Читаем приговор. ч.18. О блудящей церкви

Jan 15, 2021 17:00

Второй (из двух) пунктов приговора, квалифицирующих мои слова как «хулу на Церковь», приводит мою реплику:

«Так я и сейчас скажу: это старая заслуженная блядь, блудившая со всеми царями земли, но отчего то рекламирующая себя как невесту Христову. Ничего нового. Все украдено до нас и до Cepгия».
https://diak-kuraev.liveiournal.com/3033241.html?thread=554807193#t554807193.

Во-первых, снова отмечу неприличную подмену маленькой буквы на большую (вместо церковь - Церковь). Для богословского текста это различие весьма существенно.

Во-вторых, напомню, что слово блядь не матерное, а церковно-славянское, присутствующее и в богослужебных текстах (в т.ч. в чине Торжества Православия), и в церковно-славянском переводе Писания.

В-третьих, в той дискуссии этими словами я скорее выгораживал Моспатриархию - мол, Сергий был вполне традиционным православным иерархом, и нет оснований выпячивать сергианство как какой-то особый феномен:
« - Помнится о. Андрей так рьяно защищал сергианство, приводя в пример греческих иерархов времен османского ига. Чем же нынешние белорусские епископы хуже того же патриарха Григория V и ему подобных? Или просто новый заказ поступил?
- Так я и сейчас скажу: это старая заслуженная блядь, блудившая со всеми царями земли, но отчего то рекламирующая себя как невесту Христову. Ничего нового. Все украдено до нас и до Cepгия».

В-четвертых, это вполне традиционный библейский топик.
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! были две женщины, дочери одной матери, и блудили они в Египте, блудили в своей молодости; там измяты груди их, и там растлили девственные сосцы их» (Иезек. 23,1). Толкователи дружно считают, что речь идет о конкретных девушках, а о царствах Иудейском и Израильском, т.е. о ветхозаветной церкви.

Пророк Осия женился на блуднице вовсе не по своей похоти и не по милосердию к местной Сонечке Мармеладовой. "И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа" (Ос. 1,2). "Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою. И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: "пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки". И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей. И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее" (Ос. 2). "Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле".

А с РПЦ у Бога разве не было такого же суда в 20 веке? И не будет ли вновь?

Как же надо ожиреть сердцем, чтобы этого не чувствовать и не относить к себе пророческие обличения? Неужели для нас и про нас лишь библейские утешения, но не библейские обличения?

В-пятых, сам образ блудницы, блудившей со всеми царями земли, взят из Апокалипсиса (гл. 17-18).

Православные и протестантские полемисты любят его относить к Римской церкви; староверы - к московской патриархии (кстати, официально Моспатриархия считает Римскую конфессию Церковью Христовой - см. деяния собора 2000 года). Основания для этого у всех более-менее одинаковые: услуживание всем политическим режимам подряд.

А сегодня майнстримные православные публицисты так же честят Вселенскую патриархию:
«Константинополь это мать-немезида… А то, что сама мать-церковь блудила с еретиками, впадая то в унию, то в обновленчество, то это нам можно» (руководитель радио Радонеж Евгений Никифиров https://radonezh.ru/comment/122323).

Моя позиция отличается лишь одним: видя в этом старый и вросший в мозги и кости порок, я не отделял себя от этого больного организма и не вываливал себя из него в поисках чего-то "святого и чистого".

Так же, как парижский епископ XIII века Гийом д'Овернь д'Овернь (духовник короля Людовика Святого) говорил о том, что одичание Церкви стало таково, что всякий, узревший его, повергается в оцепенение и ужас: “То уже не невеста, то чудовище, ужасающе безобразное и свирепое”.

Причем будущий папа Бенедикт пояснял: "Столетия церковной истории до того полны всяческой слабости и несостоятельности, что нам вполне понятны и мрачные видения Данте, видевшего блудницу Вавилонскую восседавшею в колеснице Церкви, и пугающие слова епископа парижского Гийома д'Овернь..." (Рацингер Й. Введение в христианство. Брюссель, 1988. С. 272). Этими словами он завершал свои размышления о «верую во Святую Церковь».

То есть римский папа считает нормальным уподобление своей церкви вавилонской блуднице, а московский церковный суд за это лишает сана. Это и значит быть большим католиком, чем римский папа.

Презентация же церкви, ее современности и истории лишь как чего-то святого и вечно-мудрого, чревата разочарованием.

В середине 1980-х годов вместе с другими семинаристами я слушал проповедь профессора протопресвитера Виталия Борового на нашей вечерной молитве в Академическом храме. Отец Виталий поразил нас словами : «Я знаю, вы, молодые, осуждаете нас, стариков, за то, что мы молчали, что мы шли на компромиссы, мы лгали. Да, мы - говно. Мы - навоз. Но без навоза не будет нового урожая. Мы все это делали, чтобы выжила церковь и чтобы вы потом могли бы нас свободно критиковать!».

Это не хула на Церковь, это ее защита, причем единственно возможная среди людей, у которых уже есть «несчастный опыт Церкви» (митрополит Антоний Сурожский. О миссионерстве // Церковь и время. М., 2004, № 2 (27), с. 89О). Он же: “У Церкви есть аспект славный и аспект трагический. Убогий аспект Церкви - это каждый из нас... Мы уже в Церкви и мы еще на пути к ней” (Журнал Московской Патриархии, 1967, № 9).

***

Анализ пунктов обвинения см.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3196374.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3200083.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3202070.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204054.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204954.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3205547.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3208025.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3209380.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210535.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210916.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211159.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211366.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212484.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212585.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3213093.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214516.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214733.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3215700.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216021.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216379.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216515.html
Previous post Next post
Up