Читаем приговор. ч.16. Кто первым начал?

Jan 15, 2021 13:12

А вот первые две цитаты в Решении суда действительно воспроизводят именно мои слова. Но не обращают внимания на их аргументацию и интонацию.

В самом деле, 14 сентября 2018 я поместил в своем дневнике пост:

«Ура, мы теперь сами раскольники! Синод заявил о разрыве сослужения с Константинополе. Объявлен раскол второго уровня: не сослужат только патриархи и епископы (третий - воротят друг от друга лики священники; четвертый - и миряне присоединяются к демонстрации "истинного православия").

Беда в том, что основание для разрыва фантомное - приезд константинопольских легатов в Киев. Ладно бы, они хоть какое-то иерархическое действие совершили (служили литургии, рукоположили кого-то). Но раскол из-за простого приезда послов - это впервые. Что за канон дает право разрывать общение с тем, кто всего-навсего прислал послов? Право хоть церковное, хоть светское не наказывает за намерение.

Так что наш Синод сказал новое слово. Типичный самострел. Какое тут каноническое право! По этому праву священник, отказывающийся от сослужения с другим клириком без доказательства ереси последнего, подлежит лишению сана. Другой канон говорит, что если ты обвиняешь другого, но не можешь доказать - наказание, что ты чаял для него, переходит на тебя.

То есть синод дал полный набор козырей Кплю для того, чтобы вычеркнуть нас вообще из канонического пространства. "Мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение". Именно это "мы" и возлагает всю нравственную и юридическую ответственность за раскол на наш Синод.

Зачем эта превентивная война? Можно было бы просто порычать и показать зубки. Показать журналистам страшную грамоту о разрыве с подписями синодалов, но без даты или печати. Мол, вот на что мы готовы, если только Фанар перейдет красную черту... Но ФАНАР-ТО ЕЕ ЕЩЕ НЕ ПЕРЕСЕК.

Назначение послов никогда не было поводом для войны! То есть ситуация как в осетинской войне 2008 года: проиграл тот, у кого не выдержали нервы и кто первый начал стрелять. Или, проще: пусть я убежден, что именно сегодня ночью меня будут грабить. Я сижу у окна с винтовкой и вижу на улице двух подозрительных прохожих. Если я начну стрелять - в нападении и убийстве признают меня. Теперь же наш Синод дал Фанару очень сильный аргумент. Он получил право вообще не считать нас канонически значимой фигурой. И собрать другие Церкви в наш антигреческий "интернационал" теперь станет сложнее. Убежден, даже пробормотав что-то в нашу поддержку или "призвав к диалогу", ни одна Поместная Церковь не вычеркнет Варфоломея из своих диптихов (то есть не повторит наш вызов). Значит, в самом серьезном вопросе мы останемся одни. С перспективой занять на мировой религиозной карте то же место, что и Армянская Церковь - стать организацией лишь одной нации. Сегодняшний самострел Синода заставляет скорбеть не об Украине, в о России. Это выстрел в будущее нашей страны. Синод в полном составе поспешил принять участие в рытье окопов по периметру страны. Принял участие в нагнетании военно-мобилизационной истерии. Это ядовитая атмосфера. Она разъедает наше будущее. И совесть. Ведь "на войне как на войне". Любые мифы и фейки хороши. И еще печальное: в заявлении синода нет ничего позитивного. Никакой программы действий. Зарыться в землю и отстреливаться до последнего украинца. А как решать проблемы украинского раскола и разрастающейся унии? Сами не знаем и другим не дадим. Обошлись даже без былой "морковки" - мол, как-нибудь в благовремении дадим вам автокефалию. Ну вот в каждой строке этого Заявления видно, что московский Синод думает не об украинцах, не об их трудностях и жизненно-нравственных выборах, а о своем "престиже". Когда-то знаменитый польский гонор сделал Украину чужой для Речи Посполитой. Теперь на те же грабли наступает Москва». https://diak-kuraev.livejournal.com/2140954.html

Довольно очевидно, что агрессором считается тот, кто первым выстрелил или первым вручил ноту об объявлении войны.

В 1941-м США душили санкциями и блокадой японские острова, но на гавайско-американский Перл-Харбор напали японские самолеты, и, значит, Япония стала агрессором.

Мое знание права и истории лежит в основе моего убеждения в том, что первый объявляющий о разрыве евхаристического и канонического общения со старшим или равным, и есть раскольник.

Это свое убеждение я высказал как умоление своего же священноначалия. Я от него не отделился, под Константинополь не перешел. И никаких санкций мне тогда не «прилетело».

Прошло два года. За это время Константинополь остался верен своей позиции - не замечать московских действий и не отвечать на них. «Фанар на войну не явился».
И на рубеже 2021 года патриарх Варфоломей отказался говорить резкие слова про нас: «Повторяю, в православии нет раскола». (https://www.tovima.gr/2021/01/04/society/o-oikoumenikos-patriarxis-vartholomaios-sto-vima-den-exo-to-dikaioma-na-kano-oute-vima-piso/)

Вселенский патриарх по-прежнему поминает московского патриарха в диптихе глав церквей. Он не объявил о низложении украинских епископов московской юрисдикции. Не запрещает сослужение с клириками Моспатриархии. Не запрещает грекам ездить в Россию и молиться в наших храмах. Не обвиняет нас в ереси и безблагодатности ни официально, ни устами своих риторов и журналистов.
Можно винить Фанар в чем угодно, но не в расколе с Москвой. Тут вся активность исходит лишь от нас.

Можно сказать, что Фанар участвовал в организации раскола православной общины Украины (хотя по факту он расколол скорее Киевский патриархат Филарета). Но он это сделал позже (январь 2019), чем Москва объявила о своем разрыве с Фанаром (сентябрь 2018).

Да, американцы захватили японский остров Окинава, и американский линкор «Миссури» вошел в Токийский залив. Но это произошло сильно позже японского налета на Перл-Харбор и захвата Филиппин.

Для меня тезис про то, что «мы теперь в расколе» важен богословски: Бог все же не связан формальными решениями патриархов и может даровать Свою благодать даже тем, кто нарушает каноны и просто делает глупости.

Поэтому, говоря об инициативе раскола, исходящей с московской стороны, я говорю «мы» и не отделяю себя от Русской Православной Церкви. И богословский вывод из фиксации формального раскола делаю лишь один: мы, став раскольниками, не ощутили пустоты своих алтарей; но, значит, и размышляя об иных и чужих расколах (в истории или современности), не надо за Бога решать - чьи источники изсохли.

Вот мой текст от 24 сентября 2018:
«мой синод без моего спросу поставил и меня в положение раскольника. Что ж, "бери от жизни все". Походим и в этой шкуре. Как, отцы, благодати в ваших литургиях стало ли меньше после 17 сентября? Уверяете, что нет? Я тоже так считаю. И поскольку меня не впечатляют ни ссылки на древние каноны, ни нынешние политические разборки князей церкви (ни то ни другое я просто не считаю онтологически глубоким), я спокойно говорю: и всё равно Кирилл - наш патриарх. Я не буду ему подражать. Он, не найдя ереси в действиях своего босфорского коллеги, все же порвал с ним. Я считаю это ошибкой. Но сам повторять эту ошибку не буду. И раз в патриархе Кирилле я вижу много чего печального, но не вижу проповедника ереси, то и не вижу оснований для ухода от него. И вздохня, отвещаю: «добро, Святейший, ино еще побредем»» (https://diak-kuraev.livejournal.com/2163439.html).

В резолютивной части Решения суда говорится: «протодиакон Андрей Кураев неоднократно клеветнически обвинял Русскую Православную Церковь в организации раскола».

Что ж, я рад увидеть, что я не обвиняюсь в расколе или в «организации раскола». Я обвиняюсь лишь в том, что «обвинял» Русскую Православную Церковь (=патриарха) в организации раскола.

Но снова суд допускает вульгарное, неточное и неправовое употребление слова «клевета». Я честно и ясно сказал, что я думаю о канонической квалификации объявленного Моспатриархией разрыва церковных отношений со Вселенской Патриархией и изложил те аргументы, что привели меня к этому выводу (подробнее, конечно, в книге «Византия против СССР»).

Может быть, я был неправ, но клеветы, то есть разделения между моими внутренними убеждениями и публичными словами не было.

***
Анализ пунктов обвинения см.

https://diak-kuraev.livejournal.com/3196374.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3200083.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3202070.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204054.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3204954.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3205547.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3208025.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3209380.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210535.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3210916.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211159.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3211366.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212484.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3212585.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3213093.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214516.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3214733.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3215700.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216021.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216379.html
https://diak-kuraev.livejournal.com/3216515.html
Previous post Next post
Up