Что означает слово логика? (вариант 1)

Feb 20, 2006 00:04

 
Чтобы хоть как-то продвинуться с mp_grachev в решении вопроса - существует ли диалектическая логика? - я предложил начать с самого начала: определиться, что означает слово "логика" (что является логичным, а что нет, скажем), в каком значении мы его будем употреблять и т.д. И начать буквально с Толкового словаря (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова), что я и делаю ( ( Read more... )

romantaran, wklim, dial_issl

Leave a comment

mp_gratchev February 21 2006, 15:22:40 UTC

> Дайте, пожалуйста, ссылку, откуда взяты определения гносеологии и психологии (а
то такие определения мне это сильно напоминает пассаж Жванецкого о советских
фильмах о деревни: и тем, кто никогда не был в деревне, как-то не верится, а
колхозники, так те плюются и матерно кроют Голливуд).

Восстановление пропущенных звеньев, и медленно:
> ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ_ЛОГИКА - наука о законах и формах отражения в мышлении развития
> объективного мира, о развитии самого познания.

Пусть,
левая часть = Х - переменная
правая часть = Б - константа

Б = "наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания".
х1 = "диалектическая логика"
х2 = "гносеология"
х3 = "психология"

Получаю:
1. "диалектическая логика - наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания".
2. гносеология - наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания.
3. психология - наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания.

Отсюда видно, что в предложениях п.п. 1-3 семантика левой части соответствует правой. Если верно п.1, то верно п.2 и п.3.

Reply

dial_issl February 21 2006, 17:33:21 UTC
С равным (а может даже большим) правом по такой "логике" рассуждений можно определить: "патологическую психологию", "эристический фокусы", и т.д. (не буду продолжать, а то совсем неполиткорректные слова вспоминаются). Понял только одно: приведенное определение ДЛ Михаилу не нравится, крайне не нравится и очень хочется определение "опровергнуть навеки".

А мне подумалось: представим, что в БСЭ есть и такая строчка: "...Л. диалога", т. е. необходимая связь форм построения и движения мысли, осуществляемых при ведении внутреннего и внешнего диалога (Х1 Х2 Х3)..." - а вместо иксов вполне узнаваемая фамилия... :)

Reply

mp_gratchev February 21 2006, 18:04:50 UTC

> Понял только одно: приведенное определение ДЛ Михаилу не нравится, крайне не нравится и очень хочется определение "опровергнуть навеки".

Положа руку на сердце, Виктор, разве х2=Б не более подходящее определение, чем х1=Б?
На мой взгляд, костюмчик в самую пору (для случая п.2: х2=Б).

Reply

dial_issl February 21 2006, 18:22:04 UTC
"Положа руки на клавиатуру" я взял определение из того же (и незаинтересованного) источника - БСЭ:

"Теория познания, гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности". http://www.oval.ru/enc/71466.html

Надо ОЧЕНЬ ХОТЕТЬ, чтобы считать возможным подведение гносеологии под определение "х1 = Б". Но если главное - это хочу или не хочу, то о науке, по моим представлениям, лучше и не упоминать. Извините.

Reply

mp_gratchev February 21 2006, 18:44:13 UTC

> "Теория познания, гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности". http://www.oval.ru/enc/71466.html

Надо ОЧЕНЬ ХОТЕТЬ, чтобы считать возможным подведение гносеологии под определение "х1 = Б". Но если главное - это хочу или не хочу, то о науке, по моим представлениям, лучше и не упоминать. Извините.

БСЭ> Теория познания, гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором
БСЭ> изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания
БСЭ> к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия
БСЭ> его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей
БСЭ> нервной деятельности и других наук, Т. п. как философская дисциплина анализирует
БСЭ> не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому
БСЭ> или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а
БСЭ> всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как
БСЭ> знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два основных направления
БСЭ> в Т. п. - материализм и идеализм.

MG> [2. гносеология - наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания.]

Хорошее обобщение для фрагмента БСЭ. Виктор, не забывай, что в диамате Логика, Диалектика и Теория познания официально есть одно и то же.

Reply


Leave a comment

Up