Владимир Дергачев, фотографии автора
Наш литерный поезд прибыл уже в Санкт-Петербург, переименованный из Ленинграда в мае 1992 года. Как выразился первый «демократический» мэр Анатолий Собчак, что в этом городе-колыбели трех революций, «давно не меняли пеленок». Новоиспеченный Санкт-Петербург встретил туристов ленинградской серостью, это сегодня северная Пальмира блестит и сверкает, правда не везде.
В Северной Пальмире зарождалось «демократическое» ядро новой российской власти. Всего три года до распада страны по улицам северной столицы бегал молодой аспирант Дмитрий Медведев, расклеивая афиши и агитируя за своего руководителя кандидатской диссертации, будущего несостоявшегося «колокола» российской демократии.
В ночь с воскресенья на понедельник нельзя стать демократом. Демократия это всего лишь форма, а не предмет, которым можно владеть. Для так называемых российских буревестников демократия служила в качестве булыжника для вхождения во власть, не был исключением и товарищ Собчак.
Бывший председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов о Собчаке: «Я в свое время был членом Высшей аттестационной комиссии, и мне поручили дать рецензию на кандидатскую диссертацию Собчака. Я почитал - там было столько ссылок на Ленина и на прочих начальников, что мы в ВАКе решили вернуть диссертацию автору, чтобы он ее переписал. Но на наши отношения в Верховном Совете через десять лет это никак не повлияло, Собчак часто приходил ко мне, приносил свои книги, подолгу разговаривал. Заткнуть этот фонтан было трудно».
В 1990 году в команду «демократов» Собчака направили помощника ректора Ленинградского государственного университета подполковник КГБ Владимира Путина, ставшего с 15 июля 1991 года председателем Комитета по внешним связям мэрии Ленинграда.
С Витебского вокзала нас автобусами доставили в Лениградский морской порт, где прошли таможню и пограничный контроль. Причалы морского вокзала были заняты другими судами, или организаторы круиза из-за ограниченности времени совместили бункеровку и загрузку продуктами круизного лайнера с посадкой пассажиров. Может быть это была финансовая схема выгодная порту и владельцам круизного судна. К прибывшим туристам на литерном поезде добавились пассажиры из Москвы и города революционной славы на Неве. Организаторы бизнес-тура разместили нас с профессором Мартыновским в полулюксе, теперь на современных круизных судах - это обычная стандартная каюта с балконом.
Ленинградский морской порт переживал не лучшие времена и в 90-е годы «уплывёт» в офшоры, как и многие другие стратегические предприятия России. В настоящее время грузооборот порта превышает свыше 50 млн. т (2016).
Выходим по морскому каналу в Финский залив. В сопровождении буксиров «Тарас Шевченко» покидает порт
Здесь и далее отцифрованные черно-белые фотографии Владимира Дергачева. 1992 год.
Морской канал. Справа Канонерский остров и жилые дома работиков судоремотного завода
Так скромно выглядел в 1992 году контейнерный терминал порта.
Профессор Сергей Мартыновский на фоне морского вокзала Санкт-Петербурга
От устья Большой Невки входим в Морской канал, проложенный до острова Котлин в Финском заливе. По каналу возможно движение судов с осадкой не более 11 метров (на пресную воду), длиной не более 320 метров и шириной не более 42 метров. На берегу канала расположен маяк Лесной Мол Створный Задний - четвёртый по высоте «традиционный» маяк в мире, самый высокий маяк в России и самый высокий створный (то есть, обязательно работающий в паре) маяк в мире.
Проходим мимо форта Император Александр I (Чумной) у острова Котлин, на котором расположен Кроншадт. Всего военно-морскую базу Кронштадт окружало свыше 15 оборонительных фортов.
©
Алексей Новосёлов http://static.panoramio.com/photos/large/3077436.jpg Форт Император Александр I (Чумной) входил в систему обороны Кронштадта. Крепость расположена на небольшом искусственном островке к югу от Котлина. Самый первый многоярусный форт Кронштадтской крепости был сооружен в 1836-1845 годах ближе к фарватеру, по которому и сегодня проходят суда, идущие по Морскому каналу.
Во время строительства дноуглубительные работы с помощью землечерпальных машин производились около года. Всего было забито 5335 двенадцатиметровых свай. После этого, уложили бетонную подушку на выровненном свайном поле высотой в 1,8 метра.
Форт выполнен в виде овального здания с тремя этажами и двором в центре. Со стороны Кронштадта находится пристань и служебное здание для служб и личного состава. Места в крепости было достаточно, чтобы держать гарнизон до 1000 человек. Форт был вооружён 103 орудиями, в число которых входили и новейшие трёхпудовые пушки, бывшие в то время самыми мощными крепостными орудиями.
После полувековой службы форт был исключен из состава оборонительных сооружений и до 1917 года использовался как лаборатория по исследованию чумы. В 1894 году в Гонконге и Кантоне вспыхнула эпидемия чумы, погибло около ста тысяч человек. К 1896 году чума добралась до границ Российской империи. Изолированное от внешнего мира укрепление идеально подходило для смертельно опасных работ, и здесь расположилась первая в России противочумная лаборатория, где при опытах с опасными микробами погибло несколько врачей. Допуск в это время в форт был строго ограничен, сообщение с внешним миром поддерживалось с помощью маленького пароходика с символическим названием «Микроб». Произведённые здесь препараты помогали предотвращать эпидемии чумы, холеры, тифа в Российской Империи.
С 1923 года укрепление снова перешло в руки военных, которые создали склад минно-трального оборудования, а к 1983 году форт Чумной был заброшен. В 2000 годах здесь проводили фестивали электронной музыки Fort Dance. В настоящее время форт находится в федеральной собственности, добраться до него можно либо зимой по льду Финского залива, либо летом на катере в составе экскурсий.
***
Строящийся и замороженный в 1992 году комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений включает дамбы (22 км), водопропускные и судопропускные сооружения. Из-за распада СССР строительство превратилось в долгострой, вместо проектных 8 лет продолжалось 32 года (1979 - 2011). Фотография замороженного участка строительства Судопропускного сооружения С-1, предназначенного для круглогодичного пропуска морских судов.
С-1 представляет собой судоходный пролёт с сегментными плавучими затворами-батопортами. Ширина судоходного пролёта 200 м, глубина воды на пороге 16 м. При угрозе наводнения доковые камеры с затворами заполняются водой, батопорты всплывают и выдвигаются в середину канала. Достигнув центра, затворы начинают наполняться водой и под своей тяжестью медленно опускаться на дно порога. Таким образом, они препятствуют дальнейшему продвижению балтийской нагонной волны к Санкт-Петербургу. В обычном состоянии батопорты находятся в сухих доковых камерах.
Блокировка судопропускного канала во время наводнения.
http://img11.nnm.me/e/b/4/5/b/91a59c4622051f58ddf72f610e0.jpg Под судоходным каналом проходит подземный шестиполосный автомобильный тоннель общей длиной 1961 м. Самая нижняя точка тоннеля расположена на отметке - минус 28 м. Получив информацию от Системы предупреждения угрозы наводнений о подъёме уровня воды, Дирекция КЗС заблаговременно предупреждает Администрацию порта Санкт-Петербург об угрозе затопления и прекращении навигации. Начинается подготовка к маневрированию затворов всех защитных сооружений.
На протяжении всей истории Санкт-Петербурга городу всегда угрожали наводнения. В настоящее время наводнением считается подъём воды выше 160 см от нуля Кронштадтского футштока. Со времени основания города было зафиксировано 305 подъёмов воды, из которых 3 считаются катастрофическими (300 см и выше).
Перед распадом СССР строительство Комплекса практически остановилась из-за финансовых трудностей и протестов «демократического» экологического движения, требующих в лучших традициях революционного пролетариата, до основания разрушить, что уже было построено.
Комплекс сооружений полностью вступил в строй в 2011 году.
Неповторимый 1992 год. Чрезмерное торжество капитализма Путешествие вокруг Европы под флагом исчезнувшего государства Санкт-Петербург. Город трех революций и буревестников российской демократии Копенгаген. Город, где богатых мучает совесть Гамбург. Достойный наследник ганзейской сверхдержавы вольных городов Нидерланды. Воспоминания о золотом веке приключений и работорговли Амстердам. Космополитичная столица безмерной демократии Французский Гавр. Родина «хрущевок». Вареная парижская курица Лиссабон. Великий час Португалии Барселона. Туристическая столица Средиземноморья Неаполь. Мастер-класс на Американском рынке Стамбул. «Челноки» штурмуют знаменитый рынок