Великие немки у истоков российской благотворительности

Oct 05, 2015 20:37

Владимир Дергачев


Эмблема Мариинского ведомства, курирующего благотворительность в Российской империи. Пеликан кормит своей кровью птенцов, что символизирует любовь родителей к детям и попечение государя о своём народе.

Императрица Мария Федоровна (1759, Шеттин - 1828, Павловск)  - вторая супруга российского императора Пава I и мать императоров Александра I  и Николая I - была у истоков крупнейшей российской благотворительной организации - Императорского Человеколюбивого общества и главой попечительского совета Воспитательных домом.  И почти через два столетия хочется  выразить признательность императрицы,  которая до перехода в православие именовалась  принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, то есть была немкой. Она была последовательницей другой великой немки, ставшей российской императрицей Екатериной Великой.  Мария Фёдоровна продолжила дело  Екатерины Великой и её личного секретаря. В 1797 году по указу императора Павла I   воспитательные дома переходили под личное покровительство царской семьи.

Подробно:
Екатерина Великая
Великий государственник
От Века Просвещения к шоу-бизнесу
Если бы такая «проститутка» управляла  Украиной…
Количество незаконнорождённых младенцев и просто подкидышей было так велико, что  в 1797 году власти пришлось ограничить численность детей в Воспитательных домах, чтобы сократить смертность среди них. Остальных стали отдавать в деревни в семьи государственных и царских крестьян на воспитание с целью прививки  к сельскому хозяйству. Мальчиков оставляли у крестьян до 18-летнего возраста, а девочек до 15 лет.

После смерти Марии Федоровны в 1828 году было создано Мариинское ведомство по управлению благотворительными, женскими и специализированными учебными заведениями. К началу 20 века только в Москве и Петербурге находилось 339 приютов, 140 учебных заведения и 4 лечебницы. При этом рушится принцип  доступности приюта. Воспитательный дом становится  сословным для незаконнорождённых дворянских детей. Дети с неизвестным происхождением отправлялись  в провинциальные дома и становились государственными крестьянами. Для их обучения создали около ста сельских школ, где работали выпускники из собственной учительской семинарии. К 1905 году в них училось и содержалось 33 тыс. человек.

К началу 20 века в России появилась потребность в создании системы высшего педагогического образования. В Петербурге на основе Бестужевских женских педагогически курсов и гимназии при Воспитательном доме создается в 1911 году женский педагогический институт. Это единственное  учебное заведение царской России давало женщинам высшее педагогическое образование. В стенах воспитательного дома работали лучшие профессора, которые заложили традиции классического университетского образования.

В честь императрицы Марии Федоровны названы Мариинская водная система, Мариинская больница в Петербурге и ряд населённых пунктов.

Императорский Воспитательный дом в Москве был заложен в 1764 году на набережной Москвы-реки в непосредственной близости от Кремля. До революции это здание-дворец было крупнейшим в Москве (длина фасада вдоль набережной 379 метров).


Здание Воспитательного дома построено по инициативе Ивана Бецкого - видного деятеля русского Просвещения и личного секретаря императрицы Екатерины Великой. Князь - внебрачный сын князя Ивана Трубецого и шведской баронессы - молодые годы провёл в Стокгольме, где его отец, будущий российский фельдмаршал, пробыл в шведском плену 18 лет. Главную цель своей деятельности князь видел в преобразовании всего российского народа путем воспитания.

Надпись на надгробии князя в Александро-Невской лавре:
«Ты милосердья полн, любови,
Спасал, хранил, учил, писал;
Кто блеск метал - ты устранялся;
Кто богател - ты ущедрялся;
Кто расточал - ты жизнь берег;
Кто для себя - ты жил для всех».

В московском Воспитательном доме с 1953 размещалась  Артиллерийская инженерная академия имени Ф. Э. Дзержинского, с 1997 года - Военная орденов Ленина, Октябрьской революции, Суворова академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ВА РВСН).


http://c1038.r38.cf3.rackcdn.com/group3/building29474/media/042jn7b.jpg

По предложению Ивана Белецкого в Санкт-Петербурге  был так же построен Воспитанный дом и  открыто «воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт). Воспитательный дом в Петербурге  готовил специалистов со средним специальным образованием. Из юношей готовили канцелярских служащих, фельдшеров, фармацевтов, садоводов, некоторых отправляли служить в военно-морской  флот. Девушки получали в основном педагогическое образование и устраивались гувернантками, домашними наставницами, учителями в сельских школах. Каждый способный воспитанник мог продолжить образование в университете или других вузах.


В бывшем петербургском воспитательном доме  разместился Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Перед зданием памятник русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому (1823 - 1870) -  основоположнику российской научной педагогике.  Он в 1855-1859 годы был чиновник министерства просвещения, инспектором и педагогом воспитательного дома.


http://fullref.ru/files/164/372abd9f38aabfb9f8d680edee67e07d.html_files/27.jpg

Великие немки у истоков российской благотворительности
Николаевский городок. Царский подарок пролетарскому государству

Россия, Благотворительность, Российская империя

Previous post Next post
Up