Владимир Дергачев
https://www.votpusk.ru/country/ctimages/new/fi38.jpgПорвоо (49 тыс. жителей) расположен к 50 км к востоку от Хельсинки, получил название от шведской земляной крепости у реки Порвоонйоки и в переводе означает «замок у реки». Борго - шведское название города Порвоо, до получения Финляндией независимости употреблялось и в русском языке. Это старейший после Турку финский город, основан почти 800 лет назад. Когда-то в этом торговом городе жили купцы и ремесленники, в гавань заходили многочисленные суда, в портовых амбарах и складах хранился разгружаемый товары, а в местных лавках можно было купить почти все на свете. Здесь жили и работали многие известные финские художники и поэты, в том числе Йохан Людвиг Рунеберг, автор гимна Финляндии. Вероятно, за это город иногда называют «маленьким Парижем Скандинавии».
Летом из финской столицы сюда можно добраться не только автобаном, но и на небольшом пассажирском судне морем, хотя Порвоо расположено на реке в несколько десятком километра от Финского залива. Ежегодно Порвоо, называемый в путеводителях идиллическим, посещают до 1,6 миллионов туристов.
Город получил известность в России и мире после того как с 10 марта по 7 июля 1809 года российский император Александр I созвал в нём Боргоский сейм, принявший и утвердивший манифест о широкой автономии финского народа. Этот сейм фактически признал Великое княжество финским национальным государством, до этого находившимся в зависимости от шведской короны. При этом шведская элита и в дальнейшем сохранила права и влияние в Финляндии. Город и сегодня официально двуязычен, финские шведы составляют около трети населения города (33 %), а финны - 64 %.
***
Главный Кафедральный собор Девы Марии не принадлежит к шедеврам средневековой архитектуры, но здесь в 1809 году прошёл исторический Боргоский сейм, с которого пошла финляндская государственность. Тяжелое, приземистое каменное здание храма относится к старейшим культовым сооружениям Финляндии. После реформации католическая церковь была преобразована в лютеранскую. Храм часто страдал от пожаров, а в 1941 году бомба пробила крышу, но не взорвалась внутри здания.
Колокольня собора возведена отдельно от здания храма.
Боргоский сейм 1809 года явился первым сословным собранием финского народа, был созван российской властью после победы в русско-шведской (финской) войне 1808-1809 годов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dergachev_va/58474394/3183054/3183054_original.jpg)
Сейм, длившийся четыре месяца, утвердил широкую автономию Великого княжества Финляндского, связанного с Российским императорским домом личной унией. Таким образом, сейм сохранил юридические рамки финской национальной государственности, до этого находившейся в зависимости от шведской короны. Сейм сыграл положительную историческую роль, несмотря на сохранение прав шведской элиты и последующую частичную русификацию.
16 марта российский император Александр I лично открыл Сейм, подписав накануне манифест о государственном устройстве Финляндии. Сидя на специальном троне, произнёс по-французски речь, в которой обещал сохранить финскую конституции и коренные законы. Александр I сделал заявление о том, что поднимает Финляндию до уровня «нации среди наций», то есть фактически признал великое княжество финским национальным государством.
Участники сейма принесли присягу в том, что «признают своим государем Александра I Императора и Самодержца Всероссийского, Великого Князя Финляндского». Сейм обсудил вопросы о войске, налогах, финансах и об учреждении правительствующего совета. Было постановлено относительно войска сохранить поселенную систему, а налоги использовать только для нужд Финляндии. Денежной единицей принят русский рубль (с 1860 года введена финляндская марка).
Картина шведского художника Эмануэль Тельнинг «Открытие Сейма Порвоо»(1812).
https://denvistorii.ru/sites/default/files/2016-06/Diet_of_Porvoo.jpg У этой стены бы установлен императорский трон.
Кафедра для священника
Соборный орган
Через эти ворота и вход в храм входил российский император Александр I.
По завершению Сейма, его участники под пушечную стрельбу направились из Собора в здание местной гимназии, где в подготовленном «зале заседаний» император произнес на французском языке «благосклоннейшую» речь, переведённую на шведский язык. После этого с ответными речами выступили представители четырех сословий, которые заседали по отдельности во время Сейма. В здании гимназии заседали представители дворянского и духовного сословий, а в ратуше - представители купеческого и крестьянского сословий.
Результатам Сейма способствовали и события в Швеции, где свергли короля, освободив, таким образом, подданных от присяги.
Площадь Кирккотори. Справа на снимке - Дом епископа (1927), слева - Духовный капитул. С 1759 по 1850 годы здесь размещалась городская гимназия. В ней состоялась бал, на котором Александр танцевал кадриль с местной прелестницей.
***
Участие российского императора в Сейме было для жителей провинциального городка, в котором ничего выдающегося не происходило кроме лошадиных ярмарок, подарком судьбы, да еще с романтической историей.
Александр Первый еще до вступления на престол в 1793 году вынужден был жениться на Луизе Марии Августе (1779-1826), дочери баденского маркграфа Карла Людвига, принявшей в православии имя Елизавета Алексеевна. Обе их дочери умерли в раннем детстве. Отношения Александра с супругой были весьма прохладными. (Ох, уж эти династические браки не по любви). Поэтому несчастный император вынужден был искать счастье на стороне. Ему казалось, что нашел его в небрачной связи с Марией Нарышкиной, но вынужден был через 15 лет порвать связь из-за её неверности. По некоторым оценкам, от Нарышкиной и других любовниц у Александра могло быть до 11 внебрачных детей. Но свечки при зачатии никто не держал.
Современники отмечали, что Александр Павлович был легкомыслен, любил танцы и более заботился о том, чтобы нравится женщинам, чем вникать в государственные дела. Да и пребывание в провинциальном Борго нагоняло тоску на Его Императорское Величество до тех пор, пока не подвернулся приятный во всех отношениях романтический случай.
Императоры то же люди и ничто человечное им не чуждо, особенно в 32 года. И когда на балу в честь Боргоского сейма он увидел местную прелестницу, уронившую веер, Его Величество собственноручно его поднял и разбил сердце восемнадцатилетней девушки.
Это была юная красавица Ульрики Мёллерсверд (1791 - 1878) - седьмой ребенок в семье майора Карла Адольфа Мёллерсверда. В приличном доме этого семейства император останавливался дважды - в апреле и летом. В знак своей благосклонности он послал майору памятные подарки, а в 1811 году младшей дочери пожаловал званием фрейлины Елизаветы Алексеевны. Дальнейшая судьба царского увлечения покрыта тайной, хотя о нем были написаны романы и сняты фильмы.
В 1950 году снят финский фильм о романе Ульрики и Александра со странным названием «Танец над могилам» (Tanssi yli hautojen или Dance over the Graves), в котором роль Александра I исполнил актер Leif Wager.
В 1813 году 22-летняя Ульрика пошла под венец с 57-летним генерал-майором Одертом Рейнгольтом фон Эссеном, отягощенным уже третьим браком. Но после венчания трое в масках, включая её брата, похитили Ульрику, которая тут же написала Александру Павловичу, что фон Эссен ужасный человек, и она не может с ним жить. Так как Ульрика была фрейлиной, то к свадьбе она получила от императора двенадцать тысяч серебром. Таким образом, ей удалось разбогатеть благодаря нескольким часам замужней жизни. Можно сказать, Ульрика оказалась практичной женщиной в пределах допустимого. Нравственности в финском обществе тех лет была довольно легкой, девушки и женщины были не только красивыми и услужливыми, но и любили деньги (а кто их не любит?). Ульрика больше замуж не выходила и прожила в свое удовольствие - любила нюхать табак, курить и играть в карты. Все тайны унесла с собой в магилу на старом кладбище в Борго.
Подробно:
Боргоский сейм. О романтичной роли веера Ульрики Мёллерсверд в истории ***
У исторического собора Порвоо сегодня в эпоху великих туристических открытий для китайских граждан. Туристы из Поднебесной попросили меня сделать их коллективную фотографию на память.
У храма установлен Монумент независимости Финляндии
Своеобразная визитная карточка Порвоо - красные здания, стоящие вдоль речных берегов. Это бывшие портовые склады и амбары. Еще в конце 18 века их покрасили в красный цвет в честь приезда в город короля Швеции Густава III. Порвоо был важным торговым центром, и в амбарах купцы хранили товары и экзотические деликатесы, привезенные из дальних стран.
Въезд в центр города со стороны моста
Старая ратуша. Во время исторического сейма 1809 года в этом здании собирались представители купеческого и крестьянского сословий. Сейчас в здании расположи краеведческий музей. В нем нельзя фотографировать, несмотря на то, что смотреть особенно нечего.
На Ратушной площади расположены сувенирные магазины и лавки.
Улочки старого Порвоо
Старый мельничный жернов приспособлен под цветочницу.
Река Порвоонйоки делит город на две части.
Современные коттеджи стилизованы под старинные портовые склады
Набережная
Кофейня на набережной, где можно посидеть в расслаблено обстановки с видом на реку
Старый прогулочный катер
Воздушный змей в образе черного ворона
Сувенирный магазинчик
***
В Порвоо родился единственный сын великого князя Кирилла Владимировича - Владимир Романов (1917-1992). В эмиграции он получил от отца титул «Великий Князь», а с 1938 года являлся претендентом на российский престол и главой Российского Императорского Дома. Владимир Кириллович отверг предположения, возникавшие в среде русской эмиграции в Париже. Она надеялась, что нацистская Германия поможет возвести Владимира Романова на престол как Правителя Украины в изгнании, и тем самым ослабить Советский Союз. Он отказался стать «регентом Украины», не желая отторгать Украину от общей страны, которую он всё ещё считал Российской империей. Умер в апреле 1992 года во Флориде (США) во время выступления перед американскими бизнесменами, которых призывал оказать экономическую помощь возрождающейся России. В соответствии с завещанием глава Российского императорского дома. Владимир Кириллович похоронен в великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга.
***
В прошлом местный обыватель любил посплетничать. В Старом городе на окнах некоторых жилых домов можно увидеть приспособление называемое «Зеркалом сплетника». Оно позволяло наблюдать за тем, что происходит на улице, не выглядывая из окна. В провинциальном Порвоо мало что происходило, кроме лошадиной ярмарки. Поэтому любовный роман Александра и Улы, которой удалось «закадрить» царя с помощью веера кадрилью, и история о спичках стало подарком судьбы для горожан. Про этот любовный роман знают все без исключения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/dergachev_va/58474394/3191269/3191269_original.jpg)
Еще местные жители вспоминают о съемках знаменитого фильма-комедии Леонида Гайдая «За спичками» (1980) с Вячеславом Невинным и Евгением Леоновым в главных ролях, что снимался на улицах Порвоо по одноименной повести финского писателя Майю Лассила. В фильме так же снимались такие звезды, как Галина Польских, Сергей Филиппов, Георгий Вицин, Леонид Куравлев, Александр Ширвиндт, а одну из песен исполнял Иосиф Кобзон.
Сюжет прост как сама обыденная жизнь. Супруги счастливо жили на хуторе, пока жена Анна-Луиза не послала мужа за спичками на соседний хутор. Мораль такова - не посылайте мужей за спичками к соседям, если они предрасположены к «болезни души» или еще к чему-то греховному. Они могут зайти очень далеко, а вернувшись, обнаружить у жены другого «мужа». Сегодня в Порвоо поклонники этой истории могут заказать экскурсию по следам фильма «За спичками».
http://5tv5.ru/frames/12151/f0.jpg
***
Ну а нам пора возвращаться в Санкт-Петербург. На обратном пути на финско-российской границе образовалась небольшая пробка. Россия отмечала День России, и многие жители Питера выехали в Финляндию на праздничные дни. Финские пограничники пошли навстречу российским туристам и открыли дополнительный коридор на терминале для финских граждан.
Карельский перешеек. Мост через Сайменский канал. Более подробно о канале:
Лахти. Из финского лета в Санкт-Петербург на «Аллегро»
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия (продолжение)
Балтийская геополитика. Аланды. Демилитаризованный на благо соседних государств архипелагМеркета. Остров-лилипут, разделённый государственной границей Аланды Аланды. Демилитаризованный рай для жизни людей и природы Аланды. Мариехамн. Столица островной морской державы Аланды. Мариехамн. Лицом к морю Аланды. Воспоминания о русской крепости Бомарсунд Аланды. Деревня викингов. Средневековый замок Кастельхольм. Ферма Аланды. Западный почтово-таможенный форпост Российской империи Балтийский ночной круиз Мариехамн - Хельсинки. «Северный Гибралтар» Хельсинки. Столица международного мира Порвоо. У истоков Великого княжества Финляндского, а так же роль женского веера в истории Предыдущие публикации серии:
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия Москва. Жаркое футбольное лето 2018 год Москва. Прогулка от Пречистенки до Нового Арбата Главное здание МГУ. Июнь 2018 года Москва. Ломоносовский проспект и вокруг. Прогулка с воспоминаниями Санкт-Петербург. Северная Пальмира. Июнь 2018 года Санкт-Петербург. Невский фасад Северной Пальмиры Санкт-Петербург. Круиз по Фонтанке и Мойке Санкт-Петербург. Литераторские мостки. Вождя всемирного пролетариата здесь ждут Кронштадт. Военно-морской форпост России Финляндия. Путь от Санкт-Петербурга до Турку. И закаты здесь тихие Турку. Бывшая столица Финляндии Вождь всемирного пролетариата в кустах. По тонкому льду на Запад Финляндия. Турку. Ворота на Запад и путь на Восток. Мировая столица круизного судостроения