «АББА»
(более ранняя песня «Ватерлоо»
сначала получила признание в США и Англии),
но и столь же стремительному обогащению артистов.

Сегодня они являются владельцами разного рода предприятий,
общий оборот которых приближается к ста миллионам шведских крон.
Кроме фирмы по производству пластинок
и музыкального издательства,
артисты «АББА» владеют спортивным журналом, множеством жилых домов,
магазинов и кафе в Стокгольме
(в том числе и бывшим Дворцом спорта с дансингом,
баром и кинозалами).

Такой размах дела вынудил импресарио группы
Стикана Андерсона
даже взять на работу опытного коммерческого директора.

Упорно поговаривают и о том,
что «АББА» заключает выгодные контракты,
получая в обмен на пластинки... нефть и произведения искусства,
которые перепродает затем в другие страны.

Нетрудно заключить,
что успех небольшого и на вид скромного семейного коллектива
(его составляют две супружеские пары)
опирается на прочную финансовую базу.
И тем не менее успокаиваться Стикану Андерсону не приходится -
конкуренты не спят,
а успех в мире эстрадной моды -
дело преходящее.




Поэтому на рекламу тратятся огромные средства.
При этом реклама делается с размахом,
недоступным большинству других эстрадных ансамблей.
Основной ее формой стал за последние годы
выпуск в свет все новых и новых фильмов с участием группы
«АББА».

Задача каждого такого ролика -
подготовить слушателей к восприятию очередной песни.
Число таких фильмов уже приближается к тридцати.

Только недавно Аннифрид и Агнета снялись в картине,
которая носит название одной из популярных песен репертуара «АББА» -
«Грасиас пор ля музика».

За ней последовал еще один фильм,
названный именем последней новинки группы -
песни «Победитель берет все».

На повестке дня - следующий киноролик,
но он пока держится в секрете,
так как предыдущие еще не использованы до конца.

Известно лишь что,
как и прежние,
он будет снят в Швеции.
Однако скоро съемочной площадкой «АББА» станет
и один из солнечных уголков Атлантического побережья.
Пришла пора завоевывать южноамериканский рынок...

(Журнал "Музыкальная жизнь" № 23 - 1980)

Материалы по теме:
ABBA на подпевках
ABBA воссоединились! Только для премьеры фильма...
ABBA все еще на вершине
Самая популярная свадебная песня в Австралии
Шокирующее признание участника АББА
Всемирный ABBAкалипсис
Бьорн Ульвеус: "На "Евровидении" я голосовал за Грецию. Но только не за Россию"
Всё могут Короли!
Танцующие королевы воссоединились!
В Швеции поют даже отели
Бенни Андерссон о "Евровидении"
ABBA: Смешные истории
Сможет ли Бенни Андерссон снова захватить чарты?
ABBA не воскреснет даже после смерти Джексона
Бенни Андерссон теперь выступает бесплатно
Бенни Андерссон: "Я не понимаю, почему АББА до сих пор пользуется успехом"
Отец и дочь: Встреча НЕ на Эльбе
Есть ли жизнь после ABBA: Агнета Фальтског
АББА-опрос!
Последний "визит" в страну "АББА"
В Польше его считали женщиной
Волосатые дивы
ABBAкалипсис продолжается
АББАсолютное первенство!
А знаете...?
Новый Год. Цирк. АББА.ИКЕА.
АББАкадабра
АББА: Дважды два - четыре, дважды два - четыре! Это всем известно в целом мире!
Японская весна АББА
АББА покоряет Америку. Спустя 30 лет
568-е "воссоединение" АББА
Есть ли жизнь после ABBA: Агнета Фальтског
ДискотЭка по-шведски
Куда исчезла куртка Агнеты? Куда исчезла сама Агнета?
Свадебные генералы
Фрида окончательно осиротела
ABBA тоже не гнушались рекламы
Фу, так они ещё и курили!
"АББА" в "Пари-Матч"
ABBAustralia или Второе пришествие "АББА" в Австралию
В Швеции переиздают "АББА"
АББАвстрализация продолжается!
Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна...
Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна - Часть II
Ты в музее моей души - драгоценность живая
Фотография 9 на 12, с наивной подписью "на память"
Нет, не вернуть нам наше вчера, подступает иная пора
Ветер ли старое имя развеял. Нет мне дороги в мой брошенный край...
...И всё находите, и всё Вам лишнее, а если просто Вам найти меня?
Сказочная страна, кто мне расскажет, кто подскажет, где она, где она
И жила я бестолково до того, как поняла, что давно уже такого я грабителя ждала
Горячее солнце, горячий песок, горячие губы - воды бы глоток
Для того, что на словах не передашь, люди выдумали кисть и карандаш...
Мы все спешим за чудесами, но нет чудесней ничего, чем та земля под небесами, где крыша дома твоего
Сегодня праздник у девчат, сегодня будут танцы...
Хочешь солнце вместо лампы, хочешь за окошком Альпы?
The Winner Takes It All - The Loser Has To Fall
...Огни отелей так заманчиво горят...
Мужичок с гармошкой, поиграй немножко...
Нормальные герои всегда идут в обход
Купила мама коника, а коник без ноги...
Пока часы двенадцать бьют, пока часы двенадцать бьют...
Гаснет в зале свет, и снова я смотрю на сцену отрешённо...
Туфли узкие, скинь туфли узкие, скинь туфли узкие и - босиком...
I Have A Dream - A Song To Sing
Суббота есть суббота и никаких забот...
Главное, чтобы костюмчик сидел. Непринуждённо, легко и вальяжно...
...Нам попугай грозил загадочно пальмовой веточкой...
Крикну, а в ответ - тишина, снова я осталась одна, сильная женщина плачет у окна...
My Love My Life...
Этой ярмарки краски, разноцветные пляски, деревянные качели, расписные карусели...

abba, retro-articles

Previous post Next post
Up