Чтобы хоть как-то продвинуться с
mp_grachev в решении вопроса - существует ли диалектическая логика? -
я предложил начать с самого начала: определиться, что означает слово "логика" (что является логичным, а что нет, скажем), в каком значении мы его будем употреблять и т.д. И начать буквально с Толкового словаря (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова), что я и делаю (
(
Read more... )
Comments 48
Меня устроило бы начало из БСЭ: "Логика (греч. logik), наука о приемлемых способах рассуждения".
[Большая Советская Энциклопедия] = [БСЭ]:
БСЭ> Логика (греч. logik), наука о приемлемых способах рассуждения. Слово "Логика"
БСЭ> в его современном употреблении многозначно, хотя и не столь богато смысловыми
БСЭ> оттенками, как древнегреч. lógos, от которого оно происходит.Что касается наличия "необходимой (закономерной, внутренней) связи", то она учитывается в слове "наука". Наука подразумевает собой изучение необходимых связей. Центральным же моментом логики, являются рассуждения. Именно относительно рассуждений устанавливаются закономерные, необходимые связи между понятиями, суждениями и отображаемыми ими предметами ( ... )
Reply
Что касается наличия "необходимой (закономерной, внутренней) связи", то она учитывается в слове "наука".
Конечно, подразумевается, что учитывается... Но, увы, не все то золото, что блестит, и не все то наука, что так называется (давайте реально, "по-взрослому" к этому относиться). Поэтому в данном контексте я бы предпочел сначала рассмотреть наличие, вид, эволюцию и т.д. самой сущностной характеристики (если Вы признаете "необходимую (закономерную, внутреннюю) связь" сущностной характеристикой логики), а потом уже говорил о науке. Но это мое предпочтение.
Reply
Reply
> Виктор, я уже говорил Михаилу о том, что ему необходимо построить систему аксиом, с которой бы начиналась его дисциплина. Дело в том, что он постоянно исходит из разного рода предпосылок, которые с точки зрения диалектики еще необходимо вывести.
Роман, а ты заглядывал на страницу журнала: "Трансформация традиционной ФЛ к структуре логики диалектической"? Там демонстрируется общее начало выведения формальной и диалектической логики. Может быть часть вопросов у тебя будет снята, после знакомства с данным постом? "Суждение" - это тощая абстракция, выведенная и принятая в качестве одной из основных форм мышления в традиционной логике. "Суждение" представляет собой ту массовидную диалектическую клеточку, которая в наибольшей степени подходит в качестве категориального начала диалектической логики. Её структура есть чистое бытие мысли: "Бытие, чистое бытие - без всякого дальнейшего определения" (Гегель.Наука логики. т.1. М. 1970, с.139).
Reply
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ_ЛОГИКА - наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания. Д. л. в своем научном выражении возникла как составная часть марксистской философии. Однако ее элементы имели место уже в древн., особенно античной, философии, в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля и др. В силу исторических обстоятельств в течение длительного периода формальная логика считалась единственным учением о законах и формах мышления. Но уже примерно с 17 в. под давлением потребностей развивающегося естествознания и философской мысли начинает осознаваться ее недостаточность, необходимость учения о всеобщих принципах и методах мышления и познания (Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.). Наиболее яркое выражение эта тенденция в новое время получила в нем. классической философии. Так, Кант проводил различие между обшей и трансцендентальной логикой; последняя, на его взгляд, отличается от первой, т. е. формальной, тем, что она изучает развитие знаний и не отвлекается подобно ей, от содержания. Особая заслуга ( ... )
Reply
> ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ_ЛОГИКА - наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания.
Г н о с е о л о г и я - наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания.
П с и х о л о г и я - наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания.
Отличие только в названии. Обозначенные признаки подходят ко всем трём дисциплинам.
Reply
Reply
> Дайте, пожалуйста, ссылку, откуда взяты определения гносеологии и психологии (а
то такие определения мне это сильно напоминает пассаж Жванецкого о советских
фильмах о деревни: и тем, кто никогда не был в деревне, как-то не верится, а
колхозники, так те плюются и матерно кроют Голливуд).
Восстановление пропущенных звеньев, и медленно:
> ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ_ЛОГИКА - наука о законах и формах отражения в мышлении развития
> объективного мира, о развитии самого познания.
Пусть,
левая часть = Х - переменная
правая часть = Б - константа
Б = "наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания".
х1 = "диалектическая логика"
х2 = "гносеология"
х3 = "психология"
Получаю:
1. "диалектическая логика - наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания".
2. гносеология - наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания.
3. психология - наука о законах и формах отражения в мышлении развития ( ... )
Reply
Reply
( ... )
Reply
Прежде, чем участвовать, хочу предложить коллегам новую форму философской работы.
Очевидно, что вскоре дискуссия разрастется на большое количество последовательных и разветвляющихся постов, и вскоре опять произойдет то,что всегда - никто никуда не продвинется в совметном решении проблемы. Поэтому приглашаю всех опробовать новый механизм работы.
За эти полтора месяца отсутствия в ЖЖ я попытался создать на базе б/п phpBB форума этот механизм. Суть в том, чтобы не обмениваться репликами идущими в бесконечность, а работать над одним текстом (или определением).
Адрес http://philosophiya.ru/forum/
Жду откликов.
Reply
От добра добра не ищут.
Reply
Конечно, это мое объявление надо было сделать в другом месте, а тут оно выглядит как реклама. Если Вы против, то могу удалить.
Я так спешил поделиться новой возможностью, что упустил из виду рамки приличия, которые видимо, на Ваш взгляд, я нарушил.
Reply
> Извините, Михаил, я ни в коем случае не думал Вас обидеть или еще как-то смутить.
Нет, это я должен извиниться. Пословицы, они бывает очень жестко звучат. Я имел ввиду, что по существу ЖЖ ещё не раскрыл всех своих возможностей. А так, сразу заглянул (сейчас что-то не открывается) - обычный форум.
> Конечно, это мое объявление надо было сделать в другом месте, а тут оно выглядит как реклама. Если Вы против, то могу удалить.
Объявление вполне уместное. Ничего не надо удалять. Лучше поясните, в чём "новизна".
Роман Таран правильно заметил, что если и переходить, то на wiki-движок.
Reply
Владимир Климентьев пишет:
WK> Я не согласен, что "Конечный продукт в философии может быть представлен в двух
WK> видах" - это что за уверения?
Что вы подразумеваете под "уверениями"?
Некий способ ненадлежащего убеждения одним собеседником А другого собеседника Б в правоте своей точки зрения на какой-либо предмет или убеждение А в существовании какого-либо положения дел, которое в действительности места не имеет, по мнению Б? Применимо ли словечко "уверение" к нашей ситуации? В чём таком, по-вашему, я пытаюсь здесь вас уверить?
WK> Спрашивая об уверении, я говорю не о теме, не о том, что Вы вышли за рамки
WK> контекста. Я спрашиваю о необходимости Вами представленного деления, спрашиваю
WK> на основании чего сделано это деление и исчерпывающее ли оно?Как следует из вашего вопроса, Михаил Грачёв предложил некое произвольное деление чего-то там, и теперь всячески пытается уверить своего собеседника, что это деление необходимое, полное, окончательное и претендует на абсолютную истину с занесением в современную философскую ( ... )
Reply
Leave a comment