Владимир Дергачев
Бывший императорский дворец Михайловский или Инженерный замок у Фонтанки построен по заказу Павла I и стал местом его смерти. Это крупнейший архитектурный памятник, завершающий историю петербургского зодчества XVIII века.
Перекинутый через Фонтанку у Летнего сада Прачечный мост, соединяет собой набережную Кутузова и Дворцовую набережную. Мост получил свое название от находившегося неподалеку на набережной реки дворцового Прачечного двора (1766-1769).
В 1924 году в доме № 2 по набережной Фонтанки, в огромном здании бывших придворных прачечных у Летнего сада на служебной площади знаковой представительницы Серебряного века, актрисы, художника, манекенщицы Ольги Глебовой-Судейкиной поэтесса Анна Ахматова прожила с апреля до конца октября. Летом Осип Мандельштам привел к ней сюда свою молодую жену. Надежда стала большим другом Ахматовой на всю жизнь. В том же году Ахматова была на полтора десятилетия, говоря ее собственными словами, «изъята из обращения». Здесь поэтесса пережила третье по счету сильнейшее наводнение в истории Петербурга, произошедшее ровно через сто лет после описанного Пушкиным наведения в «Медном всаднике». Некоторые современники воспринимали его как Апокалипсис, возмездие советскому режиму. Справа на снимке - сохранившейся в первозданном виде дворец-резиденция Петра Великого в Летнем саду.
Императорское Училище правоведения. Здание с колонами и угловыми куполами 1890 года постройки. Это высшее юридическое учебное заведение было основано по инициативе принца П. Г. Ольденбургского при деятельной поддержке М. М. Сперанского и открылось в 1836 году. Из стен Училища вышли такие выдающиеся деятели русской культуры, как композиторы П.И. Чайковский и А.Н. Серов, критик В.В. Стасов и его брат, юрист Д.В. Стасов. В этом здании с 11 по 25 ноября 1917 года проходили заседания Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, на котором дважды выступил Владимир Ленин. В советское время здесь размещался институт «Ленгражданпроект».
Парковый ансамбль Летний сад является памятником садово-паркового искусства. Сад заложен по повелению Петра I в 1704 году.
В 1994 году у Михайловского (Инженерного) замка рядом с 1-м Инженерным мостом был установлен памятник «Чижик-Пыжик». Недалеко от этого места на набережной Фонтанки, с 1836 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. Согласно петербургской легенде, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки, студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками». Именно о них была сочинена известная песенка:
Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две -
Зашумело в голове.
Идея памятника Чижику-Пыжику была высказана писателем Андреем Битовым во время проведения фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» в 1994 году. Воплотил эту идею грузинский режиссёр, сценарист и скульптор Резо Габриадзе совместно с архитектором Славой Бухаевым. Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть монеткой на постамент, на котором стоит Чижик-Пыжик, то желание обязательно сбудется. Залогом счастья для молодоженов служит ещё одна традиция: жених должен опустить привязанную на верёвке наполненную рюмку к памятнику и «чокнуться» с клювом чижика, не разбив её. Из-за миниатюрности памятника (высота - 11 см, масса - 5 кг) он стал находкой для воров, его похищали семь раз, но каждый раз скульптура возвращалась на место или восстанавливалась заново.
https://www.stihi.ru/pics/2012/05/26/2265.jpg Шереметевский дворец («Фонтанный дом»). В 1712 г. Петр I подарил участок на Фонтанке своему соратнику фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Более 150 лет (до 1918) дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям этого дворянского рода. Каменный дворец (Фонтанный дом) в стиле раннего барокко был возведен в середине XVIII века. После Октябрьской революции в доме открыли музей дворянского быта, существовавший до 1931 года. Затем в здании располагались разные научно-исследовательские учреждения. В 1989 году часть помещений Шереметевского дворца передана Музею театрального и музыкального искусства, и была осуществлена реконструкция.
В этом доме на набережной реки Фонтанки Анна Ахматова прожила более 30 лет. Осенью 1918 года она поселилась в северном флигеле. Здесь она прожила с мужем, ассириологом и поэтом Владимиром Шилейко, два года. Их брак распался, и Анна Ахматова покинула Фонтанный дом, но вернулась сюда в середине 20-х годов. Ее новый муж, Николай Пунин, известный историк искусств, жил в южном флигеле на третьем этаже в квартире, которая в 30-е годы была уплотнена и стала коммунальной. В 1938 году Анна Ахматова расстается с Пуниным, но из квартиры не уезжает, а переселяется в другую комнату. В Фонтанном доме Анна Ахматова написала множество знаменитых стихотворений. Она, опасаясь репрессий, не хранила рукописи и доверяла самым близким друзьям заучивать стихи наизусть. Так были сохранены «Реквием» и «Поэма без героя».
В 1952 году администрация Научно-исследовательского Арктического института, располагавшегося в Шереметевском дворце, окончательно выселяет жильцов из бывших флигелей. Ахматова вместе с семьей Ирины Пуниной вынуждена покинуть Фонтанный Дом и переехать по другому адресу. Литературно-мемориальный музей А. А. Ахматовой был открыт в 1989 году к столетию со дня рождения поэта в южном садовом флигеле дворца. Филиалом музея является музей-квартира её сына, Льва Гумилева.
Подробно:
Анна Ахматова. Парящая в небесахЛандшафты памяти. Лев ГумилевЛев Гумилев. Последнее пристанище Знаменитый Аничков мост через реку Фонтанку расположен по оси Невского проспекта. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.
В прошлом Фонтанка называлась Ериком. В 1715 году император Пётр I издал указ, согласно которого при прокладке Невского проспекта был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший реку и заболоченную пойму. Затем среднюю часть сделали подъёмной, поскольку углубили Фонтанку и по ней стали ходить суда. До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил заставой.
Со временем город стал застраиваться на территории бывших пригородов. Аничков мост перестраивается к 1787 году, но в связи с возрастанием интенсивности движения через полвека его разобрали и в 1842 года состоялось торжественное открытие нового моста. На гранитных пьедесталах для статуй воздвигли скульптуры «Укротители коней». Отлитые в бронзе первые две скульптуры, созданные скульптором Петром Клодтом. «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне моста. Аналогичные скульптуры на восточном берегу были временными, из гипса. Отлитых бронзовых коней прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, их и сегодня можно увидеть в Берлине. В 1844 гипсовые скульптуры на мосту, наконец, были заменены на бронзовые, но через два года царь подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и «кони» оказались в Неаполе. Только в 1851 году мост был окончательно «укомплектован», при этом Клодт создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи покидали мост в 1941 году во время блокады, их сняли и закопали в саду Аничкова дворца. В 2000 году «коней» увезли на реставрацию и к 300-летию города они возвращены на прежнее место.
Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения на граните постамента коней специально не стали реставрировать, здесь остался след от осколков немецкого артиллерийского снаряда. В последние годы была проведена капитальная реконструкция пролётной части моста и чугунных ограждений, которые были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области.
Только во время фотосессий замечаешь паутины проводов, мешающих восприятию архитектурных шедевров.
Проходим под Аничковым мостом
Дворец Белосельских-Белозерских расположен на Невском проспекте у Аничкина моста. В 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом, который был снесён и на его месте построен первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. К 1848 году дворец был перестроен в стиле барокко и приобрел современный вид. Название «Белосельских-Белозерских» связано с именем генерала свиты князя Эспер Белосельского-Белозерского, одного из богатых наследников симбирского купца и заводчика Ивана Мясникова. Он был братом княгине Зинаиды Волконской - писательнице, поэтессе, певице и композиторе, видной правительницы русской культурной жизни. Генерал заказал здание в духе Растрелли, но скончался, когда рыли фундамент особняка.
С 1884 года дворец связывался с именем великого князя Сергея Александровича - младшего брата Александра III, став в некотором роде свадебным подарком к его браку с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елизаветой Федоровной). Дворец получил новое название - «Сергиевский». С 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы и дворец пустовал. В 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик. Его вдова стала монахиней, игуменьей московской Марфо-Марьинской обители. Так как она была бездетна, её приёмными детьми стали племянники мужа - Дмитрий и Мария. Мария Павловна вышла замуж за шведского принца, а Дмитрий Павлович получил от тети её петербургский дворец на Невском. Дмитрий являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец. Но со временем охладел к государю и государыне, с Феликсом Юсуповым осуществил покушение на Григория Распутина. После убийства «старца» князя выслали в Персию.
Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6 тыс. русских солдат. После Октябрьской революции 1917 года дворец был национализирован. С 1920 года здесь с комфортом разместился районный комитет партии Центрального, позже - Куйбышевского района. После провала августовского путча 1991 года райком КПСС закончил своё существование, и в 1992-м году дворец был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга. В нём было размещено государственное учреждение культуры «Петербургский культурный центр». С середины 1990-х и до 2004 года во дворце располагался Исторический музей восковых фигур. C 2003 году здание передано под юрисдикцию Управления делами президента Российской Федерации, осуществившего в 2015 году реставрационные работы.
Мост Ломоносова через реку Фонтанку, соединяющий Спасский и Безымянный острова, построен в 1785-1788 годы, является одним из выдающихся памятников мостостроительной культуры города. Первоначально мост назывался Екатерининским в честь Екатерины II, однако вскоре после постройки был переименован в Чернышёв мост (от находившейся здесь загородной усадьбы графа Чернышёва). 23 августа 1948 года мост одновременно с примыкающей площадью был переименован в честь М. В. Ломоносова. В прошлом мост был разводным. Разводные механизмы находились в четырёх гранитных башнях.
Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (БДТ) основан в 1918 году, один из первых театров, созданных после Октябрьской революции. С 1932 по 1992 год БДТ носил имя своего основателя, Максима Горького. В 1992 году получил имя режиссёра Георгия Товстоногова, возглавлявшего театр на протяжении тридцати трёх лет с 1956 по 1989. Труппа, созданная Товстоноговым, по мнению некоторых отечественных театроведов, на протяжении нескольких десятилетий была одной из лучших в мире. Здесь звёзды всесоюзного масштаба исчислялись десятками. Товстоногов, с его репутацией деспота и диктатора, придавал большое значение «интеллектуальному уровню» актеров, и умел им стать соавтором спектакля. В БДТ Товстоногова блистали Нина Ольхина, Людмила Макарова, Эмма Попова, Зинаида Шарко, Татьяна Доронина и блистают Наталья Тенякова, Светлана Крючкова и Алиса Фрейндлих. Зашкаливает количество мужских «звезд» труппы, среди которых Виталий Полицеймако, Евгений Лебедев, Ефим Копелян и Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Олег Басилашвили, Владимир Рецептер и многие другие. На сцене театра сыграл свою незабываемую роль Иннокентий Смоктуновский. После премьеры «Идиота» в БДТ в 1957 году Смоктуновский проснулся знаменитым. Театральные критики, и режиссёры, и коллеги-актёры называли спектакль Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни.
Георгий Товстоногов умер за рулём своего автомобиля, возвращаясь 23 мая 1989 года домой после генеральной репетиции спектакля «Визит старой дамы».
Лештуков мост через Фонтанку, соединяет Спасский и Безымянный острова. Рядом находится Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова. В 1907 году специально для посетителей Суворинского театра (ныне БДТ) был построен деревянный мост. В 1952 году деревянные пролеты были заменены металлическими балками. С 1993 года по 1999 год мост находился в капитальном ремонте.
Семёновский мост через Фонтанку соединяет Спасский и Безымянный острова и расположен по оси Гороховой улицы. Своё название мост получил от казарм лейб-гвардии Семёновского полка, располагавшихся рядом. На этом месте деревянный мост существовал с 1738 года. В 1788 году мост перестроен по типовому проекту мостов через Фонтанку с характерными башнями. В середине 19 века была произведена перестройка моста. Башни были разобраны, опоры переложены, пролёты впервые в Петербурге перекрыты металлическими балками со сплошными стенками. В 1949 году был произведен капитальный ремонт моста, пролетное строение заменили новым металлическим.
На набережной реки Фонтанки между Московским проспектом и улицей Ефимова примечателен архитектурный комплекс конца XVIII века, состоящий из трёх рядом расположенных небольших домов. Значительная часть этого участка принадлежала директору придворной Певческой капеллы М. Ф. Полторацкому. Из своего владения он выделил дворовый участок в приданое дочери Елизавете, в 1780 году вышедшей замуж за А. Н. Оленина. Здесь был построен трехэтажный каменный дом под фронтоном. В 1813 году Оленины приобрели ещё один, почти смежный особняк, в котором заселились и жили до осени 1819 года. Вероятнее всего, первая встреча Пушкина с Анной Керн произошла в этом доме (№ 97). Три смежных дома на Фонтанке (№ 97, 99 и 101) решены в традиционных формах русского классицизма.
Историю этого дома на набережной Фонтанки я не смог вспомнить.
Особняк государственного деятеля, сенатора Российской империи, русского поэта эпохи Просвещения Гавриила Романовича Державина с 2003 года стал литературно-мемориальным музеем-усадьбой, филиалом Всероссийского музея А. С. Пушкина. В большом двусветном зале после 1811 года проходили собрания «Беседы любителей русского слова». В 1846 году здание было перестроено изнутри для нужд Римско-католической духовной коллегии, фактически превратилось в резиденцию католического архиепископа-митрополита. В советское время внутри находились коммунальные квартиры.
Православный Троицкий собор на Троицком проспекте имеет полное историческое название - Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Первый, походный, храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящён в июле 1733 года, вскоре после прибытия полка в Санкт-Петербург. В 1754 году был заложен новый деревянный пятиглавый храм. Церковь сильно пострадала во время наводнения в 1824 году, в храме «вода стояла на три аршина». В 1828 году совершилась закладка нового храма, на торжествах присутствовали императрица Мария Фёдоровна и цесаревич Александр Николаевич. Строительство осуществлялось на личные средства императора Николая I и казённые деньги. В 1835 года митрополит Московский торжественно освятил храм.
В соборе 15 (27) февраля 1867 года состоялось венчание Ф. М. Достоевского с А. Г. Сниткиной, а 6 (18) ноября 1894 года - отпевание А. Г. Рубинштейна. При храме действовало благотворительное общество, имевшее в своём распоряжении богадельню, приют и бесплатные квартиры. В 1912 году было основано Братство православного воспитания детей.
В 1928-1938 годах храм стал кафедральным собором митрополитов Ленинградских, но был закрыт. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий. Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну. В 50-60 годы осуществлена реставрация внешнего вида, в самом здании находился склад. Храм возвращён Русской православной церкви в 1990 году. 25 августа 2006 года произошло возгорание строительных лесов, установленных для реставрации купола собора. Реставрация завершилась 11 января 2017 года.
Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Высота составляет 80 метров. Вмещает более 3 тыс. человек. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I.
В память Русско-турецкой войны 1877-1878 годов у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 2005 году Колонна Славы была восстановлена.
Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) - первый морской собор, традиционно окормлявший моряков русского флота, полковой храм Гвардейского экипажа. Инициатор строительства каменного собора - генерал-адмирал Михаил Михайлович Голицын.
Никольский морской собор строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 год. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755-1758 годах. Главная святыня собора - греческая икона святителя Николая Чудотворца XVII века с частицей его мощей - находится в нижнем храме. В саду перед храмом, в 1908 году был воздвигнут Цусимский обелиск в память о погибшем в Цусимском сражении экипаже броненосца «Император Александр III».
При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней. После Октябрьской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941-1999 годах был кафедральным. В помещении, устроенном на хорах собора, жили митрополиты Ленинградские. 10 марта 1966 года в нижней церкви собора было совершено отпевание А. А. Ахматовой.
В 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил чин освящения верхнего храма, Богоявленской церкви. В храм были возвращены святыни - иконы и рака с частицами мощей святых многих веков, начиная с первых христианских мучеников.
В верхнем храме установлены мемориальные доски экипажам атомной подводной лодки «Комсомолец» и других затонувших советских подводных лодок. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков атомной подводной лодки «Курск».
Крюков канал соединяет Фонтанку с Мойкой.
Государственный академический Мариинский театр (в 1935-1992 годах - Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) - один из ведущих музыкальных театров России и мира. Труппа, основанная ещё в XVIII веке, до революции функционировала под руководством дирекции Императорских театров. В 1784-1886 годах для балетных и оперных спектаклей использовалось преимущественно здание Большого театра, в 1859-1860 году там же, на Театральной площади было выстроено нынешнее здание театра, названное в честь императрицы Марии Александровны.
В настоящее время театральный комплекс включает в себя собственно основное здание на Театральной площади, концертный зал (с 2006 года), вторую сцену на Крюковом канале (с 2013 года) и филиалы во Владивостоке и Владикавказе. С 1988 года художественным руководителем и директором театра является дирижёр Валерий Гергиев.
Торговый мост через Крюков канал соединяет Коломенский и Казанский острова. Является памятником истории и культуры.
Вторая сцена Мариинского театра на набережной Крюкова канала - новый корпус Мариинского театра, на сооружение которого из федерального бюджета было отпущено 22 млрд. рублей. Проект, разработанный не слишком известной в архитектурных кругах канадской фирмой Diamond Schmitt Architects. Здание было введено в эксплуатацию 2 мая 2013 года. Архитекторы-оппоненты назвали здание главной архитектурной неудачей города последних лет. Новый театр возглавил анти-рейтинг с огромным отрывом. Жители Санкт-Петербурга новострой окрестили в Сетях «бетонной коробкой» и огромным сараем в центре города. По данным движения «Красивый Петербург», большинство опрошенных «ассоциируют его с торгово-развлекательным комплексом над новой станцией метро», а не с театром.
Автор: A.Savin (Wikimedia Commons • WikiPhotoSpace) - собственная работа, FAL,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=61625083 Матвеев мост через Крюков канал соединяет Коломенский и Казанский острова. Мост сохранил архитектурный облик, характерный для мостов канала 1780-х годов. Является памятником истории и культуры. Образует ансамбль с расположенным рядом Краснофлотским мостом через реку Мойку. Рядом с мостом расположены комплекс Новая Голландия и здание Морских Крюковских казарм (Центральный военно-морской музей). В здании на снимке расположен Музейно-выставочный центр «Петербургский Художник», где представлена живопись высочайшего художественного уровня ленинградских художников второй половины прошлого века.
Новая Голландия
Река Мойка является протокой невской дельты. Длина - 4,67 км, ширина до 40 м, наибольшая глубина до 3,2 м. До основания города река носила ижорское название Муя («грязная»). Современное название появилось в 1726 году как переосмысленный вариант труднопроизносимого «Мья».
Ижорцы - это родственники карел, выделившиеся в особую народность. Название происходит от шведского названия земель к югу от Невы и Финского залива - Ингерманланд, где ижорцы поселились в конце 1 тысячелетия.
Река Мойка изначально проистекала из болота на месте современного Михайловского сада. При обустройстве Летнего сада в 1711-1719 годах была прорыта Лебяжья канавка, а Мойка соединена с Фонтанкой. Одновременно с этим прорыт Красный канал от Невы к Мойке вдоль западной границы Марсова поля.
С момента постройки Санкт-Петербурга Мойка стала городской границей. В 1710-х годах на левом берегу Невы, проложили «Большую першпективную дорогу», ныне - Невский проспект. В месте пересечения магистрали с Мойкой в 1720 году был построен деревянный подъёмный мост (Зелёный мост). Он стал городской границей, которая проходила по реке в 1703-1726 годах, здесь собирались проездные подати. Для этого рядом с мостом стоял Мытный двор, рядом с которым находился Гостиный двор.
Исаакиевский собор, вид со стороны Мойки
Дворец Юсуповых на Мойке - памятник истории и культуры федерального значения. Юсуповский дворец вошел в историю как место убийства Григория Распутина. В настоящее время в здании располагается Дворец культуры работников просвещения.
В 1770-х годах началось строительство современного здания дворца для графа Андрея Петровича Шувалова. В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге. В 1830 году дворец был приобретён князем Борисом Юсуповым. С тех пор до 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых.
В ночь на 17 (30) декабря 1916 года во дворце был убит Григорий Распутин. Князь Феликс Юсупов был сослан в своё имение «Ракитное» за участие в сговоре с целью убийства, а дворец был передан доверенным лицам. В 1918 году дворец национализирован и в нём открыт историко-бытовой музей с картинной галереей. В 1925 году дворец передан работникам просвещения. Большая часть картин и ценных изделий искусства были переданы в Эрмитаж и Русский музей. В том же году за потайной дверью были среди других бумаг найдены письма Пушкина к Е. М. Хитрово, которые были изданы отдельной книгой с комментариями.
В 1935 году дворец взят под охрану государства постановлением ВЦИК РСФСР как историко-художественный памятник союзного значения. После войны во дворце был открыт Центр творческого досуга интеллигенции, позднее Дом учителя. В 1946-1955 годах некоторые отреставрированные залы дворца открылись для посещения. Сегодня здесь регулярно проходят концерты классической музыки, спектакли, вокальные вечера. Организуются разнообразные культурные программы, приёмы. В подвале, где произошло убийство Распутина, открыта выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти» с восковыми фигурами.
Вследствие неоднократных перестроек, произведенных в разное время и с использованием различных конструкционных решений, необходимо принятия срочных мер по сохранению Юсуповского дворца.
Синий мост через реку Мойку является самым широким (97,3 м) мостом в городе. Входит в ансамбль Исаакиевской площади. Соединяет Исаакиевскую площадь с переулком Антоненко и Вознесенским проспектом. Рядом с мостом расположены Мариинский дворец, Исаакиевская площадь с памятником Николаю I, Исаакиевский собор, здания Всероссийского Института Растениеводства им. Н. И. Вавилова (ВИР), Дом Композитора. На спуске у моста в 1971 году был установлен гранитный столб-футшток, украшенный трезубцем Нептуна. На самом сооружении нанесены отметки по уровню воды самых крупных наводнений: 1824, 1903, 1924, 1955, 1967. Выше по течению находится Красный мост, ниже - Фонарный мост.
Впереди - Красный мост
Здание торгового дома «Эсдерс и Схейфальс»
Дворец графа Кирилла Разумовского (Мойка, 48, в глубине сквера). В 1797 году сюда переехал Петербургский Воспитательный дом. В 1834 году в здании разместилось сиротское отделение (с 1837 года - Николаевский сиротский институт). C 1918 года здесь располагается Педагогический институт, в настоящее время - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. На воротах при входе во двор с Мойки помещено изображение пеликана, кормящего птенцов. Пеликан был символом воспитательного дома и остался символом университета. Подробно:
Великие немки у истоков российской благотворительности Зелёный мост через реку Мойку стал первым чугунным транспортным мостом в Петербурге, построенным в 1806 году, является памятником истории и культуры, расположен по оси Невского проспекта. Рядом с мостом находятся Строгановский дворец, дом Чичерина, дом голландской реформатской церкви, здание Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В угловом доме купца Котомина помещалась кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже, в которую перед самой дуэлью заезжал А. С. Пушкин.
Здание Главного штаба, фасад по набережной Мойки.
Эрмитажный мост, построенный через Зимнюю канавку, близ Эрмитажа, как и Прачечный мост был возведен одновременно с постройкой гранитных набережных реки Невы в 1763-1766 годах, и является одним из старейших мостовых сооружений Санкт-Петербурга.
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия (продолжение)
Санкт-Петербург. Северная Пальмира. Июнь 2018 года Санкт-Петербург. Невский фасад Северной Пальмиры Санкт-Петербург. Круиз по Фонтанке и Мойке Санкт-Петербург. Литераторские мостки. Вождя всемирного пролетариата здесь ждут Санкт-Петербург. Купчино. Самый крупный спальный район Санкт-Петербург. Школа. Дорога к спортивному Олимпу начинается здесь Кронштадт. Военно-морской форпост России Предыдущие публикации серии:
Путешествие из славян в варяги в поисках мира и благоденствия Москва. Жаркое футбольное лето 2018 годКонференция Международного географического союза Москва. Прогулка от Пречистенки до Нового Арбата Круиз по Москва-реке. Речной фасад столицы Московское центральное кольцо Москва. Воробьевы горы. «Там хорошо рассвет встречать вдвоем» Главное здание МГУ. Июнь 2018 года Географический факультет МГУ. Выше всех Москва. Ломоносовский проспект и вокруг. Прогулка с воспоминаниями