Кронштадт. Военно-морской форпост России

Aug 04, 2018 10:52

Владимир Дергачев


https://cdn2.img.ria.ru/images/152510/02/1525100286.jpg

Город-порт и военно-морская база Кронштадт расположен на острове Котлин и прилегающих мелких островах Финского залива и соединен дамбой с материком. В административном отношении является Кронштадтским районом города федерального значения Санкт-Петербурга. Численность населения (44,4 тыс. человек, 2018) на протяжении четверти века остается относительно стабильным.

Из Кронштадта отправлена 41 кругосветная экспедиция, а экипажами кораблей сделано 56 крупных географических открытий. В 1990 году исторический центр города вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (как часть объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним памятники»). В 2009 года Кронштадту было присвоено звание «Город воинской славы».

История. С 1323 года по Ореховскому мирному договору остров Котлин служил границей между Новгородской республикой, а затем Россией - с одной стороны и Швецией - с другой. В феврале 1617 года по Столбовскому мирному договору остров отошёл к шведам, а в 1703 году, когда шведские корабли ушли в незамерзающие порты, Пётр I начал возводить на нём крепость.

Первый форт был построен на насыпанном острове за одну зиму и когда весной шведы, открывая навигацию, проснулись, то с удивлением обнаружили в своем Финском заливе крепость на острове, закрывающей им подход к Невской губе.

В мае 1704 года крепость была освящена и названа Кроншлот (нидерл. Kronslot - коронный замок). Этот день считается датой основания города Кронштадта. Его стратегическое положение оказалось настолько удачным, что за всю историю мимо крепости не прошло ни одно неприятельское судно.

В Кронштадт на постоянное место жительство переселяли дворян, купцов с семьями и многочисленных работных людей. В это время были возведены трёхэтажный дворец Петра I (сгорел в конце XVIII века) и Итальянский дворец А. Д. Меньшикова. В 1717 году на острове был основан морской госпиталь.
В 1722 году сооружен форт-остров «Цитадель». В октябре 1723 года на острове Котлин в торжественной обстановке состоялась закладка Петром I крепости Кронштадт, тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «коронный город». Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота. В 1723-1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстановлен по генеральному плану. Значительная часть построек города, порта и крепости была вновь разрушена в результате наводнения 1824 года. В результате деятельности Комитета об устройстве Кронштадта сооружены Гостиный двор (1835), военно-морской госпиталь (1840), арсенал (1836) и другие объекты. В 1858 году завершено строительство Пароходного завода (теперь Кронштадтский морской завод). В 1861-1888 годах Кронштадтская крепость была перестроена и перевооружена нарезной артиллерией.

И. К. Айвазовский. Кронштадтский рейд. 1840.


Форты Кронштадта, 1855 год.




Форт Император Александр I (Чумный) у острова Котлин. Всего военно-морскую базу Кронштадт окружало свыше 15 оборонительных фортов.


© Алексей Новосёлов http://static.panoramio.com/photos/large/3077436.jpg

Форт Император Александр I (Чумный) входил в систему обороны Кронштадта. Крепость расположена на небольшом искусственном островке к югу от Котлина. Самый первый многоярусный форт Кронштадтской крепости был сооружен в 1836 -1845 годах ближе к фарватеру, по которому и сегодня проходят суда, идущие по Морскому каналу. Во время строительства дноуглубительные работы с помощью землечерпальных машин производились около года. Всего было забито 5335 двенадцатиметровых свай. После этого, уложили бетонную подушку на выровненном свайном поле высотой в 1,8 метра.

Форт выполнен в виде овального здания с тремя этажами и двором в центре. Со стороны Кронштадта находится пристань и служебное здание для служб и личного состава. Места в крепости было достаточно, чтобы держать гарнизон до 1000 человек. Форт был вооружён 103 орудиями, в число которых входили и новейшие трёхпудовые пушки, бывшие в то время самыми мощными крепостными орудиями.

После полувековой службы форт был исключен из состава оборонительных сооружений и до 1917 года использовался как лаборатория по исследованию чумы. В 1894 году в Гонконге и Кантоне вспыхнула эпидемия чумы, погибло около ста тысяч человек. К 1896 году чума добралась до границ Российской империи. Изолированное от внешнего мира укрепление идеально подходило для смертельно опасных работ, и здесь расположилась первая в России противочумная лаборатория, где при опытах с опасными микробами погибло несколько врачей. Допуск в это время в форт был строго ограничен, сообщение с внешним миром поддерживалось с помощью маленького пароходика с символическим названием «Микроб». Произведённые здесь препараты помогали предотвращать эпидемии чумы, холеры, тифа в Российской Империи.

С 1923 года укрепление снова перешло в руки военных, которые создали склад минно-трального оборудования, а к 1983 году форт Чумной был заброшен. В 2000 годах здесь проводили фестивали электронной музыки Fort Dance. В настоящее время форт находится в федеральной собственности, добраться до него можно либо зимой по льду Финского залива, либо летом на катере в составе экскурсий.

Крымская война 1853 -1856 годов послужила новому этапу в развитии Кронштадтской крепости и особенно совершенствованию обороны слабо укреплённого Северного фарватера. Здесь особое значение уделялось морской батареи №5, постройка которой завершилась в 1864 году. Согласно повелению Александра II она стала именоваться морской северной батареей № 1. Уже в советское время все кронштадтские морские батареи, в т. ч. и северная № 1 (см. на снимке), стали называться фортами.


В октябре 1905 года в Кронштадте вспыхнуло восстание матросов и солдат, в котором приняли участие около 4,5 тысяч военнослужащих. Отсутствие руководства и дисциплины привело к погромам винных складов, магазинов и жилых домов. Прибывшие войска подавили восстание. В результате с обеих сторон 22 человека погибло, около 100 человек ранены, около 3 тысяч участников восстания арестованы, 66 человек приговорены к различным срокам каторги и тюремного заключения.

В 1918 года в Кронштадт из Гельсингфорса и Ревеля был перебазированы корабли Балтийского флота. Ледовый поход (операция по спасению кораблей от захвата германскими и финскими войсками) был осуществлен в тяжёлых ледовых условиях февраля - мая 1918 года. Операцией руководил начальник Морских сил Балтийского моря, капитан 1-го ранга А. М. Щастный, расстрелянный в тот же год большевиками. В результате операции спасены от захвата и перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и 12 подводных лодок.

***
В марте 1921 года страну Советов потрясло Кронштадтское восстание - вооружённое выступление гарнизона военно-морской крепости, экипажей кораблей Балтийского флота и жителей города против диктатуры большевиков и проводимой политики «военного коммунизма», включая продразвёрстку, развал промышленности, а также политические разногласия в большевистской партии. Среди требований восставших: обеспечение свободных перевыборов Советов, свобода слова и печати, свобода собраний и профсоюзов освобождение политзаключённых, реализация лозунга «землю - крестьянам». 7 марта 1921 года войска под командованием Михаила Тухачевского начали обстреливать Кронштадт, бескровно восставший против большевиков. В поэме поэта Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки» есть такие строки:
«…Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лёд…»

По официальным данным среди восставших было убито 1 тыс. в бою, свыше 4 тыс. ранено и арестовано. Среди нападавших 1,9 тыс. убито и 1,2 тыс. ранено. С 1922 года произведено массовое выселение жителей Кронштадта с острова. В течение последующих лет оставшиеся в живых участники кронштадтских событий были неоднократно репрессированы. Тем не менее, это восстание заставило большевистскую власть перейти к Новой экономической политике (НЭП) и отменить практику военного коммунизма.***

В начале Великой Отечественной войны 23 сентября 1941 года в ходе налёта Люфтваффе на Кронштадт город и крепость понесли большие разрушения, потоплен линкор «Марат», другие корабли и суда, разрушены здания и Морской завод. Но блокадный город удерживался советскими войсками. Малая дорога жизни связывала Ораниенбаум, Кронштадт и Лисий Нос.

***
Балтийский флот и Ленинградская военно-морская база в Балтийской морской зоне имеет стратегическое значение для Санкт-Петербурга - крупного порта, научно-производственного центра с мощным кораблестроением. Краснознамённая Ленинградская военно-морская база в советское время подчинялась напрямую Главнокомандующему ВМФ СССР. С 1994 года ВМБ входит в состав Балтийского флота. Включает пункты базирования и порты Кронштадт, Санкт-Петербург, Ораниенбаум, Приозерск, акватории восточной части Финского залива и Ладожского озера. До конца 2008 года штаб базы находился в здании Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, затем в Кронштадте.


Парад военно-морского флота в Кроншате в 2017 году. На Большом Кронштадском рейде стоят корабли Северного флота - тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской».


Фотография из Интернета

***


Город-крепость имеет многочисленные достопримечательности. Храмы Кронштадта являлись и хранителями реликвий боевой славы русского флота. До 1917 года в городе имелось около 30 православных храмов, две лютеранские церкви, одна католическая и одна старообрядческая, а также мечеть и синагога.

Морской Никольский собор служит главным памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте создана Петром I. Строительство начато в 1902 году в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова и Отца Иоанна Кронштадтского. 10 июня 1913 года Собор освятили в присутствии Николая Второго, членов его семьи и большого стечения народа. Храм - высотная доминанта города (75,3 м), в ясную погоду он виден с любого берега Финского залива.

Богослужения продолжались до 1929 года, официально Собор закрыт в 1932 году, здесь устроили Клуб и кинотеатр имени Максима Горького. С 1939 года в Соборе находился Матросский клуб ВМФ, в годы войны - госпиталь, наблюдательный пункт, пункт единого времени и др. Два вражеских артиллерийских снаряда попали в Собор, но без особых последствий. С 1980 года в Соборе размещался музей «Кронштадтская крепость» (филиал Центрального военно-морского музея), а с 1990-х - Театр Балтийского флота. С 2008 году началась реставрация храма, освящённого патриархом Кириллом 19 апреля 2012 года, после чего здесь проводятся богослужения по выходным дням и православным праздникам. Официальное открытие Собора состоялось 28 мая 2013 года.

Морской Никольский собор на центральной Якорной площади Кронштадте. Здесь сохранилась уникальная чугунная мостовая.


Впереди - алтарь, а в левой части солеи находится мраморная кафедра для проповедей. Она декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя.


Алтарь приподнят в высоту на 4 метра. Иконостас исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Иконостас был уничтожен в 1929 году и полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам.


Пол устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей. Во время нашего посещения проводилось освящение икон для одного из кораблем военно-морского флота.


Огромные круглые окна-витражи храма напоминают иллюминаторы. Всего витражей в соборе пять, в том числе два имеют огромные размеры - площадью по 52 кв. метра каждое. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были самыми большими витражами в дореволюционной России. Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции - Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя - решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале XX века. Воссозданием огромных стеклянных полотен в 2011-2012 годах занималась петербургская мастерская Алексея Яковлева.




Памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову у стен Морского собора


Бронзовый памятник адмиралу С. О. Макарову, созданный в 1913 году скульптором Л. В. Шервудом, стоит на краю огромной 160-тонной гранитной скалы, а морская волна, набегающая на неё, очертаниями напоминает японского дракона. Это символ гибели С. О. Макарова на броненосце «Петропавловск» в 1904 году при обороне Порт-Артура во время Русско-японской войны. В нижней части памятника - на лицевой стороне девиз Макарова - «Помни войну», а на трёх других сторонах - барельефы с основными эпизодами его жизни и деятельности.


Братская могила (Огонь Славы), в память о погибших во время восстаний 1905-1906, 1917-1921 годов и в 1919 году в Гражданскую войну. Надпись справа: «1917. Под знаменем красным в огне революции Вы славу Кронштадту в веках утвердили».


Надпись: «1919 - 1921. Сраженные в битвах за счастье народов живых благодарность они заслужили. Памяти жертв Кронштадтского восстания 1921».


В Кронштадт установлены многочисленные памятники, в том числе Петру I, адмиралам Ф. Ф. Беллинсгаузену, Ф. Ф. Ушакову и С. О. Макарову, И. К. Айвазовскому, А. С. Попову, Иоанну Кронштадтскому, В. И. Ленину и С. М. Кирову. Имеются памятники революционным морякам Балтики (П. Е. Дыбенко), морякам-подводникам и морзаводцам; мемориалы «Борцам за дело революции», «Погибшим в Великой Отечественной войне», «Малая дорога жизни», «Подводникам Балтики», «150-летие установления российско-японских дипломатических отношений». В Кронштадте родился русский и советский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1978), академик Пётр Леонидович Капица (1894-1984), ему то же установлен памятник.

Впереди - Гостиный двор, памятник истории и архитектуры XIX века.


Обводной канал


Памятник блокадной колюшке


Кронштадтский футшток для измерения высоты уровня Балтийского моря, установленный на устое Синего моста через Обводный канал в Кронштадте.




От нуля Кронштадтского футштока (в рамках Балтийской системы высот) на всей территории бывшего Советского Союза производятся измерения абсолютных высот. Кронштадтский футшток - один из старейших в глобальной сети уровневых постов Мирового океана.

***
Путь на Кронштадт с северной стороны Кольцевой автомобильной дороги.




Комплекс защитных (водопропускных и судопропускных) сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений, протянувшийся поперёк Финского залива от Бронки до Сестрорецка, через остров Котлин, на котором находится город Кронштадт.


Строящийся и замороженный в 1992 году комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений включает дамбы (22 км), водопропускные и судопропускные сооружения. Из-за распада СССР строительство превратилось в долгострой, вместо проектных 8 лет продолжалось 32 года (1979 - 2011).

Фотография 1992 года замороженного участка строительства Судопропускного сооружения С-1, предназначенного для круглогодичного пропуска морских судов.


Фотография Владимира Дергачева

Судопропускное сооружение С-1 представляет собой судоходный пролёт с сегментными плавучими затворами-батопортами. Ширина судоходного пролёта 200 м, глубина воды на пороге 16 м. При угрозе наводнения доковые камеры с затворами заполняются водой, батопорты всплывают и выдвигаются в середину канала. Достигнув центра, затворы начинают наполняться водой и под своей тяжестью медленно опускаться на дно порога. Таким образом, они препятствуют дальнейшему продвижению балтийской нагонной волны к Санкт-Петербургу. В обычном состоянии батопорты находятся в сухих доковых камерах.\

Блокировка судопропускного канала во время наводнения.


http://img11.nnm.me/e/b/4/5/b/91a59c4622051f58ddf72f610e0.jpg

Под судоходным каналом проходит подземный шестиполосный автомобильный тоннель общей длиной 1961 м. Самая нижняя точка тоннеля расположена на отметке - минус 28 м.

Получив информацию от Системы предупреждения угрозы наводнений о подъёме уровня воды, Дирекция КЗС заблаговременно предупреждает Администрацию порта Санкт-Петербург об угрозе затопления и прекращении навигации. Начинается подготовка к маневрированию затворов всех защитных сооружений.
На протяжении всей истории Санкт-Петербурга городу всегда угрожали наводнения. В настоящее время наводнением считается подъём воды выше 160 см от нуля Кронштадтского футштока. Со времени основания города было зафиксировано 305 подъёмов воды, из которых 3 считаются катастрофическими (300 см и выше).

Перед распадом СССР строительство Комплекса практически остановилась из-за финансовых трудностей и протестов «демократического» экологического движения, требующих в лучших традициях революционного пролетариата, до основания разрушить, что уже было построено.

Комплекс сооружений полностью вступил в строй в 2011 году.


Впервые я проходил морем мимо  Кронштадта  летом 1992 года:

Путешествие вокруг Европы под флагом исчезнувшего государства
Санкт-Петербург. Город трех революций и буревестников российской демократии
«из этого путешествия заимствована часть текста)

Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия  (продолжение)

Санкт-Петербург. Северная Пальмира. Июнь 2018 года
Санкт-Петербург. Невский фасад Северной Пальмиры
Санкт-Петербург. Круиз по Фонтанке и Мойке
Санкт-Петербург. Литераторские мостки. Вождя всемирного пролетариата здесь ждут
Санкт-Петербург. Купчино. Самый крупный спальный район
Санкт-Петербург. Школа. Дорога к спортивному Олимпу начинается  здесь

Кронштадт. Военно-морской форпост России

Предыдущие публикации серии:
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия
Москва. Жаркое футбольное лето 2018 год
Конференция Международного географического союза
Москва. Прогулка от Пречистенки до Нового Арбата
Круиз по Москва-реке. Речной фасад столицы
Московское центральное кольцо

Москва. Воробьевы горы. «Там хорошо рассвет встречать вдвоем»
Главное здание МГУ. Июнь 2018 года
Географический факультет МГУ. Выше всех
Москва. Ломоносовский проспект и вокруг. Прогулка с воспоминаниями

Россия, Санкт-Петербург, Кронштадт

Previous post Next post
Up